Причин тут, наверное, много, все не перечислишь. Одна из них - могучий родительский авторитет, задавливающий в ребенке всякие проблески самостоятельности. Виной тут нередко и органическая неполноценность головного мозга (из-за патологии родов или частых болезней в детстве и пр.), и какие-то наследственные факторы, заложенные в генном аппарате родителей, и многое другое. Здесь очень многое еще не ясно. Но поистине неистребима жажда некоторых родителей найти патентованное средство для производства гениев.
Одной из самых выдающихся деятельниц российского Просвещения екатерининской эпохи была Екатерина Романовна Дашкова (1744-1810), с 1783 по 1794 годы, находившаяся во главе двух академий - Петербургской академии наук и Российской академии. Героиня нашего рассказа принадлежала к сливкам тогдашней - " русской аристократии", к людям, определявшим политику России. Активная участница переворота 1762 года, свергнувшего Петра Третьего и посадившего на российский престол бедную немецкую принцессу, ставшую со временем русской императрицей Екатериной Второй, княгиня Дашкова была одной из самых образованных женщин России. Она объездила всю Европу, общалась едва ли не со всеми выдающимися интеллектуалами, слушала лекции прославленных профессоров.
10 лет Дашкова провела за пределами России, стремясь максимально развить интеллектуальные и нравственные способности своего единственного сына Павла. Казалось, благодаря такому воспитанию Павел Дашков мог стать выдающимся человеком. Но стал ли? "Прост и пьяница" - так характеризовала его Екатерина Вторая.
Ну что ж, пьяниц было много среди детей известных людей. Правда, большинство этих известных людей были настолько заняты собой, что своими детьми не занимались. Их родительским эгоизмом и можно объяснить то, что их дети выросли в никчемных людей. Но с Дашковой все иначе: она уделяла сыну и дочери много внимания, учила их, как, наверное, ни одна мать в мире. Дашкова, казалось, была самой лучшей матерью и воспитательницей. Более того, она опубликовала много статей, в которых высказывала прогрессивные и поныне взгляды. В частности, Дашкова уверяла, что для того, чтобы дети были умными и энергичными, нужно воспитывать их не в закрытых учебных заведениях и не в привычной им среде, а только в собственной семье, если, конечно, семья много путешествует и ребенок тем самым отрывается от стойких стереотипов, сформированных в родительском доме. Именно таким образом Дашкова воспитывала сына и дочь. Но дети оказались средними, ничем не выделявшимися из своей среды людьми.
«С хваленым матерью воспитанием и дочь и сын вышли негодяи: сын военного ордена не мог... заслужить», - сообщала Екатерина Вторая. (Цит. по книге Л. Я. Лозинской "Во главе двух академий". - М., 1979. - С. 63.)
Мы можем только гадать, почему дети выдающейся деятельницы отечественного просвещения, воспитывавшей их самым лучшим, самым передовым образом, выросли пустыми людьми. Жаль, конечно, их мать, но тайна все равно остается.
Далее речь пойдет об опыте семьи Никитиных, о которых сообщает наша пресса как о реформаторах современной педагогики, придумавших самые лучшие, самые передовые методы воспитания. Ну а задумывались ли журналисты и иные почитатели Никитиных о результатах их экспериментов над собственными детьми?
В семье выросло много детей, в которых чуть ли не с пеленок вталкивали информацию, которую они должны были освоить в значительно более старшем возрасте. Понятно, что такие детишки одно время поражали воображение любопытных взрослых и некоторых сверстников. Да и как же иначе: ребенку положено идти во второй класс, а он по степени своей информированности (не ума! - интеллект и информированность далеко не одно и то же) тянет на шестой класс. Чудо, чудо свершилось - кричали журналисты, вот вам рецепт приготовления гениев в массовых масштабах.
В первой половине 70-х годов я несколько раз приезжал в Болшево и наблюдал за детьми. Однажды - это было глубокой зимой - Борис Павлович Никитин и два его сына пошли провожать меня на станцию. Был трескучий мороз, я мерз, дети же носились вокруг отца и меня в своих легоньких одеждах, словно не замечая холода. Отец довольно поглядывал на них; разумеется, он испытывал гордость за дело рук своих. Прощаясь, он спросил меня:
- Скажите как детский психиатр: мои дети здоровы?
- Я приехал к вам не как психиатр, а как любопытный рядовой гражданин. Мне ведь тоже интересно посмотреть на никитинское чудо, о коем так много говорят. Понятно, что я тоже восхищаюсь вашим титаническим трудом и бесконечным самопожертвованием.
- Ну, и какие же выводы вы сделали?
- Да ничего особенного.
- То есть как ничего особенного?
- Да так вот. Незачем огород городить с напичкиванием детишек несвойственной их возрасту информацией. В лучшем случае дети вырастут такими же, как и все, то есть будут обычными отпрысками интеллигентного семейства. А в худшем - как они справятся со своими притязаниями?
- Но ведь мы развиваем у них способности с раннего детства, и они, как вы утверждаете, все равно будут обычными?
- Природа не любит скачков, нарушать типичные для нее закономерности и последовательности нельзя. Перепрыгнуть законы природы, обойти их невозможно, ожидаемого все равно не будет. Печальной памяти академик Лысенко сколько "внедрял" идею мгновенной переделки одного сорта злаков в другие. Ну, а результаты? Ничего Трофим Денисович не мог доказать. Практика - критерий истины. Это и разоблачило всесильного академика.
- Выходит, я тоже Лысенко?
- Вы - Никитин, но... ваши дети будут такими, как положено их природой и естественными социальными воздействиями, а не вашим односторонним воспитанием. Как и всякие дети, они могут знать больше, чем родители, и чем-то отличаться от них, но таланты рождаются из сочетания врожденных талантов и выявления этих талантов. Ежели нечего выявлять, то воспитывай, не воспитывай - толку особого не будет. Каждый может научиться рисовать, но не всякий способен стать великим художником. Натаскать, напичкать, заполнить знаниями можно, но ведь это еще не рождение гениальности.
- Ну, а трудовое воспитание, трудовые навыки, к которым я чуть ли не с пеленок приучаю детей, - вы и против этого?
- Тут я на сто процентов на вашей стороне. У меня нет ни малейшего расхождения с вашей системой раннего приучения детей к труду. И если вы добьетесь каких-то больших результатов в формировании характера и личности ваших детей, то - убежден - не за счет напичкивания их несвойственной возрасту информацией, а за счет приучения к труду. В этом вы безусловный молодец, честь вам и слава за это. Белоручек не растите.
Жизнь разрешила наш спор. Собственно, результат никитинского эксперимента был очевиден тогда, когда он только зарождался.
Итак, никитинские дети стали взрослыми, у некоторых из них уже имеются свои дети. Стали ли никитинские дети какими-то сверхвыдающимися или просто выдающимися людьми? Нет, конечно. Они совершенно обычные люди. Так нужно ли было принимать столько мук, нужно ли было полностью отдавать свою жизнь ради этого? Нужно ли ставить эксперименты над собственными детьми?