Дистрофические процессы, инфекционные и другие осложнения при столбняке


Дистрофические процессы, возникающие при столбняке и участвующие в развитии различных вегетативных патогенетических комплексов, складываются из двух компонентов: из дистрофических изменений в тканях, возникающих в результате действия столбнячного токсина, и из вторичных дистрофических процессов, возникающих по мере развития заболевания вследствие вовлечения тех или иных систем в патологический процесс. Важную роль среди последних играют нарушения трофики тканей, обусловленные изменениями в нервной системе; они объединяются в специальную категорию нервно-дистрофических процессов. Все трофические нарушения - и первичные и вторичные - патогенетически тесно связаны друг с другом.

Экспериментальные исследования показывают, что введением столбнячного токсина в те или иные отделы нервной системы можно вызвать патологические процессы в тканях на периферии.

Изменения в легких (бронхопневмонии, отеки, кровоизлияния, ателектазы и др.) описаны у кроликов после введения токсина в каротидный синус, в верхний шейный симпатический узел, в вагус и в разные отделы головного мозга, а у собаки после введения токсина в продолговатый мозг. В последнем случае отмечены также геморрагические выпоты в серозных полостях и изменения в печени. После введения токсина в ткани, иннервируемые черепно-мозговыми нервами, наблюдаются поражения роговицы, а после введения токсина в область зрительного бугра подкожные и внутримышечные кровоизлияния. При введении столбнячного токсина в пульпу зуба собак возникают поражения печени и желудочно-кишечного тракта с очагами кровоизлияний.

Кроме этих грубых патологоанатомических изменений, отмечены более тонкие и скрытые трофические нарушения в виде порозности костной ткани (выявленной рентгеноскопией), изменений содержания в ней органических и неорганических веществ и хрупкости костей после введения токсина в зрительный бугор, трофические нарушения периферического нервно-мышечного аппарата после поражения мотонейронов в спинном мозгу. Постоянным симптомом нарушения трофики при столбняке является общее истощение.

Все описанные изменения не носят характера специфических для столбняка нарушений. Хотя легочный синдром и другие клинические формы этой патологии и не возникают при введении столбнячного токсина иммунизированным животным, тем не менее аналогичные нервно-дистрофические поражения могут быть воспроизведены при введении в указанные области нервной системы не только столбнячного, но и дифтерийного токсина, а также других веществ, способных вызвать весь комплекс последствий хронической нервной травмы в виде сочетания раздражения и выпадения нервных влияний. А. Д. Сперанским и его сотрудниками было показано, что разнообразные формы хронической нервной травмы вызывают стереотипную, так называемую стандартную форму нервной дистрофии. Постоянными компонентами последней являются общее истощение и неспецифические поражения легких и желудочно-кишечного тракта. Наиболее эффективным вмешательством для вызова стандартной формы нервной дистрофии оказалось хроническое повреждение гипоталамической области, т. е. вмешательство непосредственно на высших вегетативных центрах. Очевидно, что любая форма подобного воздействия, вызывающая дистрофический процесс, в том числе и та, которая возникает в условиях столбнячной интоксикации, вовлекает в патологический процесс высшие вегетативные центры. Участие последних в патологическом процессе при столбняке было видно на примере уже разобранных выше вегетативных патогенетических комплексов.

В связи с изложенным заслуживает внимания уже отмеченный выше факт, что при столбняке и у человека, и у животных возникают осложнения в виде поражения легких и желудочно-кишечного тракта, а нередко и печени. Неспецифические легочные осложнения являются, как уже указывалось, почти обязательным компонентом клиники столбняка при затянувшемся течении заболевания. Поражения желудочно-кишечного тракта, обнаруживаемые на вскрытии, первоначально относили к разряду казуистики, однако в последнее время в литературе стали все чаще появляться сообщения о подобных находках, хотя генез последних оставался неясным. Можно думать, что они относятся к разряду стандартных форм нервной дистрофии. Pelloja предполагает их связь с поражением спинного мозга. В генезе их необходимо учитывать также возможную роль асфиксии, нарушения питания и гормонального баланса (кортикостероидов), а также лекарственной терапии. О возможной роли последней как этиологического или провоцирующего момента свидетельствует хотя бы тот факт, что при длительной кураризации в организме может, как известно, выделяться в больших количествах гистамин, вызывающий поражения желудочно-кишечного тракта. Не исключено участие гистамина как патогенетического звена в поражении желудочно-кишечного тракта при столбняке.

К инфекционным осложнениям при столбняке, помимо бронхопневмоний, стоящих по частоте возникновения на первом месте, относятся также сепсис, поражения мочевых путей, заболевания полости рта, обострения инфекционного процесса в ране и др. К ним же в какой-то мере могут относиться и поражения желудочно-кишечного тракта и ротовой полости, в которых постоянно вегетирует различная, в том числе и факультативно-патогенная флора, способная оказать свое неблагоприятное влияние при соответствующих условиях. При столбняке же создаются благоприятные условия для активирования микробной флоры в легких, в полости рта (благодаря тризму, скоплению жидкости), в мочевых путях (благодаря олигурии, задержке мочи и пр.). В случаях тяжелого, осложненного пневмониями и сепсисом столбняка после смерти из органов высевается разнообразная вульгарная микробная флора, среди которой значительное место занимают кишечные обитатели. Этот факт свидетельствует о возможности значительного падения антимикробной резистентности и барьерных способностях тканей больного организма. Нарушение антимикробной резистентности может быть по-разному выражено в различных органах в связи с наличием специальных местных условий. Общее падение резистентности к микробным возбудителям может быть связано и с изменениями в гормональном балансе (например, кортикостероидов) и вовлечением гипоталамических центров в патологический процесс.

В этом плане следует, по-видимому, оценивать известные еще старым авторам, а затем привлекшие специальное внимание находки столбнячной палочки в крови, лимфе и органах умерших от столбняка людей и животных. На основании этих находок возникло предположение о возможности непосредственного участия возбудителя в патологическом процессе при столбняке, a Piringer оперировал понятием "столбнячного сепсиса". Однако специальные исследования не подтвердили этих предположений. Диссеминация в организме такого возбудителя, как CI. tetani, являющегося анаэробом и требующего специальных условий для своего развития, может явиться выражением глубокого угнетения резистентности организма, значительного нарушения его метаболизма, трофики тканей и, возможно, какого-то изменения самого возбудителя.

При анализе механизмов развития неспецифических дистрофических нарушений роли вульгарной микробной флоры в этих процессах и в инфекционных осложнениях не следует противопоставлять (как это иногда делается при попытках альтернативного решения проблемы) микробное воздействие дистрофическому компоненту. Оба эти фактора дополняют друг друга. Дистрофические, в том числе и нейродистрофические процессы, возникающие как специальный и вместе с тем неспецифический синдром при столбняке, нарушают общую и местную резистентность организма и ведут к активированию микробной флоры, обострению уже существующей инфекции или к возникновению аутоинфекции. Последняя в свою очередь способствует дальнейшему снижению резистентности и углублению трофических нарушений. Инфекционный процесс, таким образом, является результатом, индикатором и соучастником патологических изменений, возникающих в тканях при поражении нервной системы. Исследованиями А. Л. Фенелонова и сотрудников было показано, что при скрыто протекающей столбнячной интоксикации значительно облегчается возможность возникновения различных инфекционных и гнойных процессов (артритов, остеомиелита, сепсиса, бронхопневмоний), вызванных введением стафилококка в соответствующие области. Значение столбнячной интоксикации как этиологического момента в снижении неспецифической резистентности видно из того факта, что профилактическое введение противостолбнячной сыворотки купирует возможность облегченного возникновения указанных инфекционных осложнений. Значение же нарушенной нервной трофики в этих процессах видно из того, что введение новокаина, способствующего, как известно, нормализации нервной трофики, уменьшает частоту возникновения экспериментальных гнойных процессов на фоне скрытой столбнячной интоксикации, т. е. повышает резистентность организма.

В свете изложенного становится понятным, почему при стандартной форме нервной дистрофии, вызванной как хронической травмой нервной системы, так и введением токсина в соответствующие ее отделы, поражения стереотипно локализуются в легких и желудочно-кишечном тракте, т. е. в местах, где постоянно имеется микробная флора.

Инфекционные осложнения, особенно генерализованные, резко отягощают течение заболевания, способствуя нарушению дыхания, деятельности сердечно-сосудистой системы и метаболизма. При развивающемся сепсисе столбняк заканчивается почти всегда летально. Однако вряд ли уже в этом случае можно говорить собственно о столбняке.

Из других осложнений при столбняке следует отметить переломы костей, особенно позвонков. Оно встречается далеко не так редко, как принято думать, потому что очень часто не диагностируется, и лишь рентгенологический контроль позволяет обнаруживать деформацию позвонков. Особенно часто переломы позвонков возникают у детей. Sujoy обнаружил их при рентгеноскопическом обследовании у 15 из 17 леченных им детей. Деформации позвонков связаны с мышечными напряжениями, которые создают постоянную компрессию позвонков, и судорогами. Способствующими моментами могут быть дистрофические нарушения в костной ткани.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Георгий Крыжановский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: