Принципы врачебной профессиональной консультации, часть 1

Правильно организованный труд с учетом физиолого-гигиенических требований и правильно избранная профессия не только не приносят вред растущему организму, но и оказывают благотворное влияние на рост, развитие и формирование подростка как личности.

Производительный труд воспитывает у подростков дисциплину и уважение к людям труда и самому себе как участнику этого созидательного труда. В этом возрасте впервые формируется профессиональная направленность, стремление подростка к участию в труде. Однако при выборе профессии большинство подростков еще не могут правильно определить своего соответствия требованиям, предъявляемым профессией к работающему, т. е. наличия и степени развития у них именно тех качеств и особенностей, которые обеспечивают успех в освоении тех или иных рабочих операций и профессии в целом. Тем более они совершенно не могут, как уже было отмечено, учитывать соответствия своего здоровья требованиям профессии, во-первых, в силу незнания гигиенической характеристики труда и возможности каких-либо отрицательных его последствий, во-вторых, в связи со свойственной подросткам переоценкой своих физических возможностей, постоянным и упорным стремлением считать себя вполне полноценным, здоровым человеком, с игнорированием имеющихся заболеваний и отклонений в состоянии здоровья как повода для каких-либо ограничений в жизнедеятельности вообще и тем более для участия в труде.

Учитывая это, важное значение приобретает роль старших наставников - педагогов, родителей, врачей - при выборе подростком профессии. Особо ответственна роль врача как специалиста, осуществляющего грамотную профессиональную консультацию.

Многолетний опыт работы в области врачебной профессиональной консультации позволил нам разработать основные принципы и методы проведения этой важной работы и рекомендовать их врачам, обслуживающим подростков.

Главным различием участия врача в этой работе для взрослых и подростков является то, что среди первых врач в основном проводит профессиональный отбор, тогда как для подростков он призван оказывать профессиональную консультацию и лишь в очень ограниченных масштабах заниматься отбором. Многими различия этих двух понятий сводятся только к разнице в терминологии; между тем они различны не столько по своей сути, сколько по методам и масштабу работы, по конечным ее целям и задачам.

Профессиональный отбор ставит перед врачом более узкие и конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. Мы не касаемся здесь других сторон и задач профессионального отбора, призванного выявить физиологические, психологические и другие качества, так называемые «ключевые функции», обеспечивающие возможность успешного освоения различных профессий; эта сторона проблемы профессионального отбора составляет компетенцию психологов, физиологов, социологов, педагогов.

Профессиональный отбор рассматривается нами в настоящем изложении с точки зрения роли и участия в нем врача, призванного установить соответствие избранной профессии состоянию здоровья человека.

Таким образом, если в широком смысле понятие «профессиональный отбор» есть подбор людей к профессии, выявление наиболее талантливых, полноценных, «умелых», способных наилучшим образом освоить профессию и дать в ней высокие показатели производительности труда, то в более узком, врачебном смысле под профессиональным отбором понимается определение возможности освоить профессию и справиться с полным объемом нагрузки после обучения при наличии тех или иных изменений в состоянии здоровья. Успешное выполнение даже этой, в определенном смысле узкой, задачи профессионального отбора также способствует повышению производительности труда и стабильности рабочих кадров.

Задачей науки является - объединить эти общие физиологические, психологические и врачебные задачи профессионального отбора, разработать общие критерии подхода к профотбору.

В конкретных же условиях врачебной деятельности данного направления врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными иа которых являются: характер и условия труда в избранной человеком профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы профессионального отбора, осуществляемого врачом.
Врачебная профессиональная консультация преследует более широкие задачи; она призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма подростка, состоянию отдельных его органов и систем, состоянию физического и психического развития. Учитывая, что подростки только вступают в трудовую жизнь и чаще всего еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не профессиональный отбор. Последний производится в более узком масштабе, лишь для подростков, избравших себе определенный род деятельности. В итоге профессиональный отбор также нередко предусматривает профессиональную консультацию, поскольку подростки при выборе профессии не учитывают состояния здоровья и часто оказываются не годными к избранной профессии. Таким образом, различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека. Этим определяются и различия в работе врача, объеме и специфике предварительного освидетельствования для целей профотбора и профконсультации, о которых будет сказано в соответствующем разделе.

Для полноценного осуществления врачебной профессиональной консультации необходимо соблюдение следующих условий:

1) врачи должны быть достаточно осведомлены об особенностях подросткового возраста и их значении для профконсультационных целей;

2) медицинское освидетельствование должно быть проведено с учетом требований профессиональной консультации;

3) необходимо хорошо знать характер и условия труда в различных, наиболее массовых, профессиях, возможное влияние их на растущий организм и на течение некоторых заболеваний;

4) врачи должны знать и правильно пользоваться действующими перечнями медицинских противопоказаний для обучения в учебных заведениях различных систем (профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях);

5) врачи должны быть осведомлены о законах и инструкциях по охране труда подростков.

Соблюдение этих условий позволит врачу правильно решать задачи и принимать действенное участие в работе по профессиональной ориентации школьников. Поэтому, наряду с изучением литературы вопроса (например, по особенностям возраста, гигиене труда в отдельных отраслях промышленности, законов и инструкций), необходимо личное ознакомление с характером и условиями труда на ряде производств обслуживаемого микрорайона и составление (при участии промышленно-санитарных врачей) санитарных характеристик на наиболее массовые профессии этих производств.

Прочитать по теме:
Принципы врачебной профессиональной консультации, часть 2
Принципы врачебной профессиональной консультации, часть 3