Режим дня детей и подростков в семье
Жизнь ребёнка и подростка в семье охватывает различные стороны внешкольных занятий, приготовление уроков, отдых как в обычные учебные дни, так и в выходной день и во время зимних, весенних и летних каникул. Сюда включается также прерывание школьника на улице, в саду - на свежем воздухе. Весь быт детей и подростков должен быть организован таким образом, чтобы полностью обеспечивались охрана и укрепление их здоровья и нормальное развитие. Несоблюдение гигиенических требований при организации быта и отдыха учащихся неблагоприятно отражается на их здоровье и успеваемости.
Режим дня детей и подростков в семье должен быть органически связан с режимом школы. Отсутствие рационального гигиенического режима в семье отрицательно отражается и на качестве проведения школьного режима. В связи с этим учителя должны хорошо знать режим учащихся в семье и оказывать своё влияние для правильного его построения. Родителям же надо знать школьный режим. Режим ребёнка и подростка в семье должен прежде всего предусматривать отдых после усиленных занятий в школе, обеспечивающий не только возможность восстановления их сил и дающий им возможность успешно приготовить заданные на дом уроки, заняться саморазвитием или иным внеурочным делом (чтением художественной и научно-популярной литературы, рисованием, игрой и пр.), но и выполнить некоторые работы по домашнему хозяйству и самообслуживанию.
Режим детей и подростков в семье начинается с момента утреннего вставания и продолжается фактически круглые сутки, за вычетом времени пребывания их в школе. Это время должно быть так организовано, чтобы дети и подростки, с одной стороны, могли в наилучших условиях приготовить данные им на дом уроки и с другой - находиться на свежем воздухе достаточное количество времени даже в зимнее время. Наличие организованного отдыха ребёнка и подростка в семейной обстановке является обязательным условием нормальной жизнедеятельности организма и его развития, а также восстановления умственной работоспособности.
В режиме дня детей и подростков должно быть предусмотрено достаточное время для проведения утреннего туалета, утренней гигиенической гимнастики, приёма домашнего завтрака и спокойного, исключающего спешку, своевременного прихода в школу. Возвращение детей и подростков из школы должно быть точным - к определённому часу.
По приходе из школы домой учащийся должен обязательно умыться. К моменту своего возвращения домой он должен получить обед.
После обеда должен следовать отдых, так как в это время происходит процесс переваривания пищи. Желательно, особенно для детей младших возрастов, после обеда поспать или хотя бы полежать 1 час, а для детей физически ослабленных, малокровных и только что перенёсших тяжёлую болезнь это обязательно. Послеобеденный отдых может заключаться в занятиях по выбору самого ребёнка (подростка). Самое лучшее - это прогулка на свежем воздухе. Послеобеденное свободное время должно продолжаться для детей младших возрастов примерно 2 часа, а для подростков полтора часа.
По скончании послеобеденного отдыха наступает время для приготовления заданных на дом уроков. После приготовления уроков должен следовать полдник, когда учащийся получает чай с булкой или другое питание. После приготовления уроков и полдника снова обязателен отдых - свободное время, которое учащийся использует по своему выбору.
В зависимости от местных условий, в частности от сменности учебных занятий, в режим дня учащихся могут вноситься соответствующие изменения, однако не нарушающие основных правил его построения: четырёхразового питания, соответствующей для того или иного возраста продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, времени для приготовления уроков и пр. Приводим примерный режим дня для детей 8-9 лет и подростков 14-15 лет, учащихся во вторую смену. Дети семилетнего возраста должны учиться в школе только во время утренней смены.
Одним из обязательных условий здоровой организации режима детей и подростков в семье является забота о гигиене жилища. Комната, в которой живёт ребёнок (подросток), должна несколько раз в день проветриваться, в особенности если в ней проходит весь день его и его семьи (работа, принятие пищи и т. п.). Для проветривания во всех комнатах необходимо иметь форточки или лучше фрамуги и соблюдать указанные в главе о вентиляции правила проветривания. В квартире следует предупреждать образование пыли: в ней не должно быть лишних вещей и лишних украшений (например, бумажных цветов и пр.), на которые легко оседает пыль. Уборка квартиры должна производиться влажным способом. При этом обязательно обметание мокрой щёткой не только иолов, но и вытирание влажной тряпкой столов, стульев, шкафов, подоконников и других предметов, на которых может скопляться пыль.
Полы в жилище следует мыть не реже одного раза в неделю, а в весенне-осеннее время, когда усиливается загрязнение жилых помещений, чаще. Одним из средств поддержания чистоты в квартире является систематическое мытьё всех лестниц, передних и сеней. Эти места надо мыть чаще, чем пол в квартире, так как они в значительно большей мере загрязняются, а это последнее способствует занесению грязи и пыли в квартиру.
Стёкла окон в осеннее, летнее и весеннее время надо мыть не реже одного раза в месяц, тщательно протирая их влажной тряпкой. Лучше избегать вывешивания на окнах в квартире занавесок и гардин, так как обычно они поглощают значительное количество световых лучей и затрудняют инсоляцию жилого помещения. На окнах возможно лишь вывешивание светлых, легко подвергающихся стирке бордюрчиков из лёгкой ткани, свободно пропускающей солнечные лучи. На вечернее и ночное время вполне приемлемы белые занавески, которые с наступлением утра оттягиваются в сторону. Применение к квартире штор на окнах также нежелательно, так как на них обычно скопляется много пыли.
Не меньшего внимания в гигиеническом отношении требует двор при жилом доме, в котором живут дети и подростки. На дворе они проводят значительную часть своего досуга. Поэтому двор должен быть свободен от мусора и грязи. На участке при жилом доме следует обеспечить создание площадки для игр детей. Эта площадка должна быть удалена от проезда и мусорных ям. Самое лучшее - окружить её зелёными насаждениями, поглощающими пыль и освежающими воздух.
Родители совместно со школой должны позаботиться об организации свободного времени детей и подростков, обеспечивая им возможность занятий подвижными и спортивными играми на свежем воздухе. Желательно при жилом доме или же группе домов иметь не только детскую площадку, но и устроить в зимнее время каток, снежную горку и т. д.
Соблюдение изложенных выше указаний будет содействовать гигиенической организации режима детей и подростков в семье. Всё сказанное о режиме учащихся в семье в одинаковой мере относится и к их режиму в школьном интернате и детском доме.
Режим дня детей и подростков в семье должен быть органически связан с режимом школы. Отсутствие рационального гигиенического режима в семье отрицательно отражается и на качестве проведения школьного режима. В связи с этим учителя должны хорошо знать режим учащихся в семье и оказывать своё влияние для правильного его построения. Родителям же надо знать школьный режим. Режим ребёнка и подростка в семье должен прежде всего предусматривать отдых после усиленных занятий в школе, обеспечивающий не только возможность восстановления их сил и дающий им возможность успешно приготовить заданные на дом уроки, заняться саморазвитием или иным внеурочным делом (чтением художественной и научно-популярной литературы, рисованием, игрой и пр.), но и выполнить некоторые работы по домашнему хозяйству и самообслуживанию.
Режим детей и подростков в семье начинается с момента утреннего вставания и продолжается фактически круглые сутки, за вычетом времени пребывания их в школе. Это время должно быть так организовано, чтобы дети и подростки, с одной стороны, могли в наилучших условиях приготовить данные им на дом уроки и с другой - находиться на свежем воздухе достаточное количество времени даже в зимнее время. Наличие организованного отдыха ребёнка и подростка в семейной обстановке является обязательным условием нормальной жизнедеятельности организма и его развития, а также восстановления умственной работоспособности.
В режиме дня детей и подростков должно быть предусмотрено достаточное время для проведения утреннего туалета, утренней гигиенической гимнастики, приёма домашнего завтрака и спокойного, исключающего спешку, своевременного прихода в школу. Возвращение детей и подростков из школы должно быть точным - к определённому часу.
По приходе из школы домой учащийся должен обязательно умыться. К моменту своего возвращения домой он должен получить обед.
После обеда должен следовать отдых, так как в это время происходит процесс переваривания пищи. Желательно, особенно для детей младших возрастов, после обеда поспать или хотя бы полежать 1 час, а для детей физически ослабленных, малокровных и только что перенёсших тяжёлую болезнь это обязательно. Послеобеденный отдых может заключаться в занятиях по выбору самого ребёнка (подростка). Самое лучшее - это прогулка на свежем воздухе. Послеобеденное свободное время должно продолжаться для детей младших возрастов примерно 2 часа, а для подростков полтора часа.
По скончании послеобеденного отдыха наступает время для приготовления заданных на дом уроков. После приготовления уроков должен следовать полдник, когда учащийся получает чай с булкой или другое питание. После приготовления уроков и полдника снова обязателен отдых - свободное время, которое учащийся использует по своему выбору.
В зависимости от местных условий, в частности от сменности учебных занятий, в режим дня учащихся могут вноситься соответствующие изменения, однако не нарушающие основных правил его построения: четырёхразового питания, соответствующей для того или иного возраста продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, времени для приготовления уроков и пр. Приводим примерный режим дня для детей 8-9 лет и подростков 14-15 лет, учащихся во вторую смену. Дети семилетнего возраста должны учиться в школе только во время утренней смены.
Одним из обязательных условий здоровой организации режима детей и подростков в семье является забота о гигиене жилища. Комната, в которой живёт ребёнок (подросток), должна несколько раз в день проветриваться, в особенности если в ней проходит весь день его и его семьи (работа, принятие пищи и т. п.). Для проветривания во всех комнатах необходимо иметь форточки или лучше фрамуги и соблюдать указанные в главе о вентиляции правила проветривания. В квартире следует предупреждать образование пыли: в ней не должно быть лишних вещей и лишних украшений (например, бумажных цветов и пр.), на которые легко оседает пыль. Уборка квартиры должна производиться влажным способом. При этом обязательно обметание мокрой щёткой не только иолов, но и вытирание влажной тряпкой столов, стульев, шкафов, подоконников и других предметов, на которых может скопляться пыль.
Полы в жилище следует мыть не реже одного раза в неделю, а в весенне-осеннее время, когда усиливается загрязнение жилых помещений, чаще. Одним из средств поддержания чистоты в квартире является систематическое мытьё всех лестниц, передних и сеней. Эти места надо мыть чаще, чем пол в квартире, так как они в значительно большей мере загрязняются, а это последнее способствует занесению грязи и пыли в квартиру.
Стёкла окон в осеннее, летнее и весеннее время надо мыть не реже одного раза в месяц, тщательно протирая их влажной тряпкой. Лучше избегать вывешивания на окнах в квартире занавесок и гардин, так как обычно они поглощают значительное количество световых лучей и затрудняют инсоляцию жилого помещения. На окнах возможно лишь вывешивание светлых, легко подвергающихся стирке бордюрчиков из лёгкой ткани, свободно пропускающей солнечные лучи. На вечернее и ночное время вполне приемлемы белые занавески, которые с наступлением утра оттягиваются в сторону. Применение к квартире штор на окнах также нежелательно, так как на них обычно скопляется много пыли.
Не меньшего внимания в гигиеническом отношении требует двор при жилом доме, в котором живут дети и подростки. На дворе они проводят значительную часть своего досуга. Поэтому двор должен быть свободен от мусора и грязи. На участке при жилом доме следует обеспечить создание площадки для игр детей. Эта площадка должна быть удалена от проезда и мусорных ям. Самое лучшее - окружить её зелёными насаждениями, поглощающими пыль и освежающими воздух.
Родители совместно со школой должны позаботиться об организации свободного времени детей и подростков, обеспечивая им возможность занятий подвижными и спортивными играми на свежем воздухе. Желательно при жилом доме или же группе домов иметь не только детскую площадку, но и устроить в зимнее время каток, снежную горку и т. д.
Соблюдение изложенных выше указаний будет содействовать гигиенической организации режима детей и подростков в семье. Всё сказанное о режиме учащихся в семье в одинаковой мере относится и к их режиму в школьном интернате и детском доме.
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |