Система йогов для сохранении вашего здоровья

Наглядный пример широкого использования способностей организма и его систем адаптироваться к повторно предъявляемым воздействиям являет собой система йогов. Используя хорошо продуманную, многоэтапную тренировку, йоги добиваются исключительных результатов в части направленного изменения функциональных свойств многих систем организма.

Поистине фантастическая власть над своим телом, которой достигают индийские и тибетские йоги, восхищает и вселяет веру в беспредельные возможности совершенствования нашего организма. А способность регулировать работу внутренних органов и систем, управлять самыми сложными процессами наталкивает на мысль о возможности борьбы с различными функциональными расстройствами, первыми предвестниками заболеваний.

Учение йогов периодически становилось модным. Многочисленные дельцы, выдавая себя за йогов, ухватив кое-что из переводов известных мыслителей Древней Индии и снабдив ухваченное доброй толикой собственной фантазии, создавали «руководства» по практике йоги без учета истинного смысла этой практики, физиологических и психологических закономерностей.

В последние годы в ряде стран предприняты попытки к более серьезному изучению системы йогов. Создаются даже специальные научно-исследовательские институты, в которых детально, с применением современной физиологической аппаратуры изучают принципы, положенные в основу этой системы, собирают наиболее эффективные приемы. К сожалению, эта работа еще не завершена. Поэтому в методической литературе по вопросам гимнастической системы йогов нередко встречается много сомнительных, неоправданных рекомендаций с мистическим налетом.

Широкие круги современных почитателей учения йогов лишены возможности познакомиться с первоисточниками этой системы и вынуждены использовать работы современных авторов, которые за редким исключением свои труды создают путем компиляции и творческого переосмысливания книг, написанных современными же авторами. В итоге, за редким исключением, очередные новинки в этой области по своему содержанию все дальше и дальше удаляются от подлинных древних систем и приобретают вид гибрида из современных физкультурно-гигиенических руководств и популярных очерков о йоговском учении.

Поклонникам системы йогов следует не забывать о том, что она создавалась много веков назад, в то время, когда уклад жизни людей в корне отличался от образа жизни современного человека. Система не ставила таких задач, как укрепление здоровья, совершенствование физического развития, увеличение долголетия, повышение работоспособности и т. п. Ее методические основы вырабатывались ламами в священных храмах и в подавляющем большинстве случаев носили религиозный характер.

Вот, например, как определяется одна из целей учения в книге «Шива Самхита»:
«...Теперь я расскажу тебе о лучшей из практик о Джане Мантры. С ее помощью каждый достигает счастья в этом мире, также как и потустороннем мире...
Йог, повторяя эту мантру сто тысяч раз, приобретает силу привлекать других людей. Через посредство повторения этой мантры две лаки раз (двести тысяч раз) он может управлять всеми людьми. Они дают ему все, чем они владеют, и остаются всегда под его контролем. Через посредство повторения этой мантры три лаки раз все божества, управляющие как этими небесами, так и вне их, подчиняются его власти. Путем повторения мантры шесть лак раз он становится покровителем мира, окруженным слугами...».

Система йогов не предусматривает коллективных методов обучения, например в школах или институтах. Единственным способом обучения искусству подлинной йоги является индивидуальные многолетние занятия ученика с учителем (гуру). «Только знания, полученные от гуру, из его уст, являются могущественными и полезным; знания, полученные иным способом, становятся бесполезными, слабыми и очень болезненными» (Шива Самхита, III, 10).

Для современного человека заслуживают внимание многие рекомендации йогов по личной гигиене. Йоги не курят, не употребляют спиртных напитков, имеют строгий пищевой режим. Им не знакомы такие болезни, как псориаз, гипертония и сотни других заболеваний, которые так близки нам.

Большое значение йоги придают чистоте (или очищению) тела. Помимо общеизвестных рекомендаций по поддержанию чистоты кожи, волос, ногтей, в йогических текстах встречаются советы, касающиеся гигиены дыхательных путей. Несомненно заслуживают внимания рекомендации по промыванию носа, для чего используется чистая или слегка подсоленная вода. Процедура осуществляется как путем втягивания воды через нос в рот, так и в обратном направлении. Однако необходимо обратить внимание читателей на многочисленные указания об осторожном выполнении данной процедуры и постепенном ее усвоении.

В то же время целесообразность ряда других процедур «очищения» вызывает сомнение. К таким процедурам относятся, например, очищение пищевода и желудка путем заглатывания матерчатой ленты шириной 7 см и длиной более 6 м с последующим вытаскиванием, искусственная рвота, вызываемая щекотанием горла, и пр.

В системе йогов значительное место занимают упражнения статического характера. Человек принимает определенные позы, требующие подчас значительных напряжений мускулатуры тела, изменяющих положение внутренних органов, оказывающих существенное влияние на условия кровообращения и т. д. Такие позы выдерживаются от нескольких секунд до десяти и более минут, а иногда до нескольких часов. Они требуют от занимающихся значительной силовой подготовки, неплохой координации и отличной гибкости. Систематическая тренировка в таких упражнениях способствует развитию указанных качеств.

Большинство упражнений - асан знакомо современным спортсменам. Это, например, широко применяемые легкоатлетами упражнения: подтягивания туловища к ногам в положении сидя (у йогов оно называется «пашчиматанасана»), заведение ног за голову в положении лежа на спине («халасана»), выгибание спины лежа на груди («бхуджангасана»), выгибание тела из положения лежа на животе - «корзиночка» (у йогов - «шалабхасана»), отклоны туловища назад из положения стоя на коленях («матьясана») и др.

Большое место в гимнастике йогов уделяется упражнениям, при которых голова оказывается ниже других частей тела, например стойка на лопатках - «березка» («сарвангасана»), на локтях («ширшасана») и др. Современным спортсменам, особенно гимнастам и акробатам, такого рода упражнения тоже хорошо известны, у них в запасе таких упражнений даже больше, чем у йогов - это стойка на плечах, кистях, многочисленные разновидности висов на гимнастических снарядах и т. п.

Ряд упражнений йогов не встречается у европейских спортсменов. Это относится главным образом к упражнениям, связанными с принятием традиционных восточных поз, в частности, положения сидя на полу со скрещенными ногами. Одним из вариантов такой позы является «положение лотоса» - «падмасаны».

Однако, отмечая сходство асан с упражнениями современных спортсменов, следует оговориться, что это сходство только по форме, в характере же выполнения упражнений имеются существенные различия. Если йог, придав своему телу соответствующую позу, застывает в ней на длительное время, то наши спортсмены предпочитают динамический характер выполнения, при котором крайние позиции упражнения сохраняются непродолжительное время, но зато повторяются много раз подряд.