Механизмы дисфункции защитных систем организма, часть 2

Комплекс характерных для Крайнего Севера экстремальных факторов обусловливает своеобразное течение пневмоний, гипертонии и ишемической болезни сердца. К особенностям течения ревматизма относится частые рецидивы и длительное течение хронически активных и латентных форм заболевания. Вполне понятно, что проблема ревматизма на Севере тесно связана с хроническими тонзиллитами, характер течения которых также изменяется. Отмечено, что лица, которые до приезда на Север часто и тяжело болели ангиной, в первые 2-3 года проживания отмечают «легкое» течение заболевания. В то же время у значительной части этих больных по истечении 2-3 лет пребывания на Севере выявляется ревматизм, инфекционный полиартрит, нефрит. Своеобразным индикатором дезадаптационных состояний является также беременность, течение и частота осложнений которой существенно отличаются от таковых в средних широтах.

Среди распространенной патологии у людей на Севере следует особенно выделить гиповитаминозы, возникновение которых связано не только с причинами алиментарного характера, но и с особенностями процессов адаптации. Следует подчеркнуть, что проявления гиповитаминозов наиболее ярко выражены в период полярного дня.

Наряду с изменением течения целого ряда заболеваний отмечается и большая их частота. Так, Н. С. Ягья в Якутии констатировал в 3 раза более частое, чем в среднем по России, распространение болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, в 2 раза - эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, в 1.4 раза - органов пищеварения и т. д. Практически для всех районов Крайнего Севера характерно увеличение заболеваний органов дыхания и патологии сердечно-сосудистой системы. Заболеваемость инфарктом миокарда в Архангельске в последние годы увеличилась более чем в 2 раза, причем данное заболевание протекает часто в виде атипичных, трудных для диагностики форм. По характеру поражения инфаркты у приезжих бывают обширными, часто трансмуральными и с пристеночными тромбами, фибринозным перикардитом, разрывом стенок и тампонадой сердца. Атеросклеротические изменения в коронарных артериях отмечаются у лиц коренного происхождения после 60 лет, а у приезжих - в возрасте на 10 лет моложе. Распространенность ишемической болезни сердца значительно выше среди лиц с длительностью пребывания на Севере 10 лет и более. При изучении смертности от ишемической болезни сердца отмечен рост абсолютного числа случаев скоропостижной смерти.

Увеличение количества больных с заболеваниями органов дыхания наблюдается также и в северных районах других стран. Так, в 1960 г. на Аляске 10% смертей было обусловлено заболеваниями органов дыхания (не считая пневмонии новорожденных и туберкулеза легких). В США тот же показатель смерности от аналогичных причин среди всех рас в целом в 1959 г. равнялся 3.3 %.

В районах Крайнего Севера наблюдается повышенная заболеваемость и тяжесть течения гриппа и острых респираторных заболеваний. Годовая заболеваемость городского населения гриппом и острыми респираторными заболеваниями на 45%, а в межэпидемические периоды - на 68% выше, чем на юге страны.

Как это ни парадоксально, в арктической и субарктической зонах одной из наиболее острых проблем является заболеваемость кишечными инфекциями, что также связано с проблемой реактивности организма в условиях Заполярья.

В целом проведенный нами анализ свидетельствует о том, что если показатель общей заболеваемости для населения, проживающего в Заполярье 4-6 лет, принять за 100%, то для людей со стажем 3 года он равен 220, 2 года - 267 и 1 год - 459%,

Нами исследовалось состояние неспецифической резистентности у пришлого населения Кольского Заполярья, прибывшего из средних широт. Обследовано 348 человек в возрасте 19-35 лет с длительностью проживания на Севере от 1 месяца до 15 лет. Контролем служили данные, полученные у 44 клинически здоровых лиц в возрасте 19-24 лет, постоянно проживающих в средних широтах.

Для характеристики клеточных и гуморальных факторов неспецифической защиты определялись интенсивность лейкоцитолиза, поглотительная способность и переваривающая активность лейкоцитов, активность лизоцима слюны и сыворотки крови и бактерицидная способность сыворотки крови. Об уровне антимикробной устойчивости кожных покровов судили по количественному составу глубокой аутофлоры и бактерицидной способности кожи.

Для суждения об уровне общей заболеваемости пришлого населения Кольского Заполярья проанализированы интенсивные показатели заболеваемости, трудопотерь и госпитализации у 5000 человек в возрасте 19-28 лет с полярным стажем от 1 года до 6 лет. Дополнительно путем выкопировки иа специальные карты изучено 720 случаев заболеваний ангинами и 1870 - острыми респираторными заболеваниями у лиц в возрасте 19-45 лет с длительностью проживания в Заполярье от 1 года до 15 лет.

Анализ динамики факторов неспецифической защиты показывает, что при переезде здоровых людей на Север уровень резистентности организма существенно изменяется. При этом выявляются определенные закономерности изменений как клеточных, так и гуморальных факторов защиты, заключающиеся в их первоначальном угнетении, последующем углублении неблагоприятно направленных сдвигов, затем относительной стабилизации их и, наконец, в формировании нового динамического стереотипа. В то же время выраженность и динамика изменений различных показателей неспецифической защиты в процессе адаптагенеза к экологическим условиям высоких широт далеко не равнозначны.

Анализируя, например, изменения физико-химического состояния лейкоцитов, можно отметить выраженное снижение устойчивости лейкоцитарных клеток к разрушению уже через 1 месяц пребывания человека на Севере. В это время относительная потеря фагоцитов за 30 мин возрастает на 61%, за 90 мин на 67.7% и за 120 мин на 42.3% (Р<0.002). В последующем физико-химическая устойчивость лейкоцитов продолжает снижаться и после 6-месячного проживания в Заполярье существенно отличается от первоначального уровня, причем наибольшая потеря фагоцитов происходит в первые 30 мин, что указывает на преимущественную разрушаемость клеток нейтрофильного ряда и ведет к снижению фагоцитарной активности лейкоцитов. Это говорит о том, что уменьшение осмотической резистентности лейкоцитов отражает не только изменение их физико-химического состояния, но может свидетельствовать о снижении компенсаторных сил организма в целом.

Через 1.5-2 года проживания в Заполярье физико-химическая устойчивость лейкоцитов значительно возрастает. При этом потеря фагоцитирующих клеточных элементов за 120 мин уменьшается на 27%, а за 30 мин почти в 2 раза. На протяжении последующих 1.5-2 лет величина этих показателей существенно не изменяется, а в дальнейшем вновь повышается и через 5-6 лет проживания в Заполярье достигает значений средних широт. При более продолжительном проживании людей на Крайнем Севере наблюдается еще большее повышение физико-химической устойчивости лейкоцитов, которое может расцениваться как компенсаторная реакция крови, развивающаяся в ответ на снижение общего количества лейкоцитов.

Выраженным изменениям при адаптации людей в Заполярье подвергается фагоцитарная функция крови. В течение первого месяца проживания человека в необычных климато-географических условиях поглотительная функция лейкоцитов снижается на 32.1%. Отмеченные изменения происходят как за счет уменьшения числа активных фагоцитов, так и непосредственного угнетения интенсивности поглощения. В последующем активность фагоцитоза продолжает падать и после 6-месячного пребывания в Заполярье снижается по сравнению е первоначальной более чем в 2 раза, причем наряду с выраженным снижением поглотительной функции лейкоцитов на 63% уменьшается их переваривающая активность, у значительного числа обследуемых регистрируется извращенный тип фагоцитарной реакции, а у 43% отмечается нарушение внутриклеточного переваривания. Поэтому не случайно, что именно в этот период среди обследованных лиц наблюдается значительный рост заболеваемости, особенно острыми респираторными инфекциями. В возникновении их несомненно важное значение имеет угнетение фагоцитоза, интенсивность которого является критерием резистентности к бактериальным инфекциям. Это показывает, что приспособительная изменчивость и приспособительные реакции как биологическая проблема в немалой степени являются и областью патологии и что адаптация к внешней среде нередко покупается ценой значительных морфологических и функциональных сдвигов, уходящих в область нозологии. Таким образом, по И. В. Давыдовскому, недостаточность механизмов адаптации будет означать снижение адаптационных возможностей (т. е. надежности) организма и развитие новой формы жизнедеятельности, которая рассматривается как патология.

Возвращаясь к рассмотрению динамики фагоцитарной активности лейкоцитов, следует отметить, что в дальнейшем интенсивность фагоцитоза продолжает падать и достигает наименьших значений через год проживания в Заполярье. К этому времени уровень поглотительной способности фагоцитов уменьшается по сравнению с данными средней климатической зоны в 4.7 раза, а интенсивность поглощения - в 3.9 раза. Более чем в 2 раза уменьшается число активных фагоцитов. Вместе с тем дальнейшего углубления неблагоприятных сдвигов переваривающей способности лейкоцитов не отмечается. Наоборот, наблюдается уменьшение числа обследуемых с индифферентным и незавершенным фагоцитозом.

Отмеченная в течение первого года пребывания людей в условиях Кольского Заполярья динамика изменений фагоцитарной активности лейкоцитов, видимо, характерна только для данного района, так как у людей, адаптирующихся к условиям других районов Севера, она имеет противоположную направленность. По-видимому, течение адаптационных процессов существенно зависит от климатогеографических особенностей различных районов Крайнего Севера. Поэтому можно полагать, что характер изменений защитных функций, так же как и ведущая патология, может являться интегральным критерием состояния окружающей среды того или иного района.

В последующие годы показатели фагоцитарной активности лейкоцитов постепенно восстанавливаются. Однако сроки их нормализации не идентичны. Так, переваривающая функция лейкоцитов достигает значений средних широт в течение первых 2-3 лет проживания в Заполярье. Поглотительная функция лейкоцитов также в эти сроки существенно улучшается, но и значительно позже она не достигает уровня средних широт, причем если в средних широтах стадия поглощения завершается, как правило, через 30 мин, то в условиях Заполярья у значительного числа лиц она растягивается до 90 мин. В первые 6 месяцев проживания в Заполярье стадия поглощения заканчивается к 30 мин только у 27% обследованных, через 3 года - у 46 и через 15 лет - у 58%.

Нарушение поглотительной функции лейкоцитов в значительной степени зависит от снижения функциональной активности самих фагоцитов и влияния ряда внеклеточных факторов. Отмечено, что поглощение объекта фагоцитоза сопровождается немедленным поглощением 02 нейтрофилами, тогда как образование С02, характеризующее прямое окисление глюкозо-6-фосфата, нарастает лишь постепенно. Это свидетельствует о том, что инициация событий концентрируется вокруг оксидазы, а интенсификация пентозного цикла является вторичным феноменом. Тормозящее влияние на интенсивность поглощения оказывает ряд соединений, к числу которых относятся прежде всего ингибиторы гликолиза и глюкокортикоиды, секреция которых в условиях высоких широт возрастает. К ухудшению интенсивности поглощения и поглотительной способности фагоцитов ведет ухудшение фагоцитарного профиля и физико-химической устойчивости лейкоцитов.

Рассматривая механизмы нарушений переваривающей активности лейкоцитов, необходимо отметить, что скорость гибели многих бактерий резко тормозится в анаэробных условиях. По-видимому, в нейтрофилах существует несколько бактерицидных систем. Выделяют кислородо зависимые и кислородо независимые бактерицидные системы нейтрофилов.