Олигофрения


Психическое развитие "нормального" ребенка совершается в определенной последовательности, но у некоторых детей оно отклоняется от обычных правил. Дети "исключительно одаренные" созревают быстрее, однако это не всегда означает, что впоследствии их интеллектуальный коэффициент (IQ) окажется выше среднего. Другие дети развиваются медленнее, достигая определенного психического уровня с запозданием; это также не является безусловным показателем того, что конечный уровень их развития будет ниже среднего.

Общеизвестно, что причины замедленного психического развития могут быть разнообразны: это могут быть психологические, социологические и культурные факторы, равно как и наследственность, нарушения обмена веществ, эндокринные дисфункции или конституциональные аномалии. Последняя группа причин обычно именуется "органической", хотя уместнее было бы называть ее "соматической".

Что касается детей с пониженной по сравнению со средней нормой психической активностью, то, как показывают обследования школьников, около 10% общего числа детей нуждаются в особом внимании. Многие из этих детей просто медленно успевают в школе; у них наблюдаются, например, специфические расстройства чтения или невротические задержки в школьных занятиях: их фактическая активность не соответствует их потенциальным способностям. У других, наоборот, заметно истинное замедление психического развития.

Причины этого чрезвычайно сложны. Становится все яснее, что тяжелые расстройства в раннем детстве влекут за собой замедленное развитие. Некоторым детям удается преодолеть это препятствие, но если расстройство оказывается затяжным и мешает образованию гармонической личности, может случиться, что уровень нормальной психической деятельности достигнут не будет.

Не существует общего американского определения олигофрении, расстройства психического развития и состояний интеллектуальной недостаточности, которое во всех отношениях было бы удовлетворительно. В отношении детского возраста мы считаем целесообразным говорить о расстройствах психического развития или о замедленном развитии, поскольку в таком обозначении подчеркнуто, что психическое развитие ребенка происходит с отклонением от средней нормы. Это позволяет изучать явление необычного ритма психического развития во всей его широте, не предрешая вопроса об этиологических факторах или клиническом диагнозе, так как замедление психического развития может наступить в силу самых различных обстоятельств. Нецелесообразно также говорить о "замедлении" психического развития у людей, уже вышедших из периода роста и развития. В отношении взрослых необходимо стремиться к постановке определенного диагноза и различать такие явления, как невротические развития, психопатические личности, последствия детской шизофрении и последствия врожденной или приобретенной олигофрении.

По теме в разделе:
Пограничные случаи
Тяжелые формы олигофрении
Наследственная патология
Психиатрия олигофрении
Мы предложили бы следующее определение слабоумия: с правовой точки зрения человек является олигофреном, когда он не в состоянии заботиться ни о самом себе, ни о своих делах и не в состоянии этому научиться, а нуждается для своего блага и для блага общества в надзоре, контроле и уходе.

Любой подход к проблеме нарушений психического развития требует не только рассмотрения психически ограниченного индивидуума как такового, но и учета ухода, которым он окружен, и социально-экономической структуры его среды. Это значит, что лечение и уход должны распространяться не только на самого больного, но также на его семью и ближайшее окружение. Одна из важнейших задач состоит здесь в том, чтобы существование слабоумного больного было признано как его семьей, так и обществом. Наличие психически недоразвитого человека как бы каталитически способствует усилению некоторых социологических особенностей его окружения.

Термин "олигофрения" охватывает, вообще говоря, все степени слабоумия, которые до сих пор обозначались словами "идиотия", "имбециль-ность" и "дебильность". Иногда, впрочем, этот термин применяется не только к неполному развитию интеллекта, но и к расстройству психического созревания при нормальном интеллекте. В Англии под "олигофренами" разумеют даже лиц "морально дефектных". Комитет Всемирной комиссии по здравоохранению предложил для отсталых детей термин "психически недоразвитые", а употребительную ныне классификацию степеней слабоумия предложил заменить терминами "очень тяжелая, средняя и легкая недоразвитость".

Этиологические факторы. Целесообразно подвергнуть анализу этиологические факторы, так как только основательное знакомство с ними делает возможным индивидуальный подход к каждому больному. Психологические тесты отражают нарушение психического развития в том смысле, что психическая активность оказывается ниже уровня, соответствующего IQ = 70. Никаких четких разграничительных линий для такой группировки, конечно, нет. Интеллектуальные тесты при всей их ценности для диагноза нарушений психического развития имеют все же определенные границы. Эти тесты улавливают лишь одну сторону вопроса и нужно иметь в виду, что неизбежно пересечение интеллектуальных коэффициентов таких детей, у которых клинически наблюдаются разные степени заболевания. Может, наконец, колебаться во времени и IQ у одного и того же индивидуума.

Осложнения олигофрении:
Нарушения развития
Врожденные эктодерматозы
Нарушение роста
Кретинизм
Перинатальные нарушения
Инфекционные болезни
Нарушения обмена веществ
Дегенеративные заболевания
С точки зрения психометрического расположения, различные ступени человеческого интеллекта могут быть выражены в количественной таблице, в которой указана степень интеллекта, свойственная данному индивидууму в момент исследования. На рис. 58 средняя величина среднего интеллекта принята за 100. Она колеблется между 70 и 130, т. е. допускает двойное стандартное отклонение в 15, причем 2-3% результатов тестов оказываются ниже или выше этой амплитуды и в пределах тройного стандартного отклонения. Ясно, однако, что число лиц с показателем ниже 70 значительно больше ожидавшихся 2-3%. Эта группа состоит из людей с патологическими изменениями, которые нарушают нормальное функционирование интеллекта и вызывают разнообразные отклонения в психической активности. Кроме того, на всем протяжении этой шкалы интеллектуальная деятельность на каждой ступени развития может подвергаться неблагоприятному воздействию психических заболеваний. Хотя все больные с IQ ниже определенного уровня относятся к стоящим ниже нормы, имеются значительные различия между группами с легкими нарушениями, с одной стороны, и группами с тяжелыми расстройствами - с другой (к последним относятся случаи с IQ ниже 50). В основе легких форм интеллектуальной недостаточности лежат прежде всего сложные отношения у малоодаренных людей, судьба которых определяется в значительной мере социальными факторами. Тяжелые же формы в большинстве случаев обусловлены тем, что сама центральная нервная система не в состоянии обеспечивать нормальной психической деятельности.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Клеменс Бенда

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: