Стоматологический статус и профилактические мероприятия для здоровых детей
Быстрое развитие ребенка в течение первого года жизни и изменение стоматологического статуса обусловливают необходимость, характеризуя показатели его здоровья, описывать их по этапам каждые 3 мес.
Дети 1-3 мес. Здоровые дети в этом возрасте имеют массу тела 2700-4000 г. Длина тела доношенного новорожденного 46-56 см.
За первый месяц длина тела ребенка увеличивается на 3 см, а масса тела - на 800 г.
В один месяц здоровый ребенок держит ручки в кулачках. При взятии на руки в положении кормления наблюдается сосательный рефлекс. Лежа на животе рефлекторно поворачивает голову в сторону, щурится от яркого света, поворачивает голову к свету, пытается поднимать голову лежа на животе. Появляется первая улыбка на разговор взрослого.
Кожа бледно-розовая или смуглая, умеренно влажная, нежная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты, дышит носом во время бодрствования и сна.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная.
У новорожденных беззубый рот (выражены десневые валики). Челюсти имеют полукруглую форму. По соотношению челюстей в сагиттальном, т. е. переднезаднем направлении, различают 3 разновидности.
1 - тип. Нижняя челюсть находится позади верхней в пределах до 10-15 мм. Язык в покое свободно располагается за десневыми валиками. При этом альвеолярный край нижней челюсти располагается кзади, мезиальный край десневых бугорков расположен сзади соответствующих десневых бугорков верхней челюсти.
2 - тип. Нижняя челюсть находится значительно позади верхней, чем при 1-м типе, при этом зубные бугорки верхней челюсти шире, чем на нижней челюсти, что характеризует увеличение размеров верхней челюсти.
3-й тип. Альвеолярный край нижней челюсти на уровне резцов и клыков расположен ближе к языку, чем та же область альвеолярной дуги на верхней челюсти и бугорки расположены более кпереди, чем соответствующая часть бугорков
В переднем участке при всех типах пространство по вертикали между верхними и нижними бугорками резцов может быть небольшим в пределах до 3 мм и оно равномерно выражено или его может и не быть.
Дети 6 мес. К этому возрасту масса тела здорового ребенка в среднем достигает 8200 г, длина тела - 62-72 см. Ребенок переворачивается с живота на спину. Может долго лежать на животе, при этом приподнимается, опираясь на ладони и колени. Различает близких и чужих людей. Различает тон, с которым к нему обращаются. Подолгу гулит. Появляются отдельные слоги. Берет погремушку и удерживает ее некоторое время. Кожа бледно-розовая, мягкая, упругая, умеренно влажная. Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты, ребенок свободно дышит через нос во время бодрствования и сна.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, влажная. Прорезались резцы белого цвета, эмаль гладкая, блестящая, форма не изменена. На альвеолярных отростках верхней и нижней челюстей в области будущего прорезывания клыков имеется утолщение. Челюсти имеют полукруглую форму. Нижняя челюсть перемещается вперед, десневые валики верхней челюсти располагаются над десневыми валиками нижней челюсти (нейтральное положение).
Ребенок свободно глотает, ест из ложки, пьет из чашки. Соответственно возрасту вводится прикорм по составу и консистенции. Сосательный рефлекс выражен хорошо. Язык в спокойном состоянии располагается за зубами, при глотании упирается в зубы.
Дети 9 мес. В этом возрасте уровень физического и нервно-психического развития ребенка соответствует возрасту.
Кожные покровы бледно-розового цвета, кожа мягкая, упругая, умеренно влажная.
Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты, ребенок свободно дышит через нос во время сна и бодрствования.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, влажная.
Прорезались резцы белого цвета, эмаль гладкая, блестящая, форма зубов не изменена, центральные резцы верхней челюсти соприкасаются режущими краями с режущими краями центральных резцов нижней челюсти. Челюсти имеют полукруглую форму. Угасает сосательный рефлекс. Формируется функция жевания, активно вводится прикорм, ребенок ест из ложки, пьет из чашки, глотает свободно.
Дети 12 мес. В этом возрасте длина тела 71-81 см, масса тела 10 600 г. Ребенок самостоятельно ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая. Ребенок правильно держит ложку, надевает на палец мелкие предметы, слезает со стула, обходит препятствия, достает игрушки. Легко подражает новым словам, произносит около 10 слов. Запас понимаемых слов увеличивается.
Лицо симметрично, пропорционально. Губы сомкнуты во время сна и бодрствования, дыхание носовое. Слизистая оболочка полости рта розового цвета, влажная. Челюсти имеют полукруглую форму. В боковых участках альвеолярных отростков валикообразные утолщения - готовятся к прорезыванию боковые зубы.
Нижняя челюсть переместилась вперед, зубы верхней челюсти, перекрывая, контактируют с зубами нижней челюсти. В спокойном состоянии язык располагается за зубами, его боковые поверхности располагаются в области альвеолярных отростков.
Функция сосания угасла. Ребенок ест из ложки, пьет из чашки, пустышкой не пользуется. Глотает легко, язык в стадии отправного толчка упирается в передние зубы.
Дети 18 мес. Уровень физического и нервно-психического развития детей этого возраста соответствует возрасту. Ребенок самостоятельно ходит, карабкается по лестнице, бросает игрушки и поднимает их. Малыш держит карандаш в кулаке, листает книгу с картинками (формируется зрительное восприятие цвета и формы), различает основные цвета спектра, дифференцирует формы: шар, кубик. Речь неясная, лепетная.
Кожные покровы бледно-розового цвета, кожа мягкая, упругая, умеренно влажная. Лицо симметричное, пропорциональное. Ребенок дышит носом, во время сна и бодрствования губы сомкнуты. Глотание свободное. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная.
При смыкании челюстей зубы касаются друг друга, причем верхние зубы перекрывают нижние не более чем на 1/2 коронки зуба. Язык в спокойном состоянии располагается за зубами, при глотании кончик языка упирается в верхние зубы.
Ребенок ест самостоятельно из ложки и пьет из чашки.
Дети 2 лет (24 мес). В этом возрасте масса тела здорового ребенка составляет 14,5 кг, длина тела 84-94 см. В 2 года ребенок чашку держит одной рукой. Кожа лица бледно-розового цвета, упругая, умеренно влажная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты во время бодрствования и сна. Дыхание в спокойном состоянии носовое, при физической нагрузке может быть ротовое. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная. Прорезались все 20 временных зубов. Эмаль зубов белого цвета, гладкая, блестящая, форма не изменена. При смыкании челюстей все зубы плотно контактируют друг с другом. Фронтальные верхние зубы перекрывают нижние не более чем на 1/3 длины коронки.
Дети 3 лет. В этом возрасте масса тела здорового ребенка достигает 16,5 кг, длина тела 92-100 см. Ребенок ест самостоятельно, с небольшой помощью одевается. Кожа бледно-розового цвета или смуглая, упругая, мягкая. Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты во время сна и бодрствования. Дыхание носовое во время сна и в спокойном состоянии, при физической нагрузке может быть ротовое дыхание. Глотание свободное. Язык при глотании упирается во фронтальные зубы верхней челюсти. Эмаль всех 20 временных зубов белого цвета, гладкая, блестящая, форма зубов не изменена.
Закончилось формирование временного прикуса. У ребенка 3 лет уже может быть определен вид прикуса, т. е. соотношение зубных рядов верхней челюсти и нижней в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном направлениях.
Правильный прикус характеризуется следующими клиническими признаками:
- зубные дуги имеют форму полуокружностей;
- фронтальные зубы верхней челюсти перекрывают нижние зубы не более чем на 1/3 длины коронки зуба, образуя плотные контакты;
- в боковых участках зубных рядов бугрово-фиссурное смыкание зубов;
- фронтальные зубы располагаются с тремами или без них, средние линии верхних и нижних центральных резцов совпадают;
- при соответствии величины коронок верхних и нижних временных моляров и правильном смыкании зубных рядов имеется «мезиальная ступень»; если ширина коронки нижнего моляра больше на 2 мм верхнего, то дистальные поверхности временных моляров находятся в одной плоскости; при большем несоответствии величины коронок между дистальными поверхностями вторых временных моляров возникает «дистальная ступень». Последние две разновидности не следует относить к патологии, так как после смены временных зубов на постоянные из-за меньших размеров постоянных нижних зубов.
Профилактические мероприятия. Задача диспансеризации детей I группы (здоровые дети) - сохранить и повысить уровень здоровья детей, предупредить возможность формирования факторов риска возникновения заболеваний.
Для этого необходимо создать оптимальные условия для физиологического роста и развития организма ребенка. Решение этих задач возможно лишь при максимальной обоюдной заинтересованности (в первую очередь) родителей, педиатров и стоматологов. Медики (педиатры, стоматологи, медицинские сестры комнат здорового ребенка) должны разъяснить, научить, порекомендовать, т. е. определить пути для достижения поставленной цели, а родители должны с полной ответственностью пройти этот путь, выполняя все рекомендации медиков.
В некоторых случаях, например, когда у кормящей женщины много молока, или достаточно сильный, активный ребенок, продолжительность кормления сокращается и ребенок, насытившись, не успевает удовлетворить сосательный рефлекс. Это создает благоприятные условия для формирования у малыша таких вредных привычек, как сосание языка, пальцев и т.д. В этом случае с целью профилактики необходимо после кормления дать на непродолжительное время ребенку соску-пустышку. Таким образом соска-пустышка может играть роль индивидуального средства профилактики вредных привычек у детей раннего возраста при условии дозированного по времени ее использования с учетом нервно-психического состояния ребенка и особенностей его вскармливания.
Поить ребенка следует обычной, не подслащенной водой. Дети быстро привыкают к сладкой воде, пьют ее с удовольствием и много, этим, с одной стороны, создаются условия для перегрузки морфологически и функционально незрелого инсулярного аппарата, с другой стороны, формируется фактор риска повышенной концентрации углеводов в полости рта, являющийся необходимым пусковым моментом для развития кариозного процесса.
С 3 мес вводится прикорм. Несколько изменяет питание. Прикорм для детей 3-6 мес имеет консистенцию жидкую или кашицеобразную. Давать прикорм ребенку нужно только с ложки. С прикормом ребенок начинает получать больше минеральных компонентов, микроэлементов, витаминов. В этом возрасте необходимо заложить основы навыка приема пищи: пищу необходимо снимать губами с ложки. Это одно из необходимых условий для перемещения нижней челюсти вперед.
С 6 мес следует приучать ребенка пить из чашки, поддерживаемой взрослыми. С этого возраста инстинкт сосания начинает постепенно угасать и поэтому, если ребенок пользовался соской-пустышкой, целесообразно постепенно отучать малыша от нее, сохранив лишь последнее вечернее кормление с помощью соски.
Состояние нервно-психического и физического уровня развития ребенка позволяет к полутора годам развить у ребенка такие навыки, как полоскание рта, самостоятельный прием густых, а к 2-м годам и жидких блюд. Двухлетний ребенок уже имеет определенные мануальные навыки, может начать овладевать и чисткой зубов. Зубная щетка должна быть маленького размера с мягкой щетиной. Сначала он обучается методике чистки без зубной пасты, а затем по мере усвоения всех этапов чистки зубов с гигиенической зубной пастой. С 3-летнего возраста ребенок должен хорошо уметь пользоваться зубной щеткой и пастой.
Сначала следует научить малыша правильно держать зубную щетку, показать, как надо чистить вестибулярную поверхность зубов: при чистке зубного ряда верхней челюсти движения должны быть направлены сверху вниз, а нижнего зубного ряда снизу вверх. Когда ребенок научится выполнять это, следует показать ему как чистить оральную поверхность зубов: сначала верхний зубной ряд спереди и с боков, а затем нижний - также спереди и с боков. Последний этап - чистка жевательной поверхности зубов: сначала верхних, а затем нижних.
Проанализировав все условия, при которых формируется правильно зубочелюстная система у ребенка, мы пришли к выводу, что для создания этих условий не требуется врачебных мероприятий. Для этого необходимо создать оптимальные условия для физиологического роста и развития организма ребенка и зубочелюстно-лицевой области в том числе. Решение этих задач возможно лишь при максимальной обоюдной заинтересованности родителей (в первую очередь) и врачей - педиатров и стоматологов.
Мать, имея определенные знания по воспитанию здорового ребенка, может сама обеспечить условия для гармоничного развития ребенка и зубочелюстной системы, в частности.
Необходимую информацию родители могут получить в школе молодой матери, в комнате здорового ребенка педиатрической поликлиники. Помимо бесед, нужно использовать разработанные сотрудниками кафедры физиологии и воспитания детей памятки о развитии и воспитании детей различных возрастных периодов, которые имеются в каждой комнате здорового ребенка детской поликлиники.
В эти памятки целесообразно внести рекомендации стоматолога. Например, в памятку о развитии и воспитании детей 1-3 мес ввести следующий текст. «Чтобы челюсти ребенка развивались правильно, он должен трудиться. Если у кормящей женщины много молока, то перед кормлением целесообразно частично сцедить молочную железу. При искусственном вскармливании важно правильно подобрать и подготовить соску для кормления малыша. Соска должна быть упругой, короткой и иметь несколько маленьких отверстий, таких, чтобы после опрокидывания бутылочки пища стекала каплями. Продолжительность кормления 15-20 мин»; - и далее - «Если ребенок насытился, но не удовлетворил сосательный рефлекс (двигает руками, ногами сосет язык и т.п.), то после кормления ему можно дать пустышку, а детям с повышенной возбудимостью ее дают и перед засыпанием. Однако после засыпания пустышку необходимо осторожно убрать. Длительное сосание соски-пустышки способствует нарушению формирования челюстей и тормозит психическое развитие ребенка».
Для родителей детей от 3 до 6 мес важно знать, что по мере введения прикорма ребенка следует приучить пользоваться ложкой, так чтобы в 4-5 мес 2 кормления осуществлялись с помощью ложки, а 3-е с помощью соски или грудью. Следует воспитывать правильный навык приема пищи: снимать пищу с ложки губами. К 6 мес ребенка нужно учить пить из чашки, поддерживаемой взрослым.
Если ребенку 6-9 мес, то необходимо знать о том, что «с 6 мес следует приучать малыша к жесткой пище (яблоко, морковь, сушка, сухарик). В этом возрасте главное место занимает пюреобразная и кашеподобная пища. 3 кормления осуществляются из ложки, 2 через соску».
В 9-12 мес следует исключить кормление детей через соску и прекратить пользование соской-пустышкой. «Если ребенок в возрасте 1-2 года продолжает сосать соску-пустышку или же у него появились вредные привычки: сосание пальцев, губ, предметов, нужно отучить его он них. Иначе вредные привычки могут способствовать формированию неправильного прикуса. Устранить такие привычки можно методом запрета, фиксацией ручек в локтевом суставе, смазыванием губ жиром, оксолиновой мазью и т. д. С 2-летнего возраста нужно обучить ребенка чистить зубы. Для лучшего удаления остатков пищи и зубного налета надо чистить зубы по 2 мин 2 раза в день: утром (после завтрака) и вечером (после ужина, перед сном) и полоскать полость рта после каждого приема пищи. Врач-стоматолог поможет правильно подобрать зубную щетку и пасту».
Кроме предложенных дополнений к памяткам педиатрам, важно, чтобы детские стоматологи имели набор памяток по воспитанию здорового ребенка. Эти памятки могут быть на различные темы: по методике кормления ребенка, по пользованию сосками-пустышками, профилактике возникновения и устранению вредных привычек у детей, формированию гигиенических навыков и т. д.
Эти памятки раздают родителям при посещении детской стоматологической поликлиники.
Известно, что наиболее полно усваивается информация, если она представлена в виде наглядных стендов, уголков, выставок. Большое значение в профилактике стоматологических заболеваний у детей от рождения до 3 лет имеет ярко и привлекательно оформленный уголок стоматолога в комнате здорового ребенка в детской поликлинике и в детской стоматологической поликлинике.
Представленная в них информация должна отражать все рекомендации стоматолога по воспитанию здорового ребенка.
Таким образом, детям I диспансерной группы, т. е. здоровым детям назначают профилактические мероприятия, адаптированные к возрасту и региону проживания ребенка, и направленные на обеспечение необходимых условий для воспитания здорового ребенка. Повторные осмотры ребенка зависят от возраста: на первом году жизни его необходимо осматривать 3 раза в год, в возрасте от одного до двух лет - 2 раза в год и с двух до трех лет - 1 раз в год.
Дети 1-3 мес. Здоровые дети в этом возрасте имеют массу тела 2700-4000 г. Длина тела доношенного новорожденного 46-56 см.
За первый месяц длина тела ребенка увеличивается на 3 см, а масса тела - на 800 г.
В один месяц здоровый ребенок держит ручки в кулачках. При взятии на руки в положении кормления наблюдается сосательный рефлекс. Лежа на животе рефлекторно поворачивает голову в сторону, щурится от яркого света, поворачивает голову к свету, пытается поднимать голову лежа на животе. Появляется первая улыбка на разговор взрослого.
Кожа бледно-розовая или смуглая, умеренно влажная, нежная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты, дышит носом во время бодрствования и сна.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная.
У новорожденных беззубый рот (выражены десневые валики). Челюсти имеют полукруглую форму. По соотношению челюстей в сагиттальном, т. е. переднезаднем направлении, различают 3 разновидности.
1 - тип. Нижняя челюсть находится позади верхней в пределах до 10-15 мм. Язык в покое свободно располагается за десневыми валиками. При этом альвеолярный край нижней челюсти располагается кзади, мезиальный край десневых бугорков расположен сзади соответствующих десневых бугорков верхней челюсти.
2 - тип. Нижняя челюсть находится значительно позади верхней, чем при 1-м типе, при этом зубные бугорки верхней челюсти шире, чем на нижней челюсти, что характеризует увеличение размеров верхней челюсти.
3-й тип. Альвеолярный край нижней челюсти на уровне резцов и клыков расположен ближе к языку, чем та же область альвеолярной дуги на верхней челюсти и бугорки расположены более кпереди, чем соответствующая часть бугорков
В переднем участке при всех типах пространство по вертикали между верхними и нижними бугорками резцов может быть небольшим в пределах до 3 мм и оно равномерно выражено или его может и не быть.
Дети 6 мес. К этому возрасту масса тела здорового ребенка в среднем достигает 8200 г, длина тела - 62-72 см. Ребенок переворачивается с живота на спину. Может долго лежать на животе, при этом приподнимается, опираясь на ладони и колени. Различает близких и чужих людей. Различает тон, с которым к нему обращаются. Подолгу гулит. Появляются отдельные слоги. Берет погремушку и удерживает ее некоторое время. Кожа бледно-розовая, мягкая, упругая, умеренно влажная. Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты, ребенок свободно дышит через нос во время бодрствования и сна.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, влажная. Прорезались резцы белого цвета, эмаль гладкая, блестящая, форма не изменена. На альвеолярных отростках верхней и нижней челюстей в области будущего прорезывания клыков имеется утолщение. Челюсти имеют полукруглую форму. Нижняя челюсть перемещается вперед, десневые валики верхней челюсти располагаются над десневыми валиками нижней челюсти (нейтральное положение).
Ребенок свободно глотает, ест из ложки, пьет из чашки. Соответственно возрасту вводится прикорм по составу и консистенции. Сосательный рефлекс выражен хорошо. Язык в спокойном состоянии располагается за зубами, при глотании упирается в зубы.
Дети 9 мес. В этом возрасте уровень физического и нервно-психического развития ребенка соответствует возрасту.
Кожные покровы бледно-розового цвета, кожа мягкая, упругая, умеренно влажная.
Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты, ребенок свободно дышит через нос во время сна и бодрствования.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, влажная.
Прорезались резцы белого цвета, эмаль гладкая, блестящая, форма зубов не изменена, центральные резцы верхней челюсти соприкасаются режущими краями с режущими краями центральных резцов нижней челюсти. Челюсти имеют полукруглую форму. Угасает сосательный рефлекс. Формируется функция жевания, активно вводится прикорм, ребенок ест из ложки, пьет из чашки, глотает свободно.
Дети 12 мес. В этом возрасте длина тела 71-81 см, масса тела 10 600 г. Ребенок самостоятельно ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая. Ребенок правильно держит ложку, надевает на палец мелкие предметы, слезает со стула, обходит препятствия, достает игрушки. Легко подражает новым словам, произносит около 10 слов. Запас понимаемых слов увеличивается.
Лицо симметрично, пропорционально. Губы сомкнуты во время сна и бодрствования, дыхание носовое. Слизистая оболочка полости рта розового цвета, влажная. Челюсти имеют полукруглую форму. В боковых участках альвеолярных отростков валикообразные утолщения - готовятся к прорезыванию боковые зубы.
Нижняя челюсть переместилась вперед, зубы верхней челюсти, перекрывая, контактируют с зубами нижней челюсти. В спокойном состоянии язык располагается за зубами, его боковые поверхности располагаются в области альвеолярных отростков.
Функция сосания угасла. Ребенок ест из ложки, пьет из чашки, пустышкой не пользуется. Глотает легко, язык в стадии отправного толчка упирается в передние зубы.
Дети 18 мес. Уровень физического и нервно-психического развития детей этого возраста соответствует возрасту. Ребенок самостоятельно ходит, карабкается по лестнице, бросает игрушки и поднимает их. Малыш держит карандаш в кулаке, листает книгу с картинками (формируется зрительное восприятие цвета и формы), различает основные цвета спектра, дифференцирует формы: шар, кубик. Речь неясная, лепетная.
Кожные покровы бледно-розового цвета, кожа мягкая, упругая, умеренно влажная. Лицо симметричное, пропорциональное. Ребенок дышит носом, во время сна и бодрствования губы сомкнуты. Глотание свободное. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная.
При смыкании челюстей зубы касаются друг друга, причем верхние зубы перекрывают нижние не более чем на 1/2 коронки зуба. Язык в спокойном состоянии располагается за зубами, при глотании кончик языка упирается в верхние зубы.
Ребенок ест самостоятельно из ложки и пьет из чашки.
Дети 2 лет (24 мес). В этом возрасте масса тела здорового ребенка составляет 14,5 кг, длина тела 84-94 см. В 2 года ребенок чашку держит одной рукой. Кожа лица бледно-розового цвета, упругая, умеренно влажная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты во время бодрствования и сна. Дыхание в спокойном состоянии носовое, при физической нагрузке может быть ротовое. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная. Прорезались все 20 временных зубов. Эмаль зубов белого цвета, гладкая, блестящая, форма не изменена. При смыкании челюстей все зубы плотно контактируют друг с другом. Фронтальные верхние зубы перекрывают нижние не более чем на 1/3 длины коронки.
Дети 3 лет. В этом возрасте масса тела здорового ребенка достигает 16,5 кг, длина тела 92-100 см. Ребенок ест самостоятельно, с небольшой помощью одевается. Кожа бледно-розового цвета или смуглая, упругая, мягкая. Лицо пропорционально, симметрично, губы сомкнуты во время сна и бодрствования. Дыхание носовое во время сна и в спокойном состоянии, при физической нагрузке может быть ротовое дыхание. Глотание свободное. Язык при глотании упирается во фронтальные зубы верхней челюсти. Эмаль всех 20 временных зубов белого цвета, гладкая, блестящая, форма зубов не изменена.
Закончилось формирование временного прикуса. У ребенка 3 лет уже может быть определен вид прикуса, т. е. соотношение зубных рядов верхней челюсти и нижней в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном направлениях.
Правильный прикус характеризуется следующими клиническими признаками:
- зубные дуги имеют форму полуокружностей;
- фронтальные зубы верхней челюсти перекрывают нижние зубы не более чем на 1/3 длины коронки зуба, образуя плотные контакты;
- в боковых участках зубных рядов бугрово-фиссурное смыкание зубов;
- фронтальные зубы располагаются с тремами или без них, средние линии верхних и нижних центральных резцов совпадают;
- при соответствии величины коронок верхних и нижних временных моляров и правильном смыкании зубных рядов имеется «мезиальная ступень»; если ширина коронки нижнего моляра больше на 2 мм верхнего, то дистальные поверхности временных моляров находятся в одной плоскости; при большем несоответствии величины коронок между дистальными поверхностями вторых временных моляров возникает «дистальная ступень». Последние две разновидности не следует относить к патологии, так как после смены временных зубов на постоянные из-за меньших размеров постоянных нижних зубов.
Профилактические мероприятия. Задача диспансеризации детей I группы (здоровые дети) - сохранить и повысить уровень здоровья детей, предупредить возможность формирования факторов риска возникновения заболеваний.
Для этого необходимо создать оптимальные условия для физиологического роста и развития организма ребенка. Решение этих задач возможно лишь при максимальной обоюдной заинтересованности (в первую очередь) родителей, педиатров и стоматологов. Медики (педиатры, стоматологи, медицинские сестры комнат здорового ребенка) должны разъяснить, научить, порекомендовать, т. е. определить пути для достижения поставленной цели, а родители должны с полной ответственностью пройти этот путь, выполняя все рекомендации медиков.
В некоторых случаях, например, когда у кормящей женщины много молока, или достаточно сильный, активный ребенок, продолжительность кормления сокращается и ребенок, насытившись, не успевает удовлетворить сосательный рефлекс. Это создает благоприятные условия для формирования у малыша таких вредных привычек, как сосание языка, пальцев и т.д. В этом случае с целью профилактики необходимо после кормления дать на непродолжительное время ребенку соску-пустышку. Таким образом соска-пустышка может играть роль индивидуального средства профилактики вредных привычек у детей раннего возраста при условии дозированного по времени ее использования с учетом нервно-психического состояния ребенка и особенностей его вскармливания.
Поить ребенка следует обычной, не подслащенной водой. Дети быстро привыкают к сладкой воде, пьют ее с удовольствием и много, этим, с одной стороны, создаются условия для перегрузки морфологически и функционально незрелого инсулярного аппарата, с другой стороны, формируется фактор риска повышенной концентрации углеводов в полости рта, являющийся необходимым пусковым моментом для развития кариозного процесса.
С 3 мес вводится прикорм. Несколько изменяет питание. Прикорм для детей 3-6 мес имеет консистенцию жидкую или кашицеобразную. Давать прикорм ребенку нужно только с ложки. С прикормом ребенок начинает получать больше минеральных компонентов, микроэлементов, витаминов. В этом возрасте необходимо заложить основы навыка приема пищи: пищу необходимо снимать губами с ложки. Это одно из необходимых условий для перемещения нижней челюсти вперед.
С 6 мес следует приучать ребенка пить из чашки, поддерживаемой взрослыми. С этого возраста инстинкт сосания начинает постепенно угасать и поэтому, если ребенок пользовался соской-пустышкой, целесообразно постепенно отучать малыша от нее, сохранив лишь последнее вечернее кормление с помощью соски.
Состояние нервно-психического и физического уровня развития ребенка позволяет к полутора годам развить у ребенка такие навыки, как полоскание рта, самостоятельный прием густых, а к 2-м годам и жидких блюд. Двухлетний ребенок уже имеет определенные мануальные навыки, может начать овладевать и чисткой зубов. Зубная щетка должна быть маленького размера с мягкой щетиной. Сначала он обучается методике чистки без зубной пасты, а затем по мере усвоения всех этапов чистки зубов с гигиенической зубной пастой. С 3-летнего возраста ребенок должен хорошо уметь пользоваться зубной щеткой и пастой.
Сначала следует научить малыша правильно держать зубную щетку, показать, как надо чистить вестибулярную поверхность зубов: при чистке зубного ряда верхней челюсти движения должны быть направлены сверху вниз, а нижнего зубного ряда снизу вверх. Когда ребенок научится выполнять это, следует показать ему как чистить оральную поверхность зубов: сначала верхний зубной ряд спереди и с боков, а затем нижний - также спереди и с боков. Последний этап - чистка жевательной поверхности зубов: сначала верхних, а затем нижних.
Проанализировав все условия, при которых формируется правильно зубочелюстная система у ребенка, мы пришли к выводу, что для создания этих условий не требуется врачебных мероприятий. Для этого необходимо создать оптимальные условия для физиологического роста и развития организма ребенка и зубочелюстно-лицевой области в том числе. Решение этих задач возможно лишь при максимальной обоюдной заинтересованности родителей (в первую очередь) и врачей - педиатров и стоматологов.
Мать, имея определенные знания по воспитанию здорового ребенка, может сама обеспечить условия для гармоничного развития ребенка и зубочелюстной системы, в частности.
Необходимую информацию родители могут получить в школе молодой матери, в комнате здорового ребенка педиатрической поликлиники. Помимо бесед, нужно использовать разработанные сотрудниками кафедры физиологии и воспитания детей памятки о развитии и воспитании детей различных возрастных периодов, которые имеются в каждой комнате здорового ребенка детской поликлиники.
В эти памятки целесообразно внести рекомендации стоматолога. Например, в памятку о развитии и воспитании детей 1-3 мес ввести следующий текст. «Чтобы челюсти ребенка развивались правильно, он должен трудиться. Если у кормящей женщины много молока, то перед кормлением целесообразно частично сцедить молочную железу. При искусственном вскармливании важно правильно подобрать и подготовить соску для кормления малыша. Соска должна быть упругой, короткой и иметь несколько маленьких отверстий, таких, чтобы после опрокидывания бутылочки пища стекала каплями. Продолжительность кормления 15-20 мин»; - и далее - «Если ребенок насытился, но не удовлетворил сосательный рефлекс (двигает руками, ногами сосет язык и т.п.), то после кормления ему можно дать пустышку, а детям с повышенной возбудимостью ее дают и перед засыпанием. Однако после засыпания пустышку необходимо осторожно убрать. Длительное сосание соски-пустышки способствует нарушению формирования челюстей и тормозит психическое развитие ребенка».
Для родителей детей от 3 до 6 мес важно знать, что по мере введения прикорма ребенка следует приучить пользоваться ложкой, так чтобы в 4-5 мес 2 кормления осуществлялись с помощью ложки, а 3-е с помощью соски или грудью. Следует воспитывать правильный навык приема пищи: снимать пищу с ложки губами. К 6 мес ребенка нужно учить пить из чашки, поддерживаемой взрослым.
Если ребенку 6-9 мес, то необходимо знать о том, что «с 6 мес следует приучать малыша к жесткой пище (яблоко, морковь, сушка, сухарик). В этом возрасте главное место занимает пюреобразная и кашеподобная пища. 3 кормления осуществляются из ложки, 2 через соску».
В 9-12 мес следует исключить кормление детей через соску и прекратить пользование соской-пустышкой. «Если ребенок в возрасте 1-2 года продолжает сосать соску-пустышку или же у него появились вредные привычки: сосание пальцев, губ, предметов, нужно отучить его он них. Иначе вредные привычки могут способствовать формированию неправильного прикуса. Устранить такие привычки можно методом запрета, фиксацией ручек в локтевом суставе, смазыванием губ жиром, оксолиновой мазью и т. д. С 2-летнего возраста нужно обучить ребенка чистить зубы. Для лучшего удаления остатков пищи и зубного налета надо чистить зубы по 2 мин 2 раза в день: утром (после завтрака) и вечером (после ужина, перед сном) и полоскать полость рта после каждого приема пищи. Врач-стоматолог поможет правильно подобрать зубную щетку и пасту».
Кроме предложенных дополнений к памяткам педиатрам, важно, чтобы детские стоматологи имели набор памяток по воспитанию здорового ребенка. Эти памятки могут быть на различные темы: по методике кормления ребенка, по пользованию сосками-пустышками, профилактике возникновения и устранению вредных привычек у детей, формированию гигиенических навыков и т. д.
Эти памятки раздают родителям при посещении детской стоматологической поликлиники.
Известно, что наиболее полно усваивается информация, если она представлена в виде наглядных стендов, уголков, выставок. Большое значение в профилактике стоматологических заболеваний у детей от рождения до 3 лет имеет ярко и привлекательно оформленный уголок стоматолога в комнате здорового ребенка в детской поликлинике и в детской стоматологической поликлинике.
Представленная в них информация должна отражать все рекомендации стоматолога по воспитанию здорового ребенка.
Таким образом, детям I диспансерной группы, т. е. здоровым детям назначают профилактические мероприятия, адаптированные к возрасту и региону проживания ребенка, и направленные на обеспечение необходимых условий для воспитания здорового ребенка. Повторные осмотры ребенка зависят от возраста: на первом году жизни его необходимо осматривать 3 раза в год, в возрасте от одного до двух лет - 2 раза в год и с двух до трех лет - 1 раз в год.
Еще по теме:
![]() |