Гигиенические требования к внеклассной и общественной работе
Внеклассная и общественная работа детей и подростков по своему существу является внешкольной работой, проводимой в отличие от последней не в специальных внешкольных и иных учреждениях, а в самой школе и под непосредственным её руководством. Во многом внеклассная работа совпадает с внешкольной, и в отношении их форм и видов между ними нет резких граней.
Внеклассная работа весьма широка и разнообразна в своих формах и видах. Сюда относятся: 1) всевозможные формы физкультурно-массовой работы, игры, спортивные развлечения, туристические походы и краеведческие прогулки и пр.; 2) кружковая работало различным областям науки, литературы, искусства и техники; 3) детские утренники, литературно-художественные вечера для учащихся старших классов, киносеансы во внеучебное время, посещение музеев и пр. Этими формами и видами не ограничивается внеклассная работа среди детей и подростков. При проведении этих форм и видов внеклассной работы следует пользоваться принципом разнообразия, смены одних видов работы другими и соблюдения известной дозировки, так как при этом обеспечивается сохранение сил детей и подростков и таким образом предупреждается их утомление.
Кружковая работа в большинстве случаев связана с некоторым напряжением сил детей и подростков. Особенно это относится к таким кружкам, занятия которых проводятся в закрытых помещениях и работа, в которых требует от детей и подростков известных усилий (кружки моделирования, радио, фото, рукоделия, драматический и т. п.). Кружковые занятия следует устраивать по преимуществу в старших классах и, как правило, не чаще одного, в крайнем случае - двух раз в неделю. При этом продолжительность такого занятия не должна превышать 50-60 минут. Как правило, каждый учащийся может заниматься лишь в одном кружке и в виде исключения (при условии наличия отличных и хороших оценок учебных занятий) - в двух. В противном случае неизбежна перегрузка детей и подростков кружковой работой, при которой имеет место нарушение нормального режима дня и. значительное утомление детей и подростков.
В младших классах участие детей в кружках допустимо лишь в отношении некоторых видов занятий, не вызывающих большого их утомления и связанных с их интересами (например, кружки пения, драматический, ручного труда и пр.). При этом занятия такого кружка могут происходить не чаще одного - двух раз в две недели, а продолжительность самого занятия не должна превышать 35-40 минут. В младших классах ребёнок может заниматься лишь в одном кружке, и никаких исключений из этого правила допускать не следует.
В гигиеническом отношении мы отдаём преимущество кружкам физической культуры и подвижных игр в младших классах и кружкам физической культуры и спорта - в старших. Занятия в этих кружках являются одним из наиболее действенных средств отдыха и укрепления здоровья детей и подростков лишь в тех случаях, когда соблюдаются известная мера и необходимые предосторожности. В некоторых школах в старших классах физкультурный кружок разделяется на ряд секций в зависимости от вида занятий и спорта (например, баскетбольную, волейбольную, лыжную, конькобежную и др.).
Занятия в физкультурных кружках также должны быть нормированы во времени и нагрузке, так как чрезмерное одностороннее увлечение каким-либо одним видом спорта не безвредно для здоровья и может вызвать значительное расстройство организма и нанести непоправимый вред юношескому сердцу. Занятия в таких кружках должны иметь продолжительность в старших классах не более 1-1,5 часа. В физкультурно-игровых кружках в младших классах продолжительность занятий не должна быть более 40-50 минут при условии соблюдения установленных возрастных норм и обязательных перерывов - пауз для отдыха. Последнее, впрочем, обязательно и в отношении кружковых занятий в старших классах.
Наряду с правильной в гигиеническом отношении организацией и проведением внеклассной работы среди детей и подростков необходимо обращать внимание на нормирование их общественной работы. Одним из основных гигиенических требований в этом направлении является то, чтобы учащийся имел в каждый данный отрезок времени не более одной постоянной общественной обязанности в школе или пионерском отряде, так как в противном случае возможна односторонняя перегрузка одних учащихся за счёт недогрузки других.
В целях предупреждения утомляемости детей и подростков полезно выделение для каждого класса школы определённых дней общественной работы. При этом необходимо учитывать общую учебную нагрузку учащихся на каждый день, не допуская проведения в один и тот же день внеклассной и общественной работы. Следует также зорко следить за тем, чтобы количество детских собраний и заседаний было сведено до минимума и чтобы строго была регламентирована продолжительность каждого собрания учащихся. Одним из основных требований при проведении общественной работы детей и подростков является равномерное распределение её во времени так, чтобы каждому учащемуся, особенно младших классов, приходилось участвовать не более чем на одном заседании (сборе) в течение 1-2 недель.
Детские собрания лучше всего проводить в виде живых бесед. Собрания (сборы) детей и подростков должны вестись в доступной и занимательной для них форме.
Ни в коем случае нельзя допускать таких видов общественной работы детей и подростков, которые не безопасны для их здоровья и могут вызвать те или иные заболевания. Так, например, нельзя разрешать детям и подросткам сбор утиля, поскольку это не безопасно с точки зрения занесения инфекции и возможности травматизма (порезы, ушибы и т. п.). В равной мере нельзя посылать детей и подростков к своим больным товарищам на квартиру для выяснения состояния их здоровья или причины отсутствия их на занятиях в школе, так как в этом случае возможно заражение инфекционной болезнью.
Необходимо помнить, что дети и подростки в психофизическом отношении неодинаковы. То, что совершенно безвредно и даже полезно для одного ребёнка или подростка, особенно если он вполне здоров и физически развит (например, работа по приведению в порядок школьного земельного участка, работа на огороде и т. п.), может оказаться не безвредным для здоровья другого, имеющего ослабленный организм или страдающего тем или иным заболеванием, которое на первый взгляд может быть незаметным для учителя. В связи со всем вышесказанным особенно важно при распределении общественной работы среди детей и подростков принимать во внимание и строго учитывать возраст каждого учащегося в отдельности, его интересы, индивидуальные способности, успеваемость в школе, а также физическое и нервно-психическое развитие и состояние его здоровья. В этом деле особенно существенна роль школьного врача как консультанта, учителей и пионервожатых.
Одним из видов общественной работы детей и подростков является участие их в помощи учителям и родителям в создании санитарно-гигиенических условий в школе и семье. В этом направлении дети и подростки многое могут сделать, принимая участие в порядке общественной работы в школьной организации Красного Креста.
Весьма существенным требованием школьной гигиены к внеклассной и общественной работе детей и подростков является то, чтобы она не проводилась сразу по окончании уроков, так как дети и подростки ещё утомлены и нуждаются в восстановлении своих сил. Занятия внеклассной и общественной работой следует допускать после того, как они пообедали и отдохнули на свежем воздухе, и после того, как они приготовили заданные на дом уроки. Однако дать единое решение этого вопроса нельзя, так как при двухсменных занятиях школы различно время как для приготовления уроков, так и для внеклассной и общественной работы учащихся. Во всяком случае внеклассная и общественная работа детей и подростков, как правило, не должна предшествовать учебным занятиям в школе и приготовлению заданных им на дом уроков, которые требуют от учащихся затраты значительных сил.
К числу важных гигиенических требований к внеклассной и общественной работе детей и подростков относится и то, чтобы учащиеся значительную часть этой работы проводили на свежем воздухе. С этой целью чрезвычайно полезны такие виды внеклассной работы, как занятия подвижными и спортивными играми, разными видами физической культуры и спорта, прогулки, экскурсии и туристические мероприятия.
Внеклассная работа весьма широка и разнообразна в своих формах и видах. Сюда относятся: 1) всевозможные формы физкультурно-массовой работы, игры, спортивные развлечения, туристические походы и краеведческие прогулки и пр.; 2) кружковая работало различным областям науки, литературы, искусства и техники; 3) детские утренники, литературно-художественные вечера для учащихся старших классов, киносеансы во внеучебное время, посещение музеев и пр. Этими формами и видами не ограничивается внеклассная работа среди детей и подростков. При проведении этих форм и видов внеклассной работы следует пользоваться принципом разнообразия, смены одних видов работы другими и соблюдения известной дозировки, так как при этом обеспечивается сохранение сил детей и подростков и таким образом предупреждается их утомление.
Кружковая работа в большинстве случаев связана с некоторым напряжением сил детей и подростков. Особенно это относится к таким кружкам, занятия которых проводятся в закрытых помещениях и работа, в которых требует от детей и подростков известных усилий (кружки моделирования, радио, фото, рукоделия, драматический и т. п.). Кружковые занятия следует устраивать по преимуществу в старших классах и, как правило, не чаще одного, в крайнем случае - двух раз в неделю. При этом продолжительность такого занятия не должна превышать 50-60 минут. Как правило, каждый учащийся может заниматься лишь в одном кружке и в виде исключения (при условии наличия отличных и хороших оценок учебных занятий) - в двух. В противном случае неизбежна перегрузка детей и подростков кружковой работой, при которой имеет место нарушение нормального режима дня и. значительное утомление детей и подростков.
В младших классах участие детей в кружках допустимо лишь в отношении некоторых видов занятий, не вызывающих большого их утомления и связанных с их интересами (например, кружки пения, драматический, ручного труда и пр.). При этом занятия такого кружка могут происходить не чаще одного - двух раз в две недели, а продолжительность самого занятия не должна превышать 35-40 минут. В младших классах ребёнок может заниматься лишь в одном кружке, и никаких исключений из этого правила допускать не следует.
В гигиеническом отношении мы отдаём преимущество кружкам физической культуры и подвижных игр в младших классах и кружкам физической культуры и спорта - в старших. Занятия в этих кружках являются одним из наиболее действенных средств отдыха и укрепления здоровья детей и подростков лишь в тех случаях, когда соблюдаются известная мера и необходимые предосторожности. В некоторых школах в старших классах физкультурный кружок разделяется на ряд секций в зависимости от вида занятий и спорта (например, баскетбольную, волейбольную, лыжную, конькобежную и др.).
Занятия в физкультурных кружках также должны быть нормированы во времени и нагрузке, так как чрезмерное одностороннее увлечение каким-либо одним видом спорта не безвредно для здоровья и может вызвать значительное расстройство организма и нанести непоправимый вред юношескому сердцу. Занятия в таких кружках должны иметь продолжительность в старших классах не более 1-1,5 часа. В физкультурно-игровых кружках в младших классах продолжительность занятий не должна быть более 40-50 минут при условии соблюдения установленных возрастных норм и обязательных перерывов - пауз для отдыха. Последнее, впрочем, обязательно и в отношении кружковых занятий в старших классах.
Наряду с правильной в гигиеническом отношении организацией и проведением внеклассной работы среди детей и подростков необходимо обращать внимание на нормирование их общественной работы. Одним из основных гигиенических требований в этом направлении является то, чтобы учащийся имел в каждый данный отрезок времени не более одной постоянной общественной обязанности в школе или пионерском отряде, так как в противном случае возможна односторонняя перегрузка одних учащихся за счёт недогрузки других.
В целях предупреждения утомляемости детей и подростков полезно выделение для каждого класса школы определённых дней общественной работы. При этом необходимо учитывать общую учебную нагрузку учащихся на каждый день, не допуская проведения в один и тот же день внеклассной и общественной работы. Следует также зорко следить за тем, чтобы количество детских собраний и заседаний было сведено до минимума и чтобы строго была регламентирована продолжительность каждого собрания учащихся. Одним из основных требований при проведении общественной работы детей и подростков является равномерное распределение её во времени так, чтобы каждому учащемуся, особенно младших классов, приходилось участвовать не более чем на одном заседании (сборе) в течение 1-2 недель.
Детские собрания лучше всего проводить в виде живых бесед. Собрания (сборы) детей и подростков должны вестись в доступной и занимательной для них форме.
Ни в коем случае нельзя допускать таких видов общественной работы детей и подростков, которые не безопасны для их здоровья и могут вызвать те или иные заболевания. Так, например, нельзя разрешать детям и подросткам сбор утиля, поскольку это не безопасно с точки зрения занесения инфекции и возможности травматизма (порезы, ушибы и т. п.). В равной мере нельзя посылать детей и подростков к своим больным товарищам на квартиру для выяснения состояния их здоровья или причины отсутствия их на занятиях в школе, так как в этом случае возможно заражение инфекционной болезнью.
Необходимо помнить, что дети и подростки в психофизическом отношении неодинаковы. То, что совершенно безвредно и даже полезно для одного ребёнка или подростка, особенно если он вполне здоров и физически развит (например, работа по приведению в порядок школьного земельного участка, работа на огороде и т. п.), может оказаться не безвредным для здоровья другого, имеющего ослабленный организм или страдающего тем или иным заболеванием, которое на первый взгляд может быть незаметным для учителя. В связи со всем вышесказанным особенно важно при распределении общественной работы среди детей и подростков принимать во внимание и строго учитывать возраст каждого учащегося в отдельности, его интересы, индивидуальные способности, успеваемость в школе, а также физическое и нервно-психическое развитие и состояние его здоровья. В этом деле особенно существенна роль школьного врача как консультанта, учителей и пионервожатых.
Одним из видов общественной работы детей и подростков является участие их в помощи учителям и родителям в создании санитарно-гигиенических условий в школе и семье. В этом направлении дети и подростки многое могут сделать, принимая участие в порядке общественной работы в школьной организации Красного Креста.
Весьма существенным требованием школьной гигиены к внеклассной и общественной работе детей и подростков является то, чтобы она не проводилась сразу по окончании уроков, так как дети и подростки ещё утомлены и нуждаются в восстановлении своих сил. Занятия внеклассной и общественной работой следует допускать после того, как они пообедали и отдохнули на свежем воздухе, и после того, как они приготовили заданные на дом уроки. Однако дать единое решение этого вопроса нельзя, так как при двухсменных занятиях школы различно время как для приготовления уроков, так и для внеклассной и общественной работы учащихся. Во всяком случае внеклассная и общественная работа детей и подростков, как правило, не должна предшествовать учебным занятиям в школе и приготовлению заданных им на дом уроков, которые требуют от учащихся затраты значительных сил.
К числу важных гигиенических требований к внеклассной и общественной работе детей и подростков относится и то, чтобы учащиеся значительную часть этой работы проводили на свежем воздухе. С этой целью чрезвычайно полезны такие виды внеклассной работы, как занятия подвижными и спортивными играми, разными видами физической культуры и спорта, прогулки, экскурсии и туристические мероприятия.
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |