Патогенез носительства дифтерийной инфекции


Вопросы патогенеза различных клинических форм дифтерии изучены в достаточной мере, но до последнего времени оставалось неясным, как трактовать процесс носительства.

Принятое название здоровое носительство исключает взаимодействие микроба с организмом, дает право считать этот вид дифтерийной инфекции механическим пребыванием бактерий на слизистых оболочках, раневых поверхностях человека и животного.

В отдельных работах указывалось на изменение свойств дифтерийной палочки в процессе носительства, высказывались предположения о имеющихся изменениях и в организме носителя. С целью изучения патогенеза здорового носительства мы разработали воспроизведение здорового носительства в условиях, наиболее близких к естественным, т. е. к носительству дифтерийных бактерий человеком, как по способу заражения, так и по локализации. Наиболее приемлемым лабораторным животным мы считали кролика, животного с хорошо выраженными миндалинами, что позволило воспроизвести носительство на том же органе, на котором локализуются дифтерийные бактерии у человека. Носительство воспроизводилось без нарушения целости ткани у беспородных кроликов массой 2-2,5 кг. Полученная модель здорового носительства коринебактерии дифтерии дала возможность решать ряд вопросов, связанных с его патогенезом.

Распространение дифтерийной бактерии в организме носителя. Для изучения поведения бактерии в организме носителя мы использовали метод меченых атомов, с помощью которого можно не только точно идентифицировать выделенные бактерии, но и изучить их распространение в организме, что безусловно имеет большое значение для, выяснения патогенеза болезни.

Проведенные исследования с помощью меченых атомов позволили доказать, что орошение зева кроликов дифтерийной культурой ведет к формированию в зеве очага дифтерийного носительства. В процессе формирования носительства наблюдаются бактериемия, проникновение и накопление дифтерийных палочек в органах и тканях кроликов. Палочки активно выводятся с мочой и содержимым кишок, поэтому пробы мочи и содержимого кишок до 4 суток дают более высокую радиоактивность. Повышенная радиоактивность миндалин говорит о постоянном присутствии дифтерийных бактерий в них, что согласуется с бактериологическими исследованиями.

Значение дозы, заразного материала в воспроизведении процесса здорового носительства. На значение дозы заразного материала в возникновении инфекционного процесса, в частности дифтерии, указывают многие авторы. А. А. Триполитова и В. Г. Краснова в опытах воспроизведения дифтерийной инфекции на мышах показали зависимость степени обсеменения организма мышей и длительности сохранения дифтерийной палочки от дозы использованной для заражения культуры.

Н. И. Колисниченко установлено значение дозы заразного материала в развитии инфекционного процесса. При заражении кроликов дифтерийной палочкой (1 млрд. микробных клеток) развивался острый инфекционный процесс с выраженной клинической картиной (снижение массы тела, повышение температуры, конъюнктивит с отеком глаз, выделение слизи из носа) и последующей гибелью животных. Заражение животных 500 млн. микробных клеток вызывало инфекционный процесс с менее выраженными клиническими проявлениями. Половина животных погибала на 5-6-е сутки, у остальных наступало выздоровление, но бактерионосительство продолжалось до 4 мес. При заражении кроликов культурой в дозе 200 и 50 млн. микробных клеток выраженной клинической реакции мы не наблюдали. Бактерионосительство продолжалось до 2- 3,5 мес. При заражении животных дозой 10 000-1 млн, микробных клеток носительство продолжалось до 6 недель, а при введении кроликам 1000 микробных клеток - от 4 ч до 13 суток. При всех дозах максимальная обсемененность зева была в первые 2 нед после заражения, а затем постепенно снижалась. Результаты эксперимента показали, что с увеличением инфицирующей дозы возрастает интенсивность выделения бактерий в области инокуляции. Установление сущности количественных взаимоотношений между инфицирующей дозой и интенсивностью ответной реакции макроогранизма имеет большое эпидемиологическое и общетеоретическое значение.

Возбудитель дифтерии вызывает в организме образование специфических факторов иммунобиологической защиты (агглютининов и антитоксинов), величина нарастания которых, как и степень выраженности инфекционного процесса, зависит от дозы введенных микробов. На фоне определенных специфических иммунобиологических сдвигов изменяются и факторы естественной невосприимчивости. Естественная резистентность определяется в основном совокупностью клеточных, тканевых и гуморальных факторов. Исследования показали, что при развитии у кроликов инфекционного процесса различной тяжести происходит изменение фагоцитарной активности лейкоцитов и способности их к завершенному фагоцитозу. Изменение фагоцитарной активности, как и других показателей, зависит от дозы заразного материала. Изменяются показатели важнейших компонентов бактерицидной системы сыворотки крови комплемента и пропердина, особенно при носительстве токсигенных дифтерийных бактерий.

Невосприимчивость организма к инфекционным болезням связана не только с состоянием гуморального иммунитета, но и с факторами клеточного иммунитета. Вопросы формирования клеточного иммунитета, степени влияния его на течение инфекционного процесса еще мало изучены, проблема патогенеза здорового дифтерийного носительства в литературе почти совсем не освещена.

Г. И. Близнюк выяснила состояние некоторых сторон внутриклеточного обмена в лейкоцитах крови с помощью различных цитохимических реакций при экспериментальном дифтерийном носительстве, вызванном различными по биохимическим свойствам штаммами. Автор установила изменение числа лейкоцитов, показателей гликогена, активности пероксидазы и щелочной фосфатазы в форменных элементах белой крови в процессе развития экспериментального дифтерийного носительства у кроликов.

Данные электрокардиографических исследований, проведенных у кроликов-носителей, показывают наличие существенных изменений со стороны сердца, наступающих в результате заражения животных, особенно токсигенной дифтерийной культурой.

Данные, полученные в результате электрокардиографических исследований в процессе носительства у кроликов, согласуются с данными, полученными у детей-носителей, подтверждают положение о том, что процесс носительства вызывает определенные изменения в организме носителя и данные изучения белковых фракций сывороток крови носителей.

Патоморфологические изменения ткани миндалин у кроликов-носителей. Для выяснения патогенеза здорового носительства большое значение имеет изучение патогистологических изменений в ткани миндалин.

Ю. А. Барштейном установлено, что в миндалинах у кроликов, зараженных различными штаммами дифтерийной палочки, развиваются острые воспаления с поражением многослойного плоского эпителия слизистой оболочки, подслизистого слоя, сопровождаемые перестройкой лимфоидного аппарата миндалин. Во всех наблюдениях сосудистый компонент выражен четко, что является результатом воздействия дифтерийного токсина на блуждающий нерв, надпочечники, сердце и сосуды.

В миндалинах животных, зараженных музейным штаммом, PW-8, изменения эпителия слизистой оболочки, сосудистой реакции (полнокровие, иногда стазы и экстравазаты) и реактивные изменения в лимфатических фолликулах, начинаясь уже с первых часов заражения, становятся наиболее выраженными через 48 ч и наблюдаются до 10 суток, а затем постепенно ослабевая, остаются до конечного срока наблюдения - 15 суток.

У животных, зараженных свежевыделенным токсигенным штаммом, в миндалинах развивается острый процесс с выраженным поражением эпителия слизистой оболочки, подслизистого слоя и реактивной перестройкой лимфоидных фолликулов. При этом отмечаются резко выраженное полнокровие, стазы и большое количество мелких и крупных кровоизлияний, а впоследствии - выраженный отек и фибриноидное разволокнение стенок сосудов. На 20-е сутки после заражения полнокровие становится менее выраженным, стазы, мелкие экстравазаты и крупные кровоизлияния уже не встречаются. В эти сроки в ткани миндалин выражен отек всех слоев и регенерация эпителия, которая особенно видна в его ростковом слое. Видны следы рассасываемых геморрагии и большая реакция ретикулярной стромы миндалин.
 
Проведенные исследования дают основание говорить о том, что бессимптомное носительство дифтерийной палочки приводит к возникновению в ткани миндалин воспалительного процесса большей или меньшей тяжести в зависимости от штамма дифтерийной палочки, использованного для заражения. Они также подтверждают, что так называемое «здоровое носительство» дифтерийной палочки является одной из форм болезни.

Факторы, изменяющие процесс носительства. Получив данные о том, что носительство является одной из форм инфекционного процесса, в большой степени зависящего от общего состояния организма, напряженности иммунитета и состояния миндалин, с целью предотвращения или ограничения сроков носительства, мы испытали действие гамма-глобулина, антитонзиллярной цитотоксической сыворотки (АЦС), повышающей резистентность миндалин, а также специфических средств - антитоксической противодифтерийной сыворотки и иммунизации.

Гамма-глобулин вводили кроликам до заражения, одновременно с заражением и после заражения. Наиболее эффективной схемой применения гамма-глобулина оказалось введение его одновременно с заражением. Для лечения носителей важно наиболее раннее введение гамма-глобулина.

Мы провели санацию 36 детей-носителей антиретикулярной тонзиллярной цитотоксической сывороткой. 3 из них были длительными носителями. Из 31 ребенка, прошедших полный курс лечения, дифтерийные палочки обнаружены у 8.

Антитоксическая противодифтерийная сыворотка оказывает влияние на токсический компонент при дифтерии, влияние ее на возбудителя не выяснено. Из опыта работы, лабораторий инфекционных больниц известно, что высеваемость дифтерийной палочки после введения лечебной сыворотки снижается. С. К. Витрук показал, что добавление к питательной среде сыворотки «Диаферм-3» задерживает рост дифтерийной палочки. Мы испытали действие лечебной антитоксической сыворотки «Диаферм-3» в опытах на кроликах-носителях. Сыворотку вводили за 6 ч до заражения, одновременно с заражением и спустя 6 и 24 ч после заражения, в количестве 1000 МЕ/мл (доза, принятая в качестве лечебной при катаральных формах дифтерии, с учетом массы тела). У животных, получивших сыворотку за 6 ч до заражения и одновременно с заражением, результаты действия отмечаются в первые дни, у остальных - начиная с 10-го дня. Данные исследования показывают, что дифтерийная антитоксическая сыворотка способствует освобождению животных от носительства.

Средняя продолжительность носительства при введении антитоксически противодифтерийной сыворотки была 21,2 дня, т. е. была в 3 раза короче, чем у животных, не получавших сыворотку. Без учета единичных положительных анализов в поздние сроки средняя продолжительность - 12,5 дня. Выделение типичных форм наблюдалось около 10 дней.

В настоящее время невосприимчивость к дифтерии рассматривается в связи с рядом защитных реакций организма человека. Учитывая это положение, мы изучили влияние антибактериального фактора на заражаемость животных и длительность носительства. Бактериологический контроль, осуществляющийся в динамике процесса носительства, показал, что средняя продолжительность носительства среди невакцинированных животных равнялась 63,3 дня, у вакцинированных - 36,4 дня. Обращала на себя внимание и морфологическая изменчивость бактерий: у вакцинированных животных она наступала значительно раньше, чем у невакцинированных.

Параллельно с испытанием влияния на носительство специфической вакцинации убитой вакциной мы изучили влияния иммунизации адсорбированным анатоксином. Анатоксин вводили кроликам в дозе 0,5 мл двукратно с интервалом 30 дней. Средняя продолжительность носительства была 41,7 дня, средняя продолжительность носительства типичных палочек - 7 дней, у неиммунизированных животных - 63,3 и 31 день.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Татьяна Философова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: