Гигиена приготовления домашнего задания


Приготовление домашнего задания является важным делом для ребёнка и подростка, учащегося в школе, поскольку оно закрепляет и развивает знания, полученные им в школе. На приготовление уроков учащиеся нередко затрачивают значительное количество времени, отрывая иной раз часы от сна и лишая себя возможности в достаточной мере находиться на свежем воздухе.

Учебные занятия на дому не должны нарушать установленного режима дня учащихся и неблагоприятно отражаться на их отдыхе и тем самым лишать их возможности восстановить свои силы и работоспособность. Необходимо предостерегать учителей от односторонней перегрузки учащихся приготовлением уроков, ведущей к значительному их утомлению и нередко переутомлению. Время, затрачиваемое детьми и подростками на приготовление заданных им на дом уроков, должно соответствовать физиологическим возможностям и не должно вредно отражаться на их здоровье.

Нормировать продолжительность времени приготовления уроков трудно, поскольку это связано с объёмом программного материала и количеством страниц учебников, задаваемых учителями детям и подросткам.

Несмотря на трудности нормирования продолжительности приготовления детьми и подростками домашних заданий, оно необходимо, так как без этого не может быть нормальной учебной работы в школе, не может быть и рационального суточного режима, обеспечивающего их полноценное физическое и психическое развитие.

Нормирование заданий учебного материала детям и подросткам на дом требует координации в этом направлении деятельности отдельных учителей, осуществляемой в масштабе школы заведующим учебной частью школы, а в каждом классе в отдельности классными руководителями. Так, в этом направлении следует строго подсчитать объём задаваемого на дом программного материала и количества страниц, подлежащих изучению учащимися на дому, исходя из особенностей физического и нервно-психического развития детей и подростков того или иного возраста. Это, с одной стороны, будет содействовать предупреждению большой перегрузки учащихся домашними заданиями и, с другой - даст им возможность более тщательного и глубокого их выполнения.

Чрезвычайно существенно обеспечить в семье уголок школьника, так как он в значительной мере облегчает условия приготовления заданных на дом уроков. Для домашней учебной работы школьника в семье должно быть выделено особое место. В уголке школьника желательно иметь отдельный стол и стул, а также шкафчик или полочку для книг и тетрадей.

Перед приготовлением школьником уроков комната, в которой он занимается, должна быть как следует проветрена. Занятия при наличии свежего воздуха дают большую педагогическую эффективность, поскольку при этом улучшаются процессы нервно-психической деятельности. В тёплое время года приготовление уроков должно происходить при открытых окнах.

При приготовлении школьником уроков дома необходимо обеспечить в комнате достаточное естественное и искусственное освещение. С этой целью стол, за которым происходят занятия ребёнка (подростка), должен находиться с левой стороны от окна во избежание образования теней при письме. В равной мере не менее важно поставить лампу на столе учащегося с левой стороны таким образом, чтобы лучи света падали непосредственно на книгу или тетрадь и тем самым улучшали условия освещённости при занятиях.

Особо существенно с точки зрения охраны нервной системы детей и подростков обеспечить спокойную обстановку при приготовлении ими уроков. Поэтому в комнате, в которой они готовят уроки, должна соблюдаться образцовая тишина. Всякие разговоры должны быть полностью исключены. Для учащихся, которые в семье не имеют достаточно удовлетворительных условий для приготовления уроков, желательно отвести в самой школе помещение, в котором они могли бы в спокойной обстановке выполнять данные им задания.

На основании длительных наблюдений гигиенисты предлагают; чтобы в течение отведённого на приготовление домашних уроков времени устраивать кратковременные перерывы для отдыха (например, после выполнения одного задания и перед переходом ко второму заданию). Такие кратковременные паузы (в 2-3 минуты) оказывают благотворное влияние на нервную систему детей и подростков и облегчают процесс усвоения ими знаний.

Для детей и подростков, отстающих в учении, при отсутствии у них нарушений здоровья, возможно устройство дополнительных занятий по приготовлению домашних заданий. Однако последние не должны сверх меры превышать приведённые выше нормы, и в отношении их обязательно строгое соблюдение всех гигиенических требований.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: