Анатомо-физиологические особенности нервной системы детского возраста в норме и патологии
Хирургу, оперирующему на центральной нервной системе детей, необходимо знать анатомо-физиологические особенности растущего организма и, в частности, рост и развитие черепа и мозга.
Принято различать в детском возрасте следующие периоды: новорожденный, грудной, дошкольный, младший школьный и старший школьный.
При рождении вес головного мозга ребенка составляет 1/8 части веса всего тела, в то время как у взрослого вес мозга составляет 1/40 веса тела. В течение первых двух лет еще продолжается быстрый рост черепа и мозга, к 8 годам относительная разница в объеме черепа еще имеет место, а к 12 годам размеры и форма черепа показывают уже незначительное отличие от черепа взрослого.
Форма черепа новорожденного ближе к брахиоцефалической форме с относительно широким затылком и почти вертикально стоящей затылочной костью. Наружная бугристость затылочной кости и бугорок атланта стоят почти по прямой вертикальной линии. Область височных костей слегка выбухает. Роднички полностью зарастают примерно к 1 году 4 месяцам, однако коронарный шов расположен еще относительно близко к лицевой части черепа. У новорожденного значительных размеров затылочные доли мозга и относительно малоразвиты лобные доли. Мозжечок в этот период расположен почти вертикально, а варолиев мост стоит еще далеко впереди над областью турецкого седла. Лишь к 5 годам варолиев мост занимает свое постоянное место в задней черепной ямке. Растущие в этот период жизни ребенка лобные доли как бы отодвигают его кзади.
Таким образом, те топографо-анатомические соотношения отдельных частей головного мозга, которые мы определяем с помощью краниометра Кренлейна, Кохера, Егорова, неприменимы полностью в краниометрии детского черепа. Здесь приходится в соответствии с возрастом вносить определенные коррективы при подходе к тем или другим долям головного мозга или боковым желудочкам мозга, имея в виду описанные выше этапы роста головного мозга.
Кровообращение головного мозга, артериальное и венозное, претерпевает с ростом ребенка значительные изменения. К 3-4 годам постепенно формируются диплоические вены, а к 6-7 годам заканчивается образование пахионовых грануляций и создаются новые пути венозного оттока через оболочки мозга и кости черепа. При патологических условиях венозный отток крови начинает осуществляться через диплоэ и мягкие покровы черепа и в более ранние периоды жизни ребенка. Тогда развиваются значительных размеров эмиссары в разных отделах черепных костей и сеть широких венозных стволов в кожных покровах черепа.
Толщина костей свода черепа новорожденного 1-2 мм, диплоический слой не определяется вообще. Оформление его идет постепенно, и только к 7 годам толщина костей свода черепа достигает примерно 3-4 мм. В это время на рентгенограммах появляется рисунок диплоических вен; костные швы смыкаются постепенно, но окончание формирования черепа наступает к 15-16 годам. Твердая мозговая оболочка, вместе с верхним сагиттальным синусом, отходит полностью от внутренней поверхности костей свода черепа лишь к 3 годам, и только по линии костных швов еще длительный период времени остаются легкие спайки с твердой мозговой оболочкой.
В каждом периоде детского возраста развитие растущего организма связано с этапами развития эндокринной системы, когда функция одних желез сменяется усиленной функцией других. Провести строгую грань между угасанием функции одной железы и усилением функции другой в точно определенные годы жизни ребенка не всегда представляется возможным. Нельзя точно фиксировать, что свойственно 5-летнему ребенку и что - 7-летнему. Функции желез настолько перестраиваются, что представить это в определенной графической кривой очень сложно.
Заболевание любого соматического органа, любая инфекция, поразившая детский организм, ведет к нарушению обмена веществ, к интоксикации центральной нервной системы и нарушению корковых функций, а последнее приводит к дезорганизации функций соматических органов. Получается замкнутый круг патологии детского организма, при котором крайне затруднительно разрешить вопрос, что в заболевании организма является первичным и что - вторичным. Следовательно, всегда необходимо помнить, что реакции детского организма, всех его систем и тканей - чрезвычайно диффузны и в то же время разнохарактерны в зависимости от возраста ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее бывает распознать генез заболевания и решить вопрос, исходит ли он от поражения внутренних органов и общей интоксикации или первично страдает центральная нервная система.
Нередко приходится сталкиваться с наличием так называемых висцеральных болей, чаще всего в брюшной полости, причем боли эти упорные и длительные, не проходящие от применения обычных «желудочных» средств. Боли могут не сопровождаться какими-либо расстройствами функции желудочно-кишечного тракта, однако иногда наблюдается задержка стула, парез кишечника и рвота на высоте боли. Висцеральные боли могут иметь место при поражении диэнцефальной области, боковых и третьего желудочков мозга и, в частности, при опухолях мозга той же области.
Еще об одной реакции детского организма необходимо помнить, особенно в раннем детском возрасте. Теплорегулирующие центры нервной системы еще в стадии своего развития, и поэтому колебания температуры могут быть очень значительными при относительно незначительных поводах. Хирургическое вмешательство на центральной нервной системе у ребенка, особенно на желудочковой системе, может легко давать гипертермию свыше 40° и требовать своевременного применения различных медикаментозных средств.
Центральная нервная система детского организма обладает одним характерным для нее свойством: в периоде своего структурного развития, как всякая растущая ткань и развивающаяся система, обладает большой способностью к компенсации нарушенных функций. Поэтому у детей долгий период опухолевое заболевание центральной нервной системы может протекать скрыто, без явных нарушений функции этой системы.
Описанные нами анатомо-физиологические особенности детского организма объясняют тот факт, что опухолевое поражение головного мозга у детей имеет много отличного от такого же поражения у взрослых. Знание особенностей детского возраста позволяет с большей надежностью развертывать страницы детской патологии и изучать клинику опухолей головного мозга у детей.
Принято различать в детском возрасте следующие периоды: новорожденный, грудной, дошкольный, младший школьный и старший школьный.
При рождении вес головного мозга ребенка составляет 1/8 части веса всего тела, в то время как у взрослого вес мозга составляет 1/40 веса тела. В течение первых двух лет еще продолжается быстрый рост черепа и мозга, к 8 годам относительная разница в объеме черепа еще имеет место, а к 12 годам размеры и форма черепа показывают уже незначительное отличие от черепа взрослого.
Форма черепа новорожденного ближе к брахиоцефалической форме с относительно широким затылком и почти вертикально стоящей затылочной костью. Наружная бугристость затылочной кости и бугорок атланта стоят почти по прямой вертикальной линии. Область височных костей слегка выбухает. Роднички полностью зарастают примерно к 1 году 4 месяцам, однако коронарный шов расположен еще относительно близко к лицевой части черепа. У новорожденного значительных размеров затылочные доли мозга и относительно малоразвиты лобные доли. Мозжечок в этот период расположен почти вертикально, а варолиев мост стоит еще далеко впереди над областью турецкого седла. Лишь к 5 годам варолиев мост занимает свое постоянное место в задней черепной ямке. Растущие в этот период жизни ребенка лобные доли как бы отодвигают его кзади.
Таким образом, те топографо-анатомические соотношения отдельных частей головного мозга, которые мы определяем с помощью краниометра Кренлейна, Кохера, Егорова, неприменимы полностью в краниометрии детского черепа. Здесь приходится в соответствии с возрастом вносить определенные коррективы при подходе к тем или другим долям головного мозга или боковым желудочкам мозга, имея в виду описанные выше этапы роста головного мозга.
Кровообращение головного мозга, артериальное и венозное, претерпевает с ростом ребенка значительные изменения. К 3-4 годам постепенно формируются диплоические вены, а к 6-7 годам заканчивается образование пахионовых грануляций и создаются новые пути венозного оттока через оболочки мозга и кости черепа. При патологических условиях венозный отток крови начинает осуществляться через диплоэ и мягкие покровы черепа и в более ранние периоды жизни ребенка. Тогда развиваются значительных размеров эмиссары в разных отделах черепных костей и сеть широких венозных стволов в кожных покровах черепа.
Толщина костей свода черепа новорожденного 1-2 мм, диплоический слой не определяется вообще. Оформление его идет постепенно, и только к 7 годам толщина костей свода черепа достигает примерно 3-4 мм. В это время на рентгенограммах появляется рисунок диплоических вен; костные швы смыкаются постепенно, но окончание формирования черепа наступает к 15-16 годам. Твердая мозговая оболочка, вместе с верхним сагиттальным синусом, отходит полностью от внутренней поверхности костей свода черепа лишь к 3 годам, и только по линии костных швов еще длительный период времени остаются легкие спайки с твердой мозговой оболочкой.
В каждом периоде детского возраста развитие растущего организма связано с этапами развития эндокринной системы, когда функция одних желез сменяется усиленной функцией других. Провести строгую грань между угасанием функции одной железы и усилением функции другой в точно определенные годы жизни ребенка не всегда представляется возможным. Нельзя точно фиксировать, что свойственно 5-летнему ребенку и что - 7-летнему. Функции желез настолько перестраиваются, что представить это в определенной графической кривой очень сложно.
Заболевание любого соматического органа, любая инфекция, поразившая детский организм, ведет к нарушению обмена веществ, к интоксикации центральной нервной системы и нарушению корковых функций, а последнее приводит к дезорганизации функций соматических органов. Получается замкнутый круг патологии детского организма, при котором крайне затруднительно разрешить вопрос, что в заболевании организма является первичным и что - вторичным. Следовательно, всегда необходимо помнить, что реакции детского организма, всех его систем и тканей - чрезвычайно диффузны и в то же время разнохарактерны в зависимости от возраста ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее бывает распознать генез заболевания и решить вопрос, исходит ли он от поражения внутренних органов и общей интоксикации или первично страдает центральная нервная система.
Нередко приходится сталкиваться с наличием так называемых висцеральных болей, чаще всего в брюшной полости, причем боли эти упорные и длительные, не проходящие от применения обычных «желудочных» средств. Боли могут не сопровождаться какими-либо расстройствами функции желудочно-кишечного тракта, однако иногда наблюдается задержка стула, парез кишечника и рвота на высоте боли. Висцеральные боли могут иметь место при поражении диэнцефальной области, боковых и третьего желудочков мозга и, в частности, при опухолях мозга той же области.
Еще об одной реакции детского организма необходимо помнить, особенно в раннем детском возрасте. Теплорегулирующие центры нервной системы еще в стадии своего развития, и поэтому колебания температуры могут быть очень значительными при относительно незначительных поводах. Хирургическое вмешательство на центральной нервной системе у ребенка, особенно на желудочковой системе, может легко давать гипертермию свыше 40° и требовать своевременного применения различных медикаментозных средств.
Центральная нервная система детского организма обладает одним характерным для нее свойством: в периоде своего структурного развития, как всякая растущая ткань и развивающаяся система, обладает большой способностью к компенсации нарушенных функций. Поэтому у детей долгий период опухолевое заболевание центральной нервной системы может протекать скрыто, без явных нарушений функции этой системы.
Описанные нами анатомо-физиологические особенности детского организма объясняют тот факт, что опухолевое поражение головного мозга у детей имеет много отличного от такого же поражения у взрослых. Знание особенностей детского возраста позволяет с большей надежностью развертывать страницы детской патологии и изучать клинику опухолей головного мозга у детей.