Гигиенические требования к учебникам, игрушкам и письменным принадлежностям


Гигиенические требования к учебникам, детской литературе и наглядным пособиям имеют своей задачей обеспечить удобочитаемость книг и учебных пособий и охрану зрения учащихся. Поэтому совершенно необходимо, чтобы книги и пособия по своему внешнему оформлению отвечали гигиеническим нормативам. Мы подчёркиваем важность стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплёт, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т. д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц для учебников.

Гигиена учебных пособий - это в основном гигиена зрения. Нарушение гигиенических требований к внешнему оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость ит. д.) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.

Основные гигиенические требования к книге и учебным пособиям сводятся к следующему:

а) внешнее оформление книги (пособия) должно обеспечивать полную ясность зрительного восприятия для нормального глаза;

б) величина букв и других знаков должна быть такой, чтобы основные детали их были видны под углом зрения в 1 градус;

в) размер букв и изображений должен учитывать расстояние, на котором читается книга (30-35 до 50 см) или рассматривается классное пособие, демонстрируется опыт (8-10 м);

г) буквы и изображения должны чётко вырисовываться на окружающем фоне, не требуя повышенной освещённости места занятий или приближения глаз к книге (пособию);

д) книга и пособие по своему оформлению должны быть красивыми, аккуратными и, в частности, побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними (брать книгу чистыми руками, не  класть на загрязнённый стол и т. д.).

Сведения о гигиене книги и учебных пособий учителю следует использовать в учебно-воспитательной работе с учащимися, при демонстрации пособий, оформлении таблиц и пр.

Книга, полностью удовлетворяющая гигиеническим требованиям, не предостережёт детей от чтения её в неудобной позе или при недостаточном свете, если учитель не будет вести соответствующей воспитательной работы с учащимися. С другой стороны, надо воспитывать у детей бережное обращение с книгой, например, надо приучать детей не оставлять книг и пособий открытыми, особенно на солнце: от света бумага желтеет и уменьшается контрастность фона и бумаги. Запачканная книга не только представляет плохой пример в воспитательном отношении, но может быть причиной распространения инфекции.

Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям. Наглядное пособие не достигает своей основной цели, если оно плохо видно ученикам. Недопустимо, чтобы пособие вызывало напряжение зрения при разглядывании его.

Печатные и самодельные пособия отчётливо видны ученикам в том случае, когда они состоят из элементов, каждый из которых виден под углом 1 градус.

Пособие должно быть без напряжения видно с задних рядов (в классе - 8 м, в учебных лабораториях - 10 м). При простых формах шрифта высоту букв для классного пособия надо предусматривать не менее, чем в 3,5 см, а для каждого элемента изображений и других знаков - не менее 3,5 мм.

Надписи на картах и таблицах должны отстоять друг от друга не менее, чем на двойную высоту букв.

Географические и исторические карты и другие аналогичные пособия должны раскрашиваться прозрачной краской небольшой насыщенности.

Рисунки на наглядных пособиях следует делать достаточными по величине, вполне чёткими.

Основные требования к школьно-письменным принадлежностям. Высокое качество тетрадей, перьев, ручек, чернил, карандашей имеет весьма существенное значение как в педагогическом, так и в гигиеническом отношении.

Размер тетрадей принят следующий: 170 мм (ширина) на 210 мм (высота). Принятая разлиновка тетрадей имеет своей задачей облегчить детям овладение правильными начертаниями букв и направлением строки. Линии делаются чёткими, голубого цвета, не слишком яркими, раздражающими глаза, и не бледными, обусловливающими напряжение зрения.

Расстояние между линиями обеспечивает соответствующую высоту букв в тетрадях: в первом классе 8 мм, во втором классе 5 мм и 4 мм.

В третьем классе, чаще всего со второй половины его, дети переходят к письму по одной линейке с расстоянием (интервалом) между строками в 10 мм, а в пятом и последующих классах 8 мм.

Наклонные линии(под углом в 65° к горизонтали) помогают ученику выработать навык слегка наклонного почерка, наиболее удобного для связного и беглого письма.

Поля в тетрадях выделяются шириной в 2,5-3,0 см. Они создают возможность отдыха для глаз при письме и чтении и удобны для внесения и исправления записей учителя. Длина строки тетради делается 14 см, не считая полей. Более длинная строка потребовала бы излишней работы глазных мышц для приспособления глаза к рассматриванию изображений, находящихся в разных местах длинной строки.

Карандаши надо советовать детям покупать средней твёрдости (№ 2, В и НВ). Стержень карандаша изготовляется из измельчённого графита и должен быть насыщенного чёрного цвета. Твёрдые карандаши требуют значительных усилий при письме, дают бледные, мало различаемые знаки и потому (с точки зрения гигиены) не могут быть рекомендованы для школьного употребления.

Использование пеналов (для хранения и переноски ручек, перьев, карандашей) приучает детей к аккуратности, чистоте и порядку.

Резинки. У учащихся иногда появляется манера смачивать слюной резинку и графит карандаша; учитель должен бороться с этой антигигиенической привычкой.

Классные мелки всего удобнее величиной 85 и 15 мм, белого цвета, средней твёрдости. Они дают сочную контрастную черту. Полезно перед употреблением обёртывать бумагой. Использование в школах цветного мела допускается в тех случаях, когда это является важным в педагогическом отношении: для выделения частей слова или буквы на уроках грамматики, при черчении диаграмм, при нанесении кривых, в стереометрии и т. п.

Чтобы избежать отравления учащихся ядовитой пылью, школам и промышленным предприятиям категорически запрещается употреблять при изготовлении цветного мела ртутные, мышьяковистые и другие ядовитые краски: парижскую зелень и пр.

При использовании в школе комового мела учащимся бывает неудобно писать крупными кусками его; в этом случае записи на доске получаются обычно мало разборчивые, «слепые», что в свою очередь ведёт к напряжению зрения и ошибкам в восприятии учебного материала. Необходимо, чтобы технические служащие школы приносили комовой мел в класс в подготовленном для занятий виде, в форме отточенных палочек.

Гигиенические требования к игрушкам. Игрушки широко распространены как среди дошкольников, так и учащихся школы (особенно техническая игрушка, различные лото и т. д.). Большинство игрушек используется детьми сообща, и поэтому требования к ним имеют существенное значение не только с точки зрения личной гигиены ребёнка, но и гигиены детского коллектива.

По своей конструкции игрушка должна исключать возможность несчастных случаев: колющие концы, острые, режущие края недопустимы в игрушках для любого возраста, особенно для маленьких детей. Аккуратная светлая игрушка побуждает ребёнка к бережному обращению с ней, к заботе о сохранении её в чистоте.
 
Наиболее гигиеничными являются игрушки, сделанные из плотного материала, мало грязнящегося и допускающего гигиенический уход за ними (мытьё, обтирание влажной тряпкой и т. д.).

Ватные, плюшевые, матерчатые игрушки удерживают на себе большое количество пыли и грязи, устраняемой с большим трудом. Гигиенический уход за этими игрушками в случае коллективного пользования весьма сложен. Такие игрушки легко могут быть источником перенесения инфекции.

Игрушки из резины и невоспламеняющихся пластмасс являются наиболее гигиеничными.

Особые требования осуществляются в отношении тех игрушек, которые берутся в рот (рожки, свистки, гармошки и др.) или предназначаются для малышей. При изготовлении их категорически воспрещается употребление ядовитых материалов и красок (свинца, мышьяковистых соединений и т. п.).

У школьников надо воспитывать привычку не брать в рот свистков и тому подобных предметов после других учеников.

С гигиенической точки зрения весьма рекомендуются игрушки, предназначенные для использования их на свежем воздухе (технические игрушки, мячи разного рода).


Еще по теме:


Гостья, 10.12.2011 02:31:33
От себя добавлю про перьевые чернильные ручки, так как во многих школах к ним начали возвращаться, типа они лучше все остальных. Вот рекомендации по ним:

Чернила надо употреблять насыщенно чёрного цвета. Цветные чернила менее чётки, а некоторые сорта их - ярко-зелёные, красные раздражают сетчатку глаз и утомляют зрение. В школе недопустимы чернила, выгорающие на свету. После высыхания чернила не должны пачкать сухую руку при проведении ею по написанному.

Чернила, а также тушь портятся в случае замерзания; необходимо хранить их при температуре выше 0°. Смешивание чернил разных сортов (в бутылях и на партах) нередко вызывает оседание красящих частиц и помутнение чернил, т. е. потерю ими основных свойств. Поэтому в школах полезно заготовлять чернила заблаговременно и придерживаться одного сорта их.

Чернильницы должны содержаться в чистоте и регулярно мыться. У чернильниц правильной конструкции для устранения расплёскивания имеется внутренний рант.

Ручки предпочтительно иметь с внутренней вставочкой для перьев. При наружном металлическом перодержателе ручка скользит в пальцах неопытного школьника, а чернила довольно легко перетекают с пера на ручку. Это может приводить к загрязнению рук, тетради, платья.

Всего удобнее ручки толщиной в 8 мм и более (сообразно величине пальцев учеников). Длина ручки в 15-17 см должна полностью обеспечивать устойчивое положение её. В целях предосторожности конец ручки делают тупым. Особо существенное значение имеет форма ручки для начинающих.

Перья из стали для учебных занятий имеют среднюю жёсткость и острый конец или небольшой загиб на конце наподобие шарика (чтобы перо легко скользило по бумаге). Чернила должны удерживаться на пере и равномерно подаваться к кончику его. При письме перо слегка пружинит  и  обеспечивает проведение штрихов нужной толщины в зависимости от степени раздвигания кончика пера при нажиме. Жёсткие перья недопустимы, так как они требуют большей затраты мускульных усилий и ведут к утомлению пальцев, особенно у младших школьников.

Перья с тупыми концами не дают возможности научиться писать основные и волосные штрихи букв. При них ученики довольно часто держат ручку неверно. Наиболее подходят для обучения письму перья № 101, 36, 86.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: