Дети, воспитанные животными

Дикие дети. Однажды французский кинорежиссер Франсуа  Трюффо прочитал книгу Жана Итара "Воспоминания и сообщения о Викторе из Авейрона". В ней излагалась удивительная история. В 1799 году охотники поймали в окрестностях французского города Авейрона необычное существо. Внешне это был ребенок примерно 12-летнего возраста, но вел он себя как обезьяна: лазил по деревьям, с необыкновенной ловкостью перепрыгивал с ветки на ветку, не ведал человеческой речи (т. е. сам не говорил и чужую речь не понимал). Мальчик, названный Виктором, был отдан на воспитание знаменитому парижскому врачу, одному из основоположников детской психиатрии и психологии Жану Итару (1775-1838). Доктор Итар приложил много сил, чтобы очеловечить Виктора, вернуть ему утраченные или просто неразвитые навыки члена человеческого сообщества. Конечно, какой-то Прогресс в этом отношении наступил, но, дожив до 40-летнего возраста, Виктор так и не стал тем, кем мог стать по рождению, если бы с детства находился среди людей.

Судьба Виктора не могла не заинтересовать окружающих. Как обычно и случается, появилось много предположений о его происхождении, люди спорили о том, чей он сын и как оказался в лесу. Однако бесспорным было одно: Виктор так и не смог наверстать упущенное и остался полузверем-получеловеком: ведь человеком можно стать, лишь живя в человеческом обществе.

Энциклопедисты, поклонником которых был Жан Итар, утверждали, что хорошим человеком можно стать лишь в хорошем обществе. Но где это хорошее общество? И что такое хорошее общество? И почему в несовершенном обществе появляются совершенные люди или просто хорошие люди? На эти вопросы пока еще нет однозначного ответа. Но там, где бессильны ученые, там могут быть куда мудрее художники. Искусство всегда убеждает зрителей и читателей в том, что мы должны постоянно стремиться к созданию хорошего общества и хороших людей, ведь цель искусства - укрепить и сохранить в душе надежду на некое совершенство, на возможность идеала.

Трюффо поставил фильм под названием "Дикий ребенок" (1970), сыграв в нем роль Итара. История Виктора привлекала внимание режиссера не только своей необычностью и сенсационностью. Она была любопытна и в другом отношении: что же усваивает не испорченный цивилизацией ребенок, оказавшись впервые в человеческом обществе?

Если ответить на этой вопрос односложно, то почти ничего.

И почти все известные в науке случаи подобного типа лишь иллюстрируют такой ответ.

19 февраля 1985 года в Индии скончался мальчик по имени Балу, за судьбой которого ученые наблюдали около девяти лет.

История эта началась в 1976 году, когда один крестьянин случайно обнаружил на лесной тропе трех волчат и ребенка. Они играли, не обращая ни на кого внимания. Как только они заметили человека, бросились наутек. Волчатам удалось убежать, а ребенка поймали, привезли в деревню, поместили в одной семье и назвали Балу, что переводится на русский как "медведь" (в сказке Киплинга "Маугли" тоже был Балу - медведь, учивший Маугли).

Жители деревни пытались вернуть Балу человеческий облик, но все было безуспешно. Ни рис, ни овощи, ни другие традиционные в деревне виды пищи мальчик не ел, он предпочитал лишь сырое мясо. Он ловил кур и тайком съедал их. Найти на него управу не удавалось. Особенно зверел Балу по вечерам. Стоило ему услышать вой шакалов или лай собак, он мгновенно возбуждался, начинал по-волчьи выть, глаза его хищно блестели. Передвигался он только на четвереньках.

Не в силах исправить ребенка и видя, что он опасен для окружающих, крестьяне передали мальчика в монастырь. Там с ним систематически занимались, но успехи были незначительные. Максимум чего удалось достичь, так это того, что временами он стал откликаться на свое имя, иногда брать пищу с ладони и еще реже - подниматься на ноги.

Однажды Балу чем-то заболел, слег, перестал двигаться и вскоре умер, доктора подозревали сильнейшую пневмонию. Никакие "человечьи" лекарства ему не помогали.

Кто он такой, отчего оказался в лесу - тут можно фантазировать сколько угодно. Несомненно, что, несмотря на титанические усилия людей вернуть мальчику человеческий облик, это им не удалось даже в минимальной степени. Видимо, наверстать упущенное невозможно - особенно если ребенок с самых первых лет жил вне человеческой среды.

История Маугли, Виктора из Авейрона, Каспара Хаузера и многих других так называемых диких детей показывает, что все человеческое можно приобрести только в человеческом обществе, в процессе подражания людям, с помощью культивирования человеческого поведения, а последнее зависит от взрослых. Даже такие, казалось бы, сугубо биологические явления, как способность отличить горячую пищу от холодной, как умение передвигаться в вертикальном положении, не говоря о речи или навыках опрятности - все это формируется лишь в процессе полноценного социального воздействия, а оно для ребенка в первую очередь связано с благополучием в семье.