- Однако все-таки врач - обыкновенный человек, и для сохранения, укрепления, развития «особых качеств души» ему необходимы, как и каждому из нас, определенные стимулы. Всегда ли врачу для внимательного отношения к каждому больному оказывается достаточно такого мощного, но единственного стимула, как гуманность? Что, кроме сознания долга, может заставить врача постоянно повышать, свою квалификацию? Особенно это относится к рядовому - участковому, районному врачу. Он находится на передней линии фронта борьбы с болезнью, сталкивается с большими трудностями в работе, со многими конфликтными ситуациями. При этом участковый врач получает пациентов вместе с участком. Какие же стимулы могут заставить его упорно и настойчиво завоевывать их доверие, повседневно повышать свою квалификацию?
В этой связи мне кажется, что определенный интерес представляет вопрос о свободном выборе пациентами врача. В одной из поликлиник Таллина сейчас проводится такой эксперимент и, судя по первым результатам, дело идет успешно: пациенты теперь не говорят: «Ах, эти врачи ничего не понимают»; сами врачи испытывают удовлетворение от добровольного доверия своих больных. Как вы относитесь к этой проблеме?
Академик Б.В. Петровский:
- Вопрос о свободном выборе врача ставят перед нами зарубежные коллеги из капиталистических стран. Как известно, первая встреча врача с больным происходит в этих странах обычно в стенах кабинета частного врача-одиночки. В СССР первичное обращение больного к врачу происходит в районной поликлинике или сельской амбулатории. Наша советская поликлиника - это комплексное учреждение, где работают врачи по многим специальностям, а участковый врач - терапевт наблюдает за населением определенной территории и имеет участок, где живет 2-2,5 тыс. человек.
Участковый врач - это ведущая фигура. Он принимает больных в поликлинике, посещает их на дому, проводит диспансеризацию, консультирует сложных больных со специалистами. Это большой труженик, уважаемый в обществе человек, и его больные любят. Например, если говорить об одной из поликлиник Таллина, о которой упоминалось выше, то за полгода только 0,2% больных изъявило желание перейти от своего участкового врача к другому.
Разумеется, приходится считаться с психологией больного человека и его личным отношением к конкретному врачу. Не исключены и отдельные недоразумения между врачом и пациентом, которые могут иметь различные причины. С одной стороны, случается, что некоторые врачи не умеют установить хороший контакт с пациентом, не умеют найти в отношениях с ним правильный тон, индивидуальный психологический подход. С другой стороны, бывает, что и больные, а чаще всего их родственники, относятся к врачу без должного уважения, а иногда попросту нетактично, грубо, видят в докторе «обслуживающий персонал», который, по их мнению, должен потакать всем их капризам. Таких людей необходимо настойчиво воспитывать. Ведь для успешного лечения необходимо не только ответственное выполнение обязанностей врача по отношению к больному, но и доверие, понимание пациента, который вверяет врачу свое здоровье, а часто и жизнь.
Как же в наших условиях должны разрешаться конфликты, если они возникают, между пациентом и участковым врачом? У нас в каждой поликлинике имеются старшие товарищи - заведующий терапевтическим отделением, заместитель главного врача по лечебной работе, консультанты-специалисты. Поэтому всегда имеется возможность организовать консилиум, обследовать больного в стационаре и т. д.
Я бываю в различных районах нашей страны и часто беседую с участковыми врачами и больными. Опыт подтверждает правильность советской системы поликлинической помощи населению, принятой во всех странах социализма. Этот опыт постепенно используется и в других странах. Поэтому сегодня нет никаких оснований вводить новые правила приема больных, дезорганизующие работу территориального врачебного участка.
Что же касается стимулов для повышения квалификации, то несомненно, что для советского врача главный, основной стимул - его гуманные устремления, его высокий моральный долг, его удовлетворение благородной деятельностью. Нас стимулируют к совершенствованию и престиж профессии врача, который очень высок в нашем обществе, забота государства о медицинских работниках. Лучшим из медиков присваивается звание «заслуженный врач республики», их награждают высшими знаками отличия. Недавно врачам была повышена заработная плата, причем это повышение было более высоким для участковых врачей. Постоянно улучшаются условия их деятельности.
Несколько десятилетий наша страна прилагала большие усилия для того, чтобы подготовить достаточное количество врачей. Теперь эта задача в основном решена - к концу пятилетки их число превысит 800 тыс., на каждые 308 жителей страны будет приходиться один врач. Сейчас главная проблема здравоохранения - обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Именно для этого недавно была проведена серьезная реформа подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, которая уже приносит хорошие результаты и еще более плодотворно скажется в будущем.
В настоящее время мы стремимся к тому, чтобы контролировать уже самый начальный этап подготовки специалиста - этап выбора профессии. Во время приема в институты преподаватели ведут теперь специальные беседы с каждым поступающим, в которых выявляются его склонности, качества личности, характера.
В процессе обучения в институте большое внимание уделяется ознакомлению студентов с основами деонтологии - врачебной этики, выявлению индивидуальных склонностей к той или иной врачебной специальности. Как известно, весь шестой курс отводится для специализации. Раньше молодой врач сразу после 6 лет обучения и сдачи экзаменов приступал к самостоятельной работе. Однако опыт показал, что полноценные практические навыки, - а врач должен обладать не только знанием, но и умением,- трудно получить во время обучения в вузе. Вот почему в 1969 г. была введена интернатура: молодой врач с дипломом еще на целый год направляется для стажировки в крупную больницу и только после этого едет к постоянному месту работы. Молодой врач при этом работает под руководством опытных специалистов, проводит полный курс лечения многих разнообразных больных, лечит воспаления легких и ангины, а если он хирург - самостоятельно оперирует. Такой молодой врач сдает дополнительно экзамен и после этого становится полноценным врачом-специалистом.
Разумеется, на этом его совершенствование не заканчивается. Тот не врач, кто не совершенствуется всю жизнь. Ведь медицина - это особая профессия, в которой нельзя допустить ошибок, потому что они могут привести к тяжелым последствиям. Все наши врачи каждые пять лет должны проходить курс повышения квалификации. Стимулирует врача к повышению мастерства и возможность прохождения аттестации на получение высшей категории, что приносит ему определенные материальные льготы и моральные преимущества.
Таким образом, у нас действует стройная система подготовки высококвалифицированных специалистов. Вместе с тем, по-видимому, действительно назрела необходимость еще более дифференцированной оценки врачебной квалификации. Сейчас ведутся исследования, которые дадут возможность более успешно решать вопросы профориентации и профотбора, дифференцированной оплаты, улучшения условий труда и отдыха врачей.
Постоянный рост врачебного мастерства - важная проблема нашего здравоохранения, которой мы уделяем неослабное внимание.