Помещение яслей и домов ребенка


В яслях должны быть предусмотрены помещения для детских групп, изолятор и административно-хозяйственные комнаты.

Помещение для каждой группы должно быть полностью изолировано и иметь самостоятельный вход. Это необходимо для предотвращения заноса инфекции из одной группы в другую, а кроме того, обеспечивает большую организованность, тишину. Во втором этаже, допускается одна лестница для двух групп. В проектах ясельных зданий последних лет помещения для всех групп при проектировании даются стандартные, что позволяет каждое из них с одинаковым удобством использовать для любой возрастной группы детей.

Помещение для каждой детской группы должно состоять из фильтра - раздевальной, приемной, детской комнаты, туалетной и веранды.

Приемное помещение. По нормам приемное помещение должно состоять из фильтра - раздевальной (8 м2) и приемной (15 м2). Наличие двух комнат в приемном помещении позволяет свести к минимуму возможность контакта во время приема здоровых детей с больными. Как правило, больной ребенок выявляется уже в фильтре, где проводится осмотр слизистых оболочек рта и зева.

Дети остаются в фильтре очень короткое время и поэтому там могут одновременно встретиться не более 2-3 детей. Больного ребенка из фильтра сейчас же изолируют или отправляют домой.

Фильтр, являясь первым от входа помещением, предохраняет приемную от охлаждения и от заноса в нее грязи и пыли.

В приемной детей раздевают догола, поэтому температура в ней ни в коем случае не должна быть ниже 20°. Надо принять меры, чтобы в это помещение не попадала струя холодного воздуха, и не допускать, чтобы дети и матери входили туда в верхней одежде и калошах.

В приемной не только проводится прием детей, там организуются также кормление детей грудью, в часы же, свободные от приема и отправки детей домой, эта комната служит добавочной комнатой для игр. Таким образом, наличие двух комнат в приемном помещении является обязательным.

Приемная должна сообщаться с фильтром и детской комнатой.

Детская комната. В группах дневного пребывания можно обойтись детской комнатой в том случае, если сон детей проводится на веранде. Площадь детской комнаты должна быть 50 м2 из расчета 2,5 м2 на ребенка. На площади таких размеров можно расставить все необходимое оборудование, включая и детские кровати в особо холодные дни сон детей приходится проводить в помещении.

Спальни необходимы только в круглосуточных группах. Они должны иметь площадь 30 м2 при обязательном условии смежности их с комнатами для игр. Этим обеспечивается необходимый объем воздуха и лучшие условия для проветривания.

Детская комната должна иметь сообщение с приемной, туалетной, а в круглосуточных группах - и со спальней.

Туалетная. Очень большое значение для жизни детских коллективов имеет правильная организация туалетных. По нормам туалетная должна иметь площадь 10 м2 и быть непосредственно связана с детской комнатой. В туалетной проводится умывание детей, ванна, душ, высаживание детей на горшки.

Сестра часто бывает в туалетной; находясь в детской комнате, она должна иметь возможность наблюдать за детьми, высаженными на горшки в туалетной, поэтому туалетная должна быть смежной с детской комнатой.

При отсутствии канализации туалетную приходится отрывать от детской комнаты и связывать ее через шлюз с приемной.

Веранда. При каждой группе, в соответствии с климатическими условиями, устраиваются либо остекленные с трех сторон веранды, либо открытые террасы.

Выход на веранду непосредственно из детской комнаты создает большие удобства для работы, но это может быть причиной охлаждения детей. Поэтому рекомендуется делать выход на веранду через фильтр: при выходе же на веранду непосредственно из детской комнаты необходим двойной отапливаемый тамбур.

Изолятор. Для обслуживания больных детей организуется изолятор. Число коек в нем предусмотрено из расчета 10% общего числа коек в яслях. Помещение изолятора состоит из приемной, 1-2 палат и санитарного узла.

При яслях на 40-60 коек предусматривается одна палата, в более крупных яслях - две палаты. Палаты должны быть смежные, но не проходные, это облегчает обслуживание детей, позволяет при необходимости изолировать одну палату от другой. В яслях на 40-60 коек вход в изолятор можно объединить с административно-хозяйственным входом, в яслях же большой мощности изолятор должен иметь отдельный вход.

Наличие правильно организованного изолятора позволяет бороться с потерей времени матерей на производстве и лучше использовать коечный фонд яслей.

Ясли могут быть организованы не только в отдельных специально выстроенных зданиях, но и в жилых домах. Организация помещения яслей на площади секций жилых домов представляет трудности, избежать которых можно только при соответствующем местоположении яслей в доме и при известной архитектуре жилого дома.

Наибольшие трудности представляет вопрос устройства веранд в этих яслях. Устройство веранд возможно в том случае, когда для организации яслей используются крылья зданий или торцовые и угловые секции, что дает возможность устраивать и веранды, не нарушая архитектурных требований.

При использовании для яслей фронтальных секций возможность устройства веранд создается при сдвиге крайних секций (углубление, или выдвижение) по отношению к центральной.

Административно-хозяйственные помещения. Из административно-хозяйственных помещений в яслях по нормам предусматриваются: медицинская комната (8 м2), административно-хозяйственная (8 м2), бельевая (6-8 м2), кухня с заготовительной (от 12 до, 22 м2), с кладовой при ней (6-7 м2) и шлюзом, раздаточной (2,5 м2), уборная для персонала и прачечная с сушилкой. Административно-хозяйственные помещения должны быть связаны со всеми детскими группами.

Для домов ребенка административно-хозяйственные помещения предусматриваются значительно более широко, чем в яслях. Дополнительно к административно-хозяйственным помещениям яслей в домах ребенка предусматривается комната педагога (8 м2), в которой хранится часть игрушек и проводится ремонт игрушек, а также ведутся некоторые наблюдения за детьми; процедурная (8-10 м2), аптека, она же лаборатория (8 м2).

В пищевом блоке необходимо выделить отдельное помещение для приготовления молочных смесей (6 м2) и хранения их.

В домах ребенка нужны, кроме детских групп, изолятора и административно-хозяйственных помещений, карантинное отделение, помещения для кормилиц и для донорского пункта.

Детские группы рекомендуется делать, как и в яслях, изолированными, с отдельными входами для групп в первом этаже и с общей лестничной клеткой для двух групп, помещающихся во втором этаже.

В домах ребенка в отличие от яслей необходимости в приемных нет, а вместо фильтра предусматривается раздевальная; во всех группах, кроме группы для детей в возрасте до 9-10 месяцев, нужны две детские комнаты: комната для игр, она же столовая, и смежная с ней спальная. В группах для детей до 9-10 месяцев отдельной спальни не требуется, объединение детей в одной комнате значительно облегчает обслуживание их и наблюдение за ними. Норма площади в детских комнатах установлена 4,5 м2 на ребенка (в одной или двух комнатах).

Изолятор в доме ребенка должен занимать такое же помещение, как в яслях, с той лишь разницей, что в палатах на ребенка отводится 4 м2 вместо 3,5 м2.

Помещение карантинного отделения должно быть совершенно изолированным, иметь отдельный вход и состоять из приемной, санитарного узла, бокса, 1-2 палат и веранды или террасы. Приемная должна сообщаться с боксом, санитарным узлом и обеими палатами.

Освещение. Все помещения яслей и домов ребенка, за исключением коридоров, раздаточных, кладовых и уборных персонала, должны иметь прямой свет. Коэффициент освещенности определяется отношением площади окон к площади пола. Для всех основных комнат яслей и домов ребенка он должен быть 1 : 6.

Большое значение имеет ориентация, от нее зависит и инсоляция, т. е. солнечное облучение помещений и тепловой режим. Солнечные лучи оказывают огромное влияние на организм, повышая тонус нервной системы, предупреждая заболевание, улучшая обмен. Однако в теплом и жарком поясе надо предотвращать перегрев помещения вследствие излишнего обогревания солнцем наружных стен.

В зависимости от климатических поясов, ориентация детских помещений должна быть различной.

Для того чтобы не было значительного перегревания в теплом и жарком поясах, со стороны южных и юго-западных стен яслей надо посадить высокие ветвистые деревья с густой кроной, окна защищать наружными деревянными ставнями, жалюзи и маркизами.

Отопление. Температура в детских групповых помещениях, в изоляторе, в карантинном отделении домов ребенка должна быть 20-22°, стойкая и равномерная. Как правило, для яслей и домов ребенка обязательно центральное отопление; для небольших же яслей на 20-40 мест допускается отопление печами большой и средней теплоемкости (но не малой).

Вентиляция. В детских комнатах имеется ряд причин, особенно способствующих загрязнению воздуха, а поэтому комнаты необходимо чаще проветривать. Должна быть обеспечена возможность сквозного проветривания.

На каждые два окна должна быть фрамуга или форточка. Фрамуги имеют большое преимущество перед форточками, так как при открытых фрамугах воздух направляется сначала вверх, к потолку, и уже несколько согретым опускается вниз. Форточка может давать резкую струю воздуха, направленную непосредственно на детей, особенно если она расположена низко. При ветре ее приходится затягивать марлей, чтобы смягчить напор струи холодного воздуха.

В холодное время года лучше всего проветривать детские комнаты в часы пребывания детей на воздухе и после того, как дети уложены спать. Однако и в присутствии детей проветривать комнату необходимо, но следует принимать меры предосторожности против охлаждения. В холодные дни игральную комнату можно проветривать через приемную, а спальную (в круглосуточных группа) - через игральную комнату.

Уборка помещения. При достаточном проветривании чистота воздуха не может быть обеспечена, если не предотвращается его загрязнение. Причиной загрязнения воздуха, возникновения дурных запахов может быть неправильное хранение грязного белья, несвоевременная уборка детских горшков, грязной посуды после кормления, если не соблюдаются требования гигиены в отношении детских постелей (мытье с мылом детских клеенок, систематическое проветривание матрацев и всех постельных принадлежностей). Необходимо повседневно и тщательно проводить влажную уборку помещения, вытирать пыль, не забывая, что пыль может пригорать на отопительных приборах и вызывать неприятный запах, раздражающий слизистые оболочки рта и носа.

Особое внимание должно быть уделено чистоте полов, так как дети раннего возраста ползают по полу, играют, сидя на полу, касаются его руками.

Полы, покрытые линолеумом, а также крашеные моют ежедневно и 2 раза в день подметают щеткой или веником, обернутой слегка влажной тряпкой. Не следует подметать пол сухой щеткой или веником. Паркетные полы натирают 2 раза в месяц и протирают ежедневно 2-3 раза щеткой, обернутой суконкой, смоченной в горячей воде и крепко отжатой. Для групп ползунков натертые полы не годятся, так как дети на них скользят и падают.

Для того чтобы можно было бороться с сыростью полов в туалетных, горшечных, уборных, кухне, они должны делаться из метлахских плиток. В прачечной допустимо устройство цементных полов.

Уборка детских горшков. Много внимания должно быть уделено правильной организации высаживания детей на горшки, мытью горшков, их дезинфекции и хранению. Неправильное содержание детских горшков может быть причиной заражения детей глистами, дизентерией. Горшки надо быстро опорожнять и хорошо обмывать водой. Полагается иметь индивидуальные горшки; там, где их нет в достаточном количестве, они должны лежать в баках с 2% раствором хлорамина и 0,5% раствором хлорной извести. Перед употреблением горшки обсушивают.

Для борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями очень важно обеспечить детские учреждения стерилизаторами для горшков.

Уборка грязного белья. Грязное белье надо складывать в бак или в ведро с крышкой. Бросать белье на пол даже на короткое время не следует, так как оно загрязняет пол, что может вести к загрязнению и заражению детей. Грязное белье при длительном лежании начинает издавать запах, поэтому бак следует опорожнять каждые 3-4 часа.

Грязное белье дезинфицируют, замачивая в 1% растворе хлорамина на 4-5 часов.

Уборка детской посуды. Существенное значение имеет своевременная уборка и мытье детской посуды. По мере того как дети кончают есть, их тарелки ставят на стол и накрывают куском плотной ткани, сложенной вдвое.

При наличии в группе инфекции посуду следует мыть только в группе и кипятить в 1 % растворе соды. Мыть посуду рекомендуется 2 раза горячей водой и затем обдавать кипятком. Вымытую посуду не вытирают полотенцем, давая воде стекать.

Посуда хранится в детской комнате в специальном шкафу. На нижней полке, расположенной близко к полу, хранить ее не следует.

Горячее водоснабжение должно быть обеспечено в туалетной, приемной, в детской комнате для грудных детей и ползунков, в изоляторе, на кухне.

Читать далее Оборудование яслей и домов ребенка


Еще по теме:


Гость, 06.07.2011 13:12:33
Ну как анализировали, елы-палы. Читаю и слезы катятся.

Анализ отчета дома ребенка

Статистический отчет дома ребенка дает ряд сведений, позволяющих до известной степени оценивать отдельные стороны работы учреждения. Но для полноты оценки работы, для того, чтобы сравнить работу текущего года с предыдущим или работу одного учреждения с другими однотипными учреждениями, нужно сделать анализ отчетного материала путем исчисления относительных величин или показателей качества работы.

Для составления аналитического обзора необходимо использовать не только отчетные данные, но и ряд учетных форм, наиболее полно отражающих отдельные стороны работы.
Оценка общего развития детей отражена в количестве детей-нормотрофиков и страдающих гипотрофией различных степеней.

Состояние гипотрофии определяют на основании данных веса, роста, развития движений, речи, эмоционального состояния и клинических данных. Данные веса и роста детей в возрасте до 1 года сравнивают с соответствующими нормативами, разработанными М. Я. Орловым, а детей 1-3 лет - с нормативами, разработанными Э. Б. Салистовской.

Для определения показателей нервно-психического развития следует пользоваться данными Н. М. Щелованова.

Показатели исчисляют в возрастном разрезе, т. е. отдельно для детей в возрасте до 1 года, 1-2 лет и старше 2 лет. Некоторые врачи допускают ошибку, характеризуя развитие детей коллектива в целом. Известно, что среди детей первого и второго года жизни имеется больше страдающих гипотрофией, чем среди детей старшего возраста. При наличии в учреждении преимущественного количества старших детей может получиться ложная картина полного благополучия со стороны психофизического развития детей.

Вторым показателем является уровень заболеваемости, смертности и летальности среди детей дома ребенка.

При анализе этих показателей нужно также помнить, что анализ должен проводиться отдельно для детей в возрасте до 1 года, 1-2 лет и старше 2 лет.

Коэффициентом заболеваемости является отношение числа случаев какого-либо заболевания к среднесписочному составу детей.

Для полноты анализа представляет интерес выяснить, какое число заболеваний приходится на всех прошедших за год детей. В число прошедших детей включают число детей, состоявших в доме ребенка на начало отчетного периода, плюс число детей, поступивших за тот же период. Так, например, прошло 100 детей в возрасте до 1 года, из них воспалением легких болело 10 человек. Таким образом, в среднем каждый десятый прошедший ребенок болел воспалением легких.

При анализе заболеваемости можно видеть также, какое из заболеваний стоит на первом месте и куда врач должен направить внимание свое и персонала. Так, высокий показатель желудочно-кишечных заболеваний среди детей заставляет искать источники заражения: наличие хронической дизентерии среди детей, неудовлетворительное содержание уборной, горшков, антисанитарное окружение и т. д. Своевременно принятые меры иногда сразу же прекращают возникновение новых заболеваний.

Процент умерших детей к общему числу прошедших нельзя отождествлять с принятым в статистике годовым процентом смертности детей. Оценивая этот показатель, нужно принимать во внимание, что, большинство прошедших детей не находится в учреждении полный год, поэтому им нельзя пользоваться при сравнении уровня смертности в доме ребенка с уровнем смертности среди детей того района, где находится дом ребенка.

Важно также знать, в течение какого отрезка времени пребывания ребенка в учреждении произошла смерть. Если среди умерших детей преобладают дети, только что поступившие или прожившие в доме ребенка не более одного месяца, такое положение свидетельствует, что в учреждении нет правильной системы приема детей, отсутствует индивидуальное обслуживание вновь поступившего ребенка, не уделяется необходимого внимания работе приемно-карантинного отделения.

Указанный показатель вскрывает эту сторону работы учреждения. Данные для выявления этого показателя имеются в годовом статистическом отчете в разделе III.

В том случае, когда из общего числа умерших 5 детей 4 умерли в первый месяц их пребывания в доме ребенка, становится совершенно ясным, куда направить внимание всего персонала, чтобы снизить смертность.

Таким образом, при анализе смертности в доме ребенка мы должны исчислять следующие показатели: 1) процент смертности в каждой возрастной группе (если среднесписочный состав в группах превышает 50); 2) процент умерших к общему числу прошедших; 3) распределение умерших по длительности пребывания в доме ребенка.

Кроме коэффициента заболеваемости и уровня смертности детей, не менее важным показателем является процент летальности при различных заболеваниях.

Процентом летальности является отношение числа умерших от какого-либо заболевания к числу болевших тем же заболеванием (исчисляется в возрастном разрезе).

На высоту летальности большое влияние имеет общее состояние развития детей.

Возможен такой случай, когда в дом ребенка тем или иным путем занесен, например коклюш, от которого произошло много случаев заражения, но в этом доме нет страдающих гипотрофией и дети перенесли коклюш без осложнений, смертных случаев не было, летальность была равна 0. При плохом физическом состоянии детей та же эпидемия могла дать высокий процент летальности.

Чтобы более совершенно оценить все обстоятельства, сопутствующие смерти детей, нужно детально разобрать каждый случай смерти ребенка, где бы он ни произошел, - в доме ребенка или в больнице, на основании заключения о смерти ребенка. Эти разборы нужно проводить на конференциях работников дома ребенка - врачей, сестер, педагогов, а в нужных случаях и групповых нянь.

Практика разбора заключений о смерти в настоящее время имеет широкое распространение; однако иногда разборы носят формальный характер; лишь констатируются факты, без глубокого анализа каждого случая. Руководители учреждения должны беспристрастно выявлять все обстоятельства, способствующие смерти, что позволяет вскрывать ошибки в работе, а не стремиться находить оправдание в различных объективных обстоятельствах.

Одним из существенных показателей является также показатель движения или текучести детей в доме ребенка, т. е. отношение числа детей, находящихся в доме ребенка на начало отчетного периода, плюс число поступивших детей к штатному числу мест. Например, в доме ребенка, имевшем 60 мест, на 1 января 1948 г. было 50 детей, в течение года поступило 102 ребенка; таким образом, прошло 152 ребенка.


Показатель текучести равен 2,5, т. е. на одной койке в течение года находилось 2,5 ребенка.

При оценке данного показателя нужно иметь в виду, что дома ребенка служат лишь для временного пребывания в них детей; по мере изменения условий жизни их родителей дети возвращаются в семью. Круглые сироты должны быть устроены на патронат или отданы на усыновление, дети старшего возраста - переведены в детские дома.

Связанное с указанными моментами большое движение детей в доме ребенка положительно характеризует работу этого учреждения. Поэтому недостаточно знать уровень текучести, но следует определить и ее причины, т. е. выяснить удельный вес различных причин выбытия детей из дома ребенка.

Например, в течение года через дом ребенка прошло 180 детей. Из этого числа 60 детей переведены в детские дома в связи с достижением ими трехлетнего возраста, 35 - возвращены родителям, 3 - отданы на патронат, 2 - на усыновление, трое детей умерло и 77 - остались в доме ребенка.

Показатель причин выбытия можно уточнить, высчитывая соотношения числа детей, возвращенных родителям, к общему числу детей, имеющих родителей, и число отданных на патронат к числу подкинутых детей.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: