Особое внимание следует обратить на динамику абсолютного содержания моноцитов, которые до настоящего времени не привлекают к себе должного внимания, хотя во многих отношениях представляют как теоретический, так и практический интерес. Особенностью изменений количества моноцитов в условиях высоких широт явилось то, что их содержание, несмотря на существенное уменьшение в процессе адаптагенеза общего количества лейкоцитов, на протяжении всего периода наблюдения значительно превышало исходные величины в средних широтах.
К аналогичным выводам приходят В. П. Казначеев с соавторами, изучавшие динамику содержания моноцитов в условиях высоких широт в эксперименте на животных. Ими указывается, что если в изменении процентного содержания других клеток белой крови отмечаются фазовые сдвиги, то процентное содержание моноцитов всегда оставалось больше исходных величин в средних широтах. Рассматривая причину вышеуказанных особенностей, они исходят из посылки, что моноциты - это самые активные фагоцитирующие клетки периферической крови, играющие важную роль в клеточном иммунитете. Отмечая в высоких широтах существенное изменение иммуноструктурного гомеостаза и нарушение гуморального и клеточного иммунитета, авторы полагают, что в данной ситуации в организме начинает доминировать наиболее устойчивая форма иммунологической защиты - фагоцитоз. По их мнению, этот механизм лежит в основе значительного увеличения моноцитов в периферической крови у пришлого населения в высоких широтах.
По нашему мнению, в основе увеличения количества моноцитов в условиях высоких широт лежит не фагоцитоз, интенсивность которого в процессе адаптагенеза существенно угнетается, а непосредственное усиление пролиферации данной популяции клеток в костном мозгу в ответ на снижение иммунного потенциала крови.
При остром воспалении, моделированном в эксперименте, в сыворотке крови был обнаружен фактор, эффект которого выражался в избирательном увеличении только количества моноцитов при сохранении исходного уровня лимфоцитов и гранулоцитов. В последние годы выделен новый фактор, усиливающий миграцию клеток,- лимфокины. Лимфокины увеличивают активность лизосомальных ферментов макрофагов, усиливают бактерицидность клеток мононуклеарной фагоцитарной системы, их цитотоксичность и даже пролиферацию зрелых макрофагов в культуре. Среди лимфокинов имеются также активные хемотаксические факторы. Кроме того, к хемотаксическим факторам, усиливающим целенаправленное движение моноцитов и макрофагов, относятся отдельные фракции комплемента, факторы свертывающей и кининовой систем, комплексы антиген-антитело.
Эти данные позволяют говорить о гуморальной регуляции как моноцитопоэза, так и моноцитоза. Однако природа гуморальных и регулирующих факторов мононуклеарной фагоцитарной системы нуждается в дальнейшем исследовании.
Следует указать, что моноциты крови рассматриваются в настоящее время как важнейший элемент неспецифической резистентности организма и представляют собой центральное звено мононуклеарной фагоцитарной системы.
Анализ гематологических сдвигов в процессе адаптации людей к условиям Заполярья позволяет выделить три периода. Первый период (напряжение адаптационных механизмов) продолжается до года и сопровождается увеличением количества лейкоцитов, тенденцией к эозинофилии, лимфоцитозу, моноцитозу и нейтропении со сдвигом ядерной формулы нейтрофилов вправо, что характерно для напряжения приспособительных механизмов организма. Второй период (стабилизации) длится 6-9 лет и характеризуется стабильностью лейкограммы и ядерной формулы нейтрофилов. Третий период (переходный) начинается после 9-12 лет пребывания людей в Заполярье и проявляется тенденцией к лейкопении, нейтропении и лимфопении, что ведет к снижению защитного профиля крови.
Таким образом, при длительном проживании людей в условиях Заполярья регистрируется тенденция к лейкопенической реакции, анемии развиваются уже через несколько месяцев нахождения на Севере. Однако в литературе указывается, что отмечаемая при хроническом напряжении минимизация функций гарантирует (насколько это возможно) продолжительное функционирование системы. Поэтому следует полагать, что регистрируемые в процессе адаптации людей к условиям высоких широт сдвиги со стороны системы лейкоцитов являются рациональными до тех пор, пока они не ведут к истощению и развитию патологических процессов.
Этиопатогенез гематологических сдвигов является, по нашему мнению, следствием суммарного влияния комплекса экологических факторов высоких широт, которые в своей совокупности интегрально воздействуют на организм человека. Попытки выделения отдельных факторов, ответственных за возникновение метеотропных реакций, представляются нам необоснованными, так как каждый фактор является лишь одним из компонентов, определяющих экстремальность климатических условий. Подтверждением сказанного служит, в частности, отсутствие коррелятивной связи между числом лейкоцитов и показателями магнитной напряженности Земли, что ставит под сомнение широко распространенную точку зрения о возникновении лейкопений под влиянием космической радиации и геомагнитных возмущений. Это показывает, что развитие адаптационных и дезадаптационных изменений определяется не отдельными факторами, а взаимодействием двух динамических систем: экологических факторов и организма человека.