Фармакотерапия маниакально-депрессивных психозов


В этой области мы все еще находимся в стадии исследований, ибо остаются открытыми многие вопросы: при каких заболеваниях наиболее применима фармакотерапия, проблема дозировки, время и продолжительность лечения, сочетание препаратов друг с другом и комбинация с другими методами лечения, вопросы рецидивов и т. д. Фармацевтическая промышленность производит все новые и новые препараты, клиническое испытание которых не прекращается.

Производные фенотиазина. Когда Delay и Deniker в 1953 г. сообщили о первых успехах в использовании производных фенотиазина для лечения эндогенных психозов, это вызвало во всем мире преувеличенный энтузиазм. Вполне понятно, что наибольший терапевтический интерес был проявлен к шизофренным психозам, поскольку циклотимные заболевания вследствие их фазообразного течения, их доступности другим методам лечения (преимущественно судорожным) причиняли врачам меньше забот. Вскоре, правда, стали поступать сообщения о том, что производные фенотиазина действуют благоприятно и на маниакально-депрессивные психозы, но в последующие годы этих сообщений было уже мало, главным образом, конечно, потому, что в большинстве случаев при этих заболеваниях эффективной оказывалась судорожная терапия и притом в более короткие сроки. Уже после 2-3 электрошоков наблюдалось заметное улучшение, тогда как первые признаки улучшения при терапии фенотиазинами появлялись лишь примерно через 14 дней (около 8 дней нужно, чтобы довести дозировку до необходимой высоты). К этому следует добавить, что медикаментозное лечение обычно сопряжено с некоторыми нежелательными побочными явлениями и плохо отражается на самочувствии больного. Все же успехи психофармакологии, особенно в отношении шизофренных психозов и маниакальных фаз циклотимий, привели к новому подъему фармакотерапии и к ее распространению также на область маниакально-депрессивных заболеваний.

До сих пор еще не установлено, чтобы какое-нибудь определенное производное фенотиазина оказывало на эти заболевания особое терапевтическое действие. Предпочитают применять те препараты или их сочетания, которые дают наименьшие побочные явления. К таким явлениям, как показывает опыт, относятся, в частности, экстрапирамидные симптомы. В то время как кое-где высказывалось предположение, что терапевтический эффект каким-то образом связан с появлением дискинетических симптомов, нам всегда удавалось избегать их благодаря комбинации с прометазином. Такое сочетание нам представляется полезным, ибо, как мы уже ранее указывали, оно почти всегда предотвращает, помимо явлений паркинсонизма, и желтуху. Возможно, что при известных обстоятельствах и агранулоцитоз, который Selbach и др. наблюдали после лечения фенотиазинами, имеет также аллергическую природу и может быть предупрежден назначением антиаллергических средств.

В настоящее время трудно установить, являются ли препараты фенотиазина особенно пригодными для каких-то определенных форм маниакально-депрессивных заболеваний. Можно лишь, пожалуй, сказать, что на депрессии с бредовыми идеями и ажитированные депрессии эти препараты действуют лучше, чем другие лечебные методы.

Применять эти препараты следует в надлежащих условиях. Амбулаторное лечение в большинстве случаев малоэффективно, так как во избежание неприятных осложнений врачи назначают настолько недостаточные дозы, что нужного терапевтического результата они дать не могут, а вызываемые ими побочные явления отрицательно влияют на самочувствие больного. Не достигает цели и нерегулярный прием препарата: не давая больному никакого облегчения, он лишь подрывает его веру в действенность самого лекарства.

Если нет особых к тому противопоказаний, следует постепенно повышать дозы фенотиазиновых препаратов от 100 до 400-000 мг в сутки. Очень медленное увеличение доз вызывает, однако, у больного излишние неприятные ощущения. Дозировка повышается до тех пор, пока острота симптомов не будет значительно смягчена. Для этого понадобится не менее 3 недель, после чего дозы нужно снижать. Этим путем в ряде случаев удается купировать депрессивные фазы.

Конечно, это не значит, что мы уже можем отказаться от судорожной терапии. Неясно даже, следует ли в принципе начинать с фармакотерапии и переходить к судорожному лечению, когда лекарственные средства не помогают. Данный вопрос надо решать индивидуально. Если психическое состояние требует срочного вмешательства (тяжелая депрессия, опасность самоубийства и т. п.), необходимо прибегнуть к судорожной терапии, лучше всего в сочетании с фармакотерапией. Лишь в определенных случаях можно начинать с одних лишь препаратов иминодибензила.

Что касается маниакальных фаз, то фенотиазиновые препараты в таких случаях действуют лучше, чем при депрессиях. Каждому психиатру известно, что при мании судорожная терапия мало помогает: для ее проведения приходится прибегать к сильным и небезопасным седативным средствам, опасность которых особенно велика потому, что они должны применяться в больших дозах в течение ряда недель и даже месяцев. Фенотиазиновая терапия произвела здесь решающий переворот, так как она дает такие хорошие результаты, которых нельзя было добиться с помощью других медикаментов. При энергичном применении препаратов фенотиазина удается ослабить тяжесть маниакального состояния, а иногда и сократить длительность самой фазы. Для этого нужны гораздо более высокие дозы, чем при депрессивных фазах, но зато они лучше переносятся, поэтому можно смело назначать до 1000 мг (а в случае необходимости до 1500 мг) хлорпромазина (мегафена, ларгактила) + прометазин (атозил, фенерган), частично внутрь, частично в виде инъекций. Нам представляется целесообразным назначать левомепромазин (нозинан), который действует сильнее, чем хлорпромазин, а потому может даваться в меньших дозах. При этом по возможности следует соблюдать постельный режим. Курс такого лечения при маниях должен продолжаться по крайней мере 4-6 недель (лучше дольше, чем меньше). Для проверки того, уменьшились ли или исчезли психотические явления, можно осторожно начать снижать дозы, а в случае необходимости сейчас же повысить их.

Резерпин. С тех пор как стало известно благотворное воздействие резерпина на психозы, его стали испытывать и при маниакально-депрессивных заболеваниях. Однако после применения чистого резерпина быстро стали обнаруживаться побочные явления: дискинетические, вегетативные и сердечно-сосудистые. Вначале полагали, что эти побочные явления отчасти служат показателем оптимального терапевтического эффекта, но это не подтвердилось. В этой связи следует отметить, что побочные явления при резерпинотерапии устраняются путем назначения орфенадрина. Эта комбинация вполне оправдала себя. Оценка фармакотерапии при маниакально-депрессивных психозах не сопряжена с такими трудностями, как в отношении шизофренных психозов, но все же и она не свободна от ошибок. Никто не станет отрицать, что лекарственное лечение вызывает улучшение и при маниакально-депрессивных психозах, но улучшение это представляется нам недостаточным; мы не наблюдали случаев резкого сокращения фазы. Резерпин особенно рекомендуется при ажитированном возбуждении, выраженных суицидальных тенденциях. И этих случаях наиболее целесообразно сочетание с орфенадрином при курсе лечения в несколько недель. Дозировка резерпина не должна быть слишком низкой. Лишь в редких случаях следует начинать с высоких доз (но не свыше 6 мг). Одновременное сочетание чистого резерпина с судорожной терапией всегда противопоказано, но возможно одновременное сочетание судорожной терапии с комбинацией резерпин-орфенадрин. В целом общие результаты резерпино-орфенадриновой терапии при депрессиях не очень убедительны: с помощью других терапевтических методов и других медикаментов достигаются более быстрые и лучшие успехи. При депрессии у лиц пожилого возраста Walter и Holzinger советуют применять комбинацию резерпина с риталином; Kuttner рекомендует ее для амбулаторного лечения.

Действие одного резерпина или в сочетании с орфенадрином на маниакальные фазы незначительно; это лечение не дает ни достаточного успокоения, ни сокращения фазы. Впрочем, мнения по этому вопросу расходятся. Так, например, Busch, Bameule и др. рекомендуют резерпин для лечения маниакальных психозов. Можно ли улучшить результаты лечения, комбинируя резерпин с фенотиазинами, остается еще неясным. В настоящее время для лечения маниакальных фаз приходится отдавать предпочтение фенотиазиновой терапии.
 
Производные иминодибензила. В поисках новых фармакологических средств воздействия на психозы Kuhn в 1950 г. стал подвергать испытанию много производных иминодибензила, а в 1957 г. смог уже сделать сообщение о полученных результатах. Действие части этих производных на психозы близко к действию фенотиазиновых препаратов. Хотя сам Kuhn оставляет открытым вопрос, позволяет ли этот препарат сократить фазу, мы вместе с W. Schmitt установили, что продолжительность депрессивных фаз сокращается. Уже через несколько дней наступает заметное улучшение: заторможенность ослабевает, витальные расстройства самочувствия проходят, а психическое состояние становится менее угнетенным. Столь быстрое действие очень важно при тяжелых формах депрессии, но оно полезно и для амбулаторных больших. Каждый опытный врач знает, что нормализация состояния при лечении протекает неравномерно. Как при судорожной, так и при фармакологической терапии, когда уже началась ремиссия, вдруг может совершенно неожиданно наступить новое ухудшение. Это часто приводит к ошибочному решению врача прервать начатое лечение и заменить его каким-либо другим, отчасти вследствие утраты доверия к данному методу, отчасти по настоянию больного. Опыт, однако, показывает, что в очень многих случаях, когда начатый курс лечения продолжается, вновь наступает улучшение и в результате фаза прекращается. Schmitt подтвердил наблюдение Kuhn, что не на все формы циклотимной депрессии тофранил действует одинаковым образом. Совершенно неудовлетворительные результаты он дал при депрессиях с бредовой симптоматикой (равно как и при шизофренных психозах). Нежелательное действие оказывает тофранил и на ажитированные депрессии; больные при этом становятся еще более возбужденными. Отсюда видно, с какими существенными ограничениями нужно назначать тофранил. Его следует считать противопоказанным при тех циклотимных депрессиях, которые связаны с бредом или ажитированностью.

Kuhn наблюдал хорошие результаты фармакологического лечения и при депрессивных реакциях, хотя, по нашему мнению, решающих успехов здесь ждать нельзя. Тофраниловая терапия особенно показана при заторможенных депрессиях, состояниях с витальными расстройствами и тяжелой подавленностью. Количество перенесенных фаз, возраст больного и длительность болезни существенного значения здесь не имеют. Таким образом, тофранил наиболее пригоден в тех случаях, когда препараты фенотиазина или резерпин оказались бесполезными. При витальных депрессиях тофранил дает полную ремиссию, т. е. прекращение депрессивной фазы в 2/3 всех случаев (при курсе лечения продолжительностью 3-5 недель). Kuhn находит, что полная ремиссия наблюдается здесь в 25-50% случаев, при других же клинических картинах он отмечал лишь улучшение, но не ремиссию.
 
В стационарных условиях лечение нужно начинать с назначения высоких доз: в 1-й день одна инъекция (25 мг), на 2-й - две инъекции и так увеличивать их число до 5-го дня (5 X 25 мг), а затем перейти к приему лекарства внутрь, заменяя одну инъекцию двумя таблетками тофранила. Суточный прием можно довести до 6-12 таблеток и продолжать его в течение 3-4 недель, после чего следует постепенно снижать дозу. В среднем для получения полной ремиссии нужно 5000-7300 мг тофранила. Если полученный в результате инъекций успех не сохраняется после перехода на прием внутрь, можно дополнительно назначить еще по 1-2 инъекции в день. Дозы в 300 мг переносятся хорошо и побочных явлений не вызывают. Часто уже спустя 1 час наступает субъективно ясно ощущаемое улучшение, но держится оно недолго, что наблюдается также при судорожной терапии, ингаляции азота и др. При всех этих видах лечения наиболее стойким оказывается расстройство сна. Длительность пребывания в клинике для проведения лечения тофранилом до полной ремиссии Schmitt определяет в 28-32 дня. В настоящее время мы стремимся выяснить, можно ли посредством продолжения приема тофранила в маленьких дозах предупредить наступление новых депрессивных фаз: или по крайней мере удлинить светлые промежутки между отдельными фазами. Дать на этот вопрос тот или иной ответ можно будет лишь через несколько лет, но уже теперь представляется возможным купировать легкие фазы в самом их начале.

Особое преимущество тофранила заключается в том, что он может применяться и в амбулаторных условиях, если состояние больного допускает это.

При терапии тофранилом наблюдается ряд побочных явлений, в большинстве случаев неопасных. Kuhn сообщает о сердцебиении, тахикардии, головокружениях после инъекций, гипергидрозе, жажде и сухости во рту, а у лиц пожилого возраста - о расстройствах аккомодации и треморе. Аллергические явления редки, но все же бывают. Если они значительны, лечение нужно прервать. Для испытания переносимости Kielholz и Battegay предлагают давать в течение 3 дней внутрь 3 таблетки по 25 мг в день, а потом медленно повышать дозировку до 4 таблеток 3 раза в день.

Указание Kuhn, что женщины лучше реагируют на тофранил, по-видимому, верно. Привыкания этот препарат не вызывает.

Из сказанного легко заключить, что лечение тофранилом при маниакальных состояниях любого происхождения противопоказано, так как оно повышает суетливость, возбуждение, скачку мыслей и т. д. Усиливает ли оно немотивированную эйфорию, сказать трудно. Избегать, тофранила следует не только при всех маниакальных фазах, но и при тех маниакальных и гипоманиакальных колебаниях настроения, которые нередко выступают после депрессивных фаз. Если после депрессивной фазы возникают какие-либо маниакальные симптомы, прием тофранила надо немедленно прекратить.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Карл Леонард

Еще по теме:


Гость, 15.12.2012 05:17:13
Лекарствами накололи - и баиньки, и так месяца четыре.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: