Обслуживание вновь поступающих детей в яслях


Вновь поступающие дети нуждаются в особом внимании со стороны врача и группового персонала.

При организации приема новых детей нужно помнить о влиянии внешних факторов на центральную нервную систему ребенка и на все функции организма.

До поступления ребенка в ясли в условиях домашней среды у него уже создались некоторые временные связи. В яслях он попадает в новую обстановку, которая требует образования иных условно-рефлекторных связей; это является для ребенка трудной задачей и приводит иногда к нарушению равновесия в его высшей нервной деятельности. Последнее может вызвать неправильное развитие ребенка, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Поэтому при неправильном обслуживании вновь поступивших детей они отстают в физическом развитии, у них отмечается задержка развития нервно-психической деятельности, дети часто болеют; отмечается большой отсев таких детей из яслей. Для борьбы с этими явлениями необходимо проводить мероприятия, с помощью которых можно облегчить процесс привыкания ребенка к яслям.

Ясельный врач должен установить контакт с теми консультациями и консультационно-поликлиническими отделениями объединенных больниц, которые в основном направляют детей в данные ясли. От участкового врача при направлении ребенка в ясли нужно требовать полную характеристику его физического и нервно-психического состояния.

К поступающему ребенку ясельный врач направляет патронажную сестру для детального обследования домашней обстановки ребенка. Наряду с выяснением санитарно-гигиенических и эпидемиологических моментов патронажная сестра должна ознакомиться с особенностями ухода, воспитания и режима в семье. В дальнейшем семью должна посещать групповая сестра. Ознакомление со средой, окружающей ребенка дома, знание его привычек, поведения, тесная связь с семьей позволяют сестре помочь ребенку при неизбежных трудностях, возникающих в первые дни пребывания его в яслях. При этом необходимо внедрять основы ясельного режима в домашнюю обстановку, помогая родителям наладить правильный сон, организацию бодрствования, прогулку, гигиенические мероприятия.

В первые дни матери следует рекомендовать приносить ребенка в ясли в то время, когда большинство детей уже принято. Это дает возможность групповой сестре при приеме уделить больше времени и внимания вновь принятому ребенку и с самого начала привлечь его к себе. Кроме того, спокойная обстановка при приеме также обеспечит ребенку лучшее привыкание.

Нужно посоветовать, чтобы первое время ребенка в ясли приводила не мать, а, если возможно, другие члены семьи, к которым ребенок менее привязан; в этих случаях расставание при приеме ребенка проходит менее болезненно.

В первые дни пребывания в яслях ребенку необходимо обеспечить индивидуальный подход, с учетом его особенностей как в отношении общего развития, так и привычек. Можно вначале допустить некоторые уступки в отношении неправильных привычек ребенка, например не лишать его пустышки, чаще брать на руки, считаться со вкусами ребенка в еде и т. д. По мере привыкания ребенка его постепенно переводят на обычный ясельный режим.

Основные мероприятия, осуществляемые групповой сестрой в отношении ребенка, - это организация сна, питания, бодрствования.

Сон является необходимым отдыхом для центральной нервной системы. Поэтому групповая сестра должна всемерно стремиться к достижению полноценного сна у вновь принятого ребенка. Лучше всего ребенок засыпает на свежем воздухе. Поэтому нужно обеспечить сон на веранде, балконе. Если ребенок не привык спать на воздухе с завернутыми руками и проявляет сильное беспокойство при укладывании в спальный мешок, лучше уложить его в комнате, когда другие дети вынесены на веранду, создать условия для спокойного сна, ласково поговорить с ним и добиваться, чтобы ребенок спал положенное ему время.

Обычно уже через 3-4 дня ребенка можно укладывать на веранде. Очень большое значение имеет питание вновь поступившего ребенка. Для грудных детей до 5 месяцев необходимо сохранить грудное вскармливание, избегая преждевременного докорма, как это нередко бывает при поступлении ребенка в ясли.

В течение 2-3 недель грудного ребенка необходимо взвешивать до и после кормления, учитывая количество высасываемого молока, и при недостатке его докармливать ребенка сцеженным грудным молоком. Недостаток грудного молока у матери и отсутствие в яслях сцеженного молока могут привести ребенка к гипотрофии. В этих случаях надо тщательно следить за весом ребенка и при малых прибавках веса давать докорм.

В отношении ребенка старше 4-5 месяцев нужно выяснить у матери, получал ли он прикорм и какой, кормили его с ложечки или из бутылочки. Если ребенок привык есть через соску, к кормлению с ложечки нужно приучать его постепенно.

Наблюдения показывают, что у многих детей в первые дни пребывания в яслях снижается аппетит, а также выносливость к пище; поэтому ребенка, получающего, кроме груди матери, прикорм, не следует принуждать к еде, если он упорно от нее отказывается. В первые дни не следует также назначать ребенку новую, непривычную для него пищу, а надо приучать его к ней постепенно. Если ребенка дома кормили часто и беспорядочно, то налаживание режима его питания нужно начинать с более частых кормлений, постепенно создавая нормальные промежутки и параллельно увеличивая разовую порцию пищи.

Через некоторое время, когда ребенок привыкает к новой обстановке и начинает хорошо есть, его можно перевести на правильный режим кормления, соответствующий его возрасту.
 
Поведение вновь поступивших детей в первые дни различно и зависит от возраста, индивидуальных особенностей и окружающей обстановки. Легче проходит период привыкания у совсем маленьких детей; у детей старше 5-б месяцев, когда у них имеются прочно установившиеся связи, образовалась крепкая привязанность к матери и окружающим его дома взрослым, период привыкания протекает иногда тяжело.

Желая развлечь ребенка, успокоить его плач, не следует перегружать его обилием новых игрушек и занятий; маленького ребенка можно взять на руки, целесообразно при этом вынести его из общей комнаты; выкладывать его в манеж нужно тогда, когда в нем мало детей. С более старшим ребенком желательно проводить индивидуальные игры и занятия. Совершенно не следует насильно, настойчиво включать ребенка в общую игру, когда он этого не хочет. Иногда бывает целесообразно оставить ребенка в покое и дать ему возможность самому присмотреться к игре и обстановке.

Со стороны персонала требуется тщательный контроль за состоянием здоровья и поведением вновь поступившего ребенка. С этой целью за каждым ребенком, поступившим в ясли, в первые дни необходимо вести тщательное наблюдение и делать ежедневные записи о количестве съеденной ребенком пищи, количестве часов сна, настроении ребенка в течение дня и т. д.

Врач при обходе знакомится с записями и при необходимости изменяет питание ребенка, вносит поправки в режим, а вместе с этим он имеет возможность контролировать работу сестры.

Записи в индивидуальных листах ведутся до полного освоения ребенком режима яслей, т. е. до того времени, когда ребенок перестает скучать, войдет в жизнь группы; это происходит обычно в течение первых двух недель.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: