Электроэнцефалография при наполнении мочевого пузыря жидкостью или углекислым газом при диагностике недержания мочи


Мы разделяем точку зрения Н. Е. Савченко, который утверждает, что ночное недержание мочи было бы правильнее называть непроизвольным мочеиспусканием во сне, ибо истинного недержания у таких больных нет. Автору удалось 67 раз зарегистрировать непроизвольное мочеиспускание во сне. При этом оказалось, что мочеиспусканию предшествует растормаживание сна, однако нервные импульсы, идущие от мочевого пузыря, слабы и недостаточны для полного пробуждения больного. В результате функциональной слабости рефлекса связь корковых центров с подкорковыми и спинномозговыми центрами, иннервирующими мышцу, выталкивающую мочу, внутренний сфинктер и сфинктер мочеиспускательного канала, а также мышцы промежности, недостаточно прочна. Поэтому тормозящее влияние корковых центров ослаблено и они не обеспечивают удержание мочи в мочевом пузыре до пробуждения. У ряда исследуемых на фоне их растормаживания, вызванного подпороговым растяжением мочевого пузыря, удавалось вызвать непроизвольное мочеиспускание во сне неадекватными (звуковыми и световыми) раздражителями, что является прямым признаком недостаточной концентрации и дифференциации рефлекса, то есть его плохой выработки и функциональной слабости. Исходя из этого можно объяснить то, что неспецифические раздражители (фимоз, трещины заднего прохода, глисты и т. д.) могут провоцировать непроизвольное мочеиспускание во сне. В. Бредли исследовал электроактивность коры полушарий большого мозга при наполнении мочевого пузыря углекислым газом. Электроэнцефалографию он проводил по общепринятой методике. Запись электроактивности и введение углекислого газа в мочевой пузырь осуществлял у больного в состоянии бодрствования и во время сна. В состоянии бодрствования десинхронизация или смена альфа-ритма на высокочастотные колебания наблюдались у здоровых лиц при растяжении мочевого пузыря газом, а также при появлении позывов к мочеиспусканию. При этом у одних больных десинхронизация не появлялась, а у других возникала, но у последних не было ощущения растяжения мочевого пузыря и позывов к мочеиспусканию.

Статьи по теме:
Недержание мочи у детей

Недержание мочи у женщин

Патогенез

Причины развития

Психоневрологическое обследование

Инструментальная диагностика

Лечение и профилактика
Если обследуемый засыпал, то электрическая активность коры большого мозга претерпевала изменения, которые отражали дремоту, поверхностный, умеренно глубокий и очень глубокий сон. Определение глубины сна В. Бредли основывал на характерных проявлениях электроактивности в лобных и теменных отведениях и ее изменениях в затылочных и височных областях.

I стадия определения глубины сна. Появление дремоты характеризовалось исчезновением альфа-ритма, который сменялся чаще нерегулярной, низкой и средней амплитудной активностью, имевшей смешанную (медленную и высокую) частоту следования импульсов. Момент перехода от бодрствующего состояния к дремотному можно было выявить по изменению альфа-ритма, при этом в височных областях появлялись одиночные острые или залповые комплексы. Эти импульсы часто наблюдались с одной стороны (например, слева), или же их более высокая амплитуда преобладала справа. Если наполнение мочевого пузыря газом осуществлялось в этой стадии, то на электроэнцефалограмме наблюдали десинхронизацию.

II стадия. Через 2-3 мин после исчезновения альфа-ритма в центральных областях большого мозга появлялись острые, двухфазные или трехфазные гамма-волны, а также веретенообразные колебания - альфа-волны. Это было характерно для поверхностного сна. Альфа-волны, перемежаясь с гамма-ритмом, образовывали комплексы или же появлялись самостоятельно, альфа-волны являются повторяющимися волнам, которые нередко отклоняются от основной частоты следования, составляющей 14 в 1 с, имеют длину 0,5-1,5 с и появляются с интервалом 5-15 с. Эта стадия также характеризовалась возникновением в левой и правой областях затылка гамма-волн, но их появление резко варьировало у обследуемых. О поверхностном сне также свидетельствовало возникновение в лобных областях бета-волн, имеющих частоту следования 12 в 1 с.

III стадия. Умеренно глубокий сон определяли по наличию бета-волн с частотой следования 9-11 в секунду и по интермиттирующей, билатерально синхронной активности, длительностью от 1 до 3 с. В целом гамма-волны и медленные волны имели большее распространение, чем при поверхностном сне.

В лобных и центральных областях большого мозга появлялась медленно-волновая преходящая активность - спонтанные К-комплексы.

IV стадия. Характеризовалась большей или меньшей продолжительностью, высокой амплитудой, длительностью от 0,5 до 2 с, медленной электроактивностью, которая сигнализировала о начале очень глубокого сна. Медленные волны часто появлялись синхронно во всех отведениях. Возникали также бета-волны и альфа-ритм. У здоровых обследуемых наполнение углекислым газом мочевого пузыря в III и IV стадиях сна вызывало сокращение мышцы, выталкивающей мочу, и быстрое появление состояния бодрствования.

У больных с ночным недержанием мочи наполнение пузыря этим же газом вызывало следующие отклонения от нормы: отсутствие пробуждения; появление электроактивности, характерной для эпилепсии.

Таким образом, электрофизиологическое исследование состояния нервных путей и корковых центров, ведающих мочеиспусканием, позволяет обнаружить отклонения от нормы, происходящие на уровне коры большого мозга. По мере наполнения мочевого пузыря газом или жидкостью нарастает растяжение его стенок, увеличивается количество импульсов, поступающих с рецепторов мышцы, выталкивающей мочу, и мышцы промежности, что вызывает позыв к мочеиспусканию. С увеличением растяжения мочевого пузыря нарастает уровень десинхронизации ритмов, регистрируемых как в состоянии бодрствования, так и во время сна. У здоровых лиц десинхронизация ритмов сочетается с сокращением мышцы, выталкивающей мочу, и пробуждением; последнее не наблюдается у больных с ночным недержанием мочи.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: