Судорожная терапия маниакально-депрессивных психозов


После бесплодных попыток применить при лечении маниакально-депрессивных заболеваний инсулинотерапию обратились к предложенной Meduna судорожной терапии. Он вызывал судороги фармакологическим путем, вводя внутривенно кардиазол. Недостатки этого метода - неприятное самочувствие больного, нарушения сердечной деятельности и кровообращения, переломы и т. д. - удалось в значительной степени устранить благодаря введению Cerletti и Bini электросудорожной терапии. Однако и этот метод оказался небезупречным, поскольку мог вызывать церебральные повреждения и переломы. Лишь благодаря применению кураре электросудорожная терапия стала по существу безопасной. Все же самый процесс кураризации требовал специальной анестезиологической подготовки всего медицинского персонала. Введение мышечных релаксантов короткого действия группы декаметония позволило свести осложнения к минимуму. При этом применяется управляемое дыхание с помощью сконструированного сотрудником нашей клиники Schmitt аппарата "Kevivator". Аппарат дает импульсы длительностью 5 миллисекунд через промежуток в 15 миллисекунд, а при особом переключении дает также группы коротких импульсов с интервалами в 80 миллисекунд.

Тем не менее и здесь не вполне исключены некоторые осложнения, например клеточные повреждения и т. д., а Jaklitsch и Zigeuner наблюдали у животных расстройства кровообращения и гипоксию. При стойкой гипоксии судороги опаснее. Различные осложнения возможны и в психической сфере, например делириозные, параноидные, амнестические и другие картины. Но так как для получения ремиссии при маниакально-депрессивных психозах достаточно теперь небольшого количества процедур, то значение этих побочных явлений сравнительно невелико. Необходимо, конечно, всегда стремиться свести судорожную терапию к минимуму. Особую осторожность мы соблюдаем при назначении ее больным моложе 20 и старше 60 лет.

Использования судорожной терапии в форме так называемой блокады, т. е. несколько раз в день или несколько дней подряд, следует по возможности избегать. Мы применяем этот метод лишь при очень тяжелых формах заболевания или при витальных показаниях, например в случаях полного отказа от пищи.

Мнение, будто судорожная терапия увеличивает склонность к рецидивам, с нашей точки зрения, явно ошибочно.

Интересно сравнить патофизиологические исследования результатов судорожной терапии с применением мышечных релаксантов и без них. По нашему предложению Leveringhaus исследовала в Гейдельбергской клинике кровяное давление, пульс, температуру кожи и тела при судорожной терапии под защитой релаксантов. Результаты определялись статистически с учетом разброса. Оказалось, что при электросудорожной терапии с релаксантами по сравнению с судорожным лечением без релаксантов изменения были значительно меньше. Затем по нашему поручению Gastmann произвел оксиметрические исследования, применив рефлексионный оксиметр конструкции Brinckmann. Путем фотоэлектрического измерения он исследовал насыщенность крови кислородом при различных соматических способах лечения эндогенных психозов. При электросудорожной терапии падение насыщенности кислородом оказалось максимальным: в среднем до 68% исходной нормы. При этом течение всех не обусловленных соматически психозов было одинаково. С помощью короткого наркоза, который мы применяем перед судорожной терапией с мышечными релаксантами, падение содержания кислорода достигало в среднем уже 11,3%. Таким образом, это снижение значительно больше, когда мышечные релаксанты не применяются.

По нашей просьбе Kainaru обследовал больных маниакально-депрессивными психозами в Гейдельбергской клинике за 1948 г. (281 больной) и за 1954 г. (402 больных). Это сопоставление было тем важнее, что в 1948 г. применялась только "простая" судорожная терапия, а в 1954 г. - под защитой мышечных релаксантов. Чрезвычайно важно было и то, что диагноз был строго и однозначно проверен V. Schneider. Данные литературы о ценности и безвредности судорожной терапии обширны, но далеко не одинаковы. Удельный вес полных ремиссий колеблется между 80 и 90%. По подсчетам Kainaru оказалось, что среди находившихся под нашим наблюдением в 1948 г. больных, подвергшихся "простой" судорожной терапии, полная ремиссия наступила у 84,7%, а из не подвергшихся ей - всего у 45,84%. Среди больных, в 1954 г. прошедших курс судорожной терапии под защитой релаксантов, удельный вес полных ремиссий поднялся до 89,06%. Процент "шатких рецидивов", т. е. возникших до истечения 8 недель после выписки из клиники, в обоих случаях был одинаков: соответственно 10,2 и 10,03.

У больных Гейдельбергской клиники, прошедших курс судорожной терапии, ремиссии наблюдались в 81,5% случаев, а у непрошедших - всего в 50%.

1948 г. (простая судорожная терапия): средняя длительность пребывания больного в клинике - 35 дней, а среднее число сеансов - 5,29;

1954 г. (та же терапия, но под защитой релаксантов): средняя длительность пребывания больного в клинике - 31 день, а среднее число сеансов - 6,12.

Удельный вес случаев, при которых из-за хирургических осложнений пришлось прерывать судорожное лечение, составил в 1948 г. 10%, а в 1954 г. упал до 0.

"Простые" депрессии, для которых число сеансов и время лечения оказались ниже средней нормы, прогностически были благоприятнее, чем витальные депрессии. Депрессии с бредовыми идеями потребовали более длительного лечения, но протекали более благоприятно. "Страх перед шоком", о котором столько спорили, у нас вообще больше не наблюдался вследствие того, что необходимые стеснительные мероприятия (введение в рот шпателя для предотвращения прикусывания языка, фиксация больного персоналом и т. п.) проводятся лишь после того, как подействовал кратковременный наркоз.

Если Lewrenz признавал лишь весьма незначительную эффективность судорожной терапии, то Gerstner на основании материалов Нюрнбергской клиники утверждал, что электросудорожная терапия резко сокращает продолжительность как маниакальных, так и депрессивных фаз.

Причину этих, как и многих других расхождений подобного рода, нужно искать в различных диагностических подходах. Certhoux говорил о сокращении фазы на 1/6, но находил, что значительно сокращалась и продолжительность ремиссии. Berner и Hoft также хорошо отзываются о судорожном лечении, но подчеркивают, что применять его следует лишь до исчезновения острых симптомов. По поводу опубликованной в 1957 г. статьи, в которой я писал, что с помощью 6-8 сеансов судорожной терапии можно добиться прекращения почти всякой депрессивной циклотимной фазы, М. Bleuler сообщил мне, что этот факт он наблюдал лишь в половине своих случаев. Это расхождение навряд ли можно объяснить конституциональными причинами или различиями в терапевтической технике; дело, по-видимому, и здесь в несходстве диагностических критериев.

Электросудорожное лечение депрессий является чрезвычайно важным терапевтическим средством, а по мнению de Baets, Lemere, Marschall и многих других, это относится и к маниакальным фазам. Что касается последнего вопроса, то решить его трудно, потому что больных с маниакальными психозами гораздо меньше, чем с депрессивными, но впечатление таково, что на маниакальные фазы данный терапевтический метод действует не так благотворно, как на депрессивные. С другой стороны, во многих случаях метод действительно сокращает маниакальные фазы, причем хороший эффект дает здесь сочетание с фармакотерапией.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Карл Леонард

Еще по теме:


Гость, 15.12.2012 05:16:11
Это очень жестокий метод.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: