Некоторые аспекты полового воспитания девочек


Половая принадлежность человека слагается из нескольких компонентов, находя щихся в гармоничном сочетании, хотя в процессе онтогенеза они формируются не одновременно. Схема формирования пола, предложенная в начале 60-х годов J. Money, в дальнейшем неоднократно усовершенствовалась и приобрела следующий вид (по Г. С. Васильченко):

1-й уровень - генетический пол;

2-й уровень - гонадный пол (яичники, семенники);

3-й уровень - гаметный пол (яйцеклетки, сперматозоиды);

4-й уровень - гормональный пол (эстрогены, андрогены);

5-й уровень - соматический пол (женский фенотип, мужской фенотип);

6-й уровень - гражданский пол (женский, мужской);

7-й уровень - пол воспитания;

8-й уровень - половое самосознание.

Генетический пол и гонадный пол определяют остальные звенья. Первые пять уровней, являясь физикальными детерминантами, обусловливают саму половую принадлежность. Все последующие уровни есть не что иное, как определенные формы поведения. В раннем детском возрасте фиксируются особенности личности, которые в дальнейшем определяют ее половое поведение, роль в семье и в обществе.

Некоторые психофизиологические особенности, связанные с полом, в неразвитом состоянии можно наблюдать даже у новорожденного. Однако не следует полагаться на одну лишь врожденную предрасположенность. Формирование личности с четким разграничением свойств в соответствии с половой принадлежностью - длительный процесс, протекающий особенно эффективно в первые годы жизни.

В воспитании ребенка с первых месяцев следует придерживаться традиционных представлений современного общества о половых психофизиологических различиях в поведении, навыках, склонностях людей. Например, более плавные движения у девочек, их кокетливость, нежность, аккуратность, художественный склад, повышенная эмоциональность, склонность к экзальтации и т. п. проявляются и укрепляются под влиянием воспитания, примера старших и находятся под формирующим влиянием общественных вкусов.

Даже в шутку не следует рядить детей в одежды, которые пристало носить лицам противоположного пола; нерационально ставить задачи, решение которых свойственно (в силу физиологии, общественных вкусов и исторически сложившихся традиций) предоставлять представителям противоположного пола. Недопустимо, чтобы ребенок был свидетелем двусмысленных разговоров и сцен либо, наоборот, наблюдал крайнюю сдержанность или, что еще хуже, взаимную неприязнь родителей. Если мать воспитывает ребенка в одиночку, то в дом должны приходить мужчины: дед, дядя, друг. Впрочем, круг лиц, приходящих в семью, в таких случаях не должен быть широк; нежелательны «случайные гости». Эти правила справедливы независимо от пола воспитываемого ребенка.

Знание сексуальных психофизиологических особенностей детей рассматривается как профессиональное качество педагога, педиатра и как показатель педагогической грамотности родителей. От родителей и воспитателей зависит подавление вирильных черт в характере и привычках девочек. Чем больше девочка будет психологически соответствовать своему полу, тем меньше затруднений ожидает ее и в детстве, и при взрослении.

Взрослые, воспитывающие девочку, должны считаться и с такой психологической особенностью, как повышенный интерес к своей внешности. В этом причина частого возникновения синдрома дисморфофобии.

Роль школьного врача в половом воспитании. Задача школьного врача или другого медработника, знакомого с кругом проблем психогигиены пола, не заключается в подмене функций учителя биологии. Она имеет преимущественно методический характер. Школьный врач должен внести дополнения, уточнить терминологию, сформулировать вопросы, которые будут применены учителем биологии. Такое совершенствование техники и методики проведения соответствующих уроков приводит к унификации подхода всех педагогов, так или иначе включенных в орбиту педагогических воздействий на ребят. Естественно, что врач не должен отказываться от личных встреч (индивидуальных) и коллективных бесед с учениками, в ходе которых он опирается на современные медицинские знания, на принципы коммунистической морали, на возрастную обусловленность и чувство меры при разъяснении психосексуальных сторон взаимодействия людей. Таким образом, половое воспитание в школе не должно сводиться к разъяснению физиологии пола, а должно стать органической частью системы нравственно-этического и эстетического воспитания учащихся.

Велика благотворная роль школьного врача, участкового педиатра и детского психоневролога в правильной ориентации родителей, а через них - в воспитании нового поколения.

Организационные интегрирующие функции в деле психосексуального воспитания в средней школе возложены на Всесоюзную межведомственную комиссию по вопросам полового воспитания. На научную основу поставлены предшествующие единичные попытки, предпринимаемые в отдельных республиках и городах, уточнить учебную программу по данному вопросу и создать соответствующие методические пособия для педагогов.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: