"...Многим, наверное, кажется, что времена сирот ушли в прошлое. Да, сейчас нет ни беспризорных, ни бездомных детей. Но есть еще ребятишки, которые растут без родителей. Как это ни прискорбно, но большую часть питомцев детского дома составляют дети, родители которых лишены родительских прав. Примерно десятая часть - "отказники", ребятишки, мамы которых оставили их в роддоме. И лишь единицы - сироты, у которых родители погибли от несчастного случая.
Да, государство тратит большие деньги на воспитание этих детей. У них светлые теплые комнаты, на каждую группу из двадцати человек по штату три воспитательницы и две няни. Шефы часто балуют детей игрушками. И все же, как не хватает им душевного, домашнего тепла! Как отстают они от тех ребят, что воспитываются в семьях! И когда смотришь на них, сжимается сердце оттого, что по вине родителей жизнь этих малышей начинается с трагедии".
Вот такое письмо. Такие письма могли бы написать тысячи людей, сталкивающихся с современными детскими домами.
Почти все эти дети испытывают действие по меньшей мере, двух неблагоприятных факторов: 1) отсутствие матери и вообще семьи; 2) патологической наследственной отягощенности. На многих детей влияет и третий фактор - патология беременности и родов, особенно если они родились от матерей-пьяниц. Такое сочетание неблагоприятных факторов может непоправимо искалечить жизнь маленького человека.
Эта проблема широко освещается в мировой медицинской и психологической печати, публикаций тут бесконечно много. И все они примерно однотипны - как по описанию причин, сделавших детей сиротами при живых-то родителях, так и по выводам в отношении психического развития подобных детей.
Писатель Альберт Лиханов неоднократно выступал со статьями, посвященными судьбе детей, находящихся в детских домах. 27 февраля 1985 года "Литературная газета" напечатала его очерк "Дети без родителей". "Аварии, катастрофы, землетрясения, ясное дело, неизбежны даже в самое мирное время, - констатирует писатель, - но, скажем откровенно, детей, оказавшихся сиротами в результате таких бед, - считанные доли процента. Горько говорить об этом, но без попечения родителей дети остаются по вине - или беде - самих родителей".
17 июля 1985 года "Известия" напечатали письмо учительницы школы-интерната из Челябинска Т. Курбатовой. Письмо называется "Трудные дети и их среда". Учительница вспоминает, что когда она пришла работать в интернат, ее предупреждали, что работать будет трудно. Теперь она поняла, что работать с детьми из интернатов - это совсем не то, что работать с детьми из обычных семей.
"...Какие разные судьбы! У кого мать умерла, кого бросила, кто расстался с нею на определенный срок.
- Знаете, откуда у меня шрам? Мамочка родная бросала меня под машину, - рассказывает одна, блестя сухими глазами. А другой вздыхает:
- Нет, у меня мать хорошая, но дура, пьет много.
Может быть, из всех судеб самые драматичные эти, когда родители на самом деле есть, но ребенок вот так и живет с ярлыком "отказного", никому не нужного.
Есть у нас в интернате девочка, которая ходит в модных, дорогих нарядах, брезгуя надевать "интернатскую дешевку". Да, у нее есть родители, обеспеченные папа и мама, готовые одеть свою дочь во что угодно, только бы она им не докучала, не мешала жить "для себя"...
Хорошо ли, что просто несчастные дети и те, у кого сформировались едва ли не преступные наклонности, оказываются в одной среде? Образуется такой концентрированный раствор неблагополучия, что трудно рассчитывать на перевоспитание", - заканчивает Т. Курбатова свое горестное письмо.