Операционный блок гинекологической клиники



Для исхода предпринимаемой операции несомненное значение имеют психогенные факторы.

Это подтверждается не только личным опытом, но и мнением ряда хирургов, работающих в различных областях.

Особенно ясным становится это положение в свете гениального учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, а также работ его ученика акад. К. М. Быкова, успешно разрабатывающего с коллективом своих сотрудников учение, развивающее идеи И. П. Павлова о влиянии коры головного мозга на внутренние органы.

Во всех работах И. П. Павлова, в его учении о высшей нервной деятельности, принцип целостности организма и единства его со средой проходит красной нитью. «Животный организм, - говорил И. П. Павлов, - представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой».

В гинекологии в широком смысле (акушерство и учение о женских болезнях) до сих пор еще далеко не достаточно использовано учение И. П. Павлова и его школы о высшей нервной деятельности. В этом направлении предстоят огромная работа, результаты которой откроют новые пути, в частности, в вопросе подготовки больных к гинекологическим операциям, а также обезболивания во время операции и ведения послеоперационного периода, особенно при его осложнениях.

Перенося эти данные на область оперативной гинекологии, следует думать, что учет значения психики больных и охраны психики от травмы, которая может быть нанесена больной при подготовке ее к операции, во время операции или в послеоперационном периоде, приобретает огромное значение для исхода операции. Неправильное поведение работников хирургического отделения - хирурга, среднего медицинского персонала и даже санитарок - в присутствии больной может ухудшить результат операции, несмотря на правильно выбранную технику, соблюдение всех правил асептики и антисептики, а также безукоризненное техническое выполнение операции.

С вопросом организации работы хирургического отделения тесно связан вопрос о стиле этой работы, о правилах поведения хирурга, которые возникают в связи с хирургической работой.

Начинающий хирург прежде всего должен помнить, что больная всегда в той или иной мере испытывает страх перед предстоящей операцией. В последний момент у нее даже могут появиться сомнения в настоятельной необходимости предпринимаемой операции. Поэтому не только в обращении с больной, но и во всем поведении хирурга должна быть видна уверенность и оптимизм. Если же у него возникают какие-либо опасения за исход необходимой операции, то он должен сказать об этом кому-либо из родственников или близких больной, обязав их хранить это в строжайшей тайне от больной.

Чем ближе день операции, тем больше волнение больной, но, конечно, самый тревожный день - это день операции. Тяжелую травму нервной системы может вызвать у больной обстановка и вид операционной комнаты. Учитывая это, чрезвычайно важно чтобы обезболивание, особенно общий наркоз, начинали бы не в операционной, а в специальной комнате для наркоза или в подготовительной.

При планировании строительства операционного блока хирургического отделения это требование следует иметь в виду.

Если больная лежит в палате одна, то наркоз можно начать тут же, в палате.

При выборе метода обезболивания нервно-психическое состояние больной перед операцией нужно учитывать, так же как и состояние сердечно-сосудистой системы и пр.

В клинике подготовка больной к операции занимает обычно 4-5 дней. Исключением являются те случаи, когда операция является неотложной и производится в экстренном порядке, как, например, при внутреннем кровотечении на почве разрыва трубы при внематочной беременности, разрыва матки во время родов или при осложненном прободении матки во время выскабливания и тому подобных случаях.

Пребывание в клинике до операции должно оказать благотворное влияние на нервно-психическое состояние больной, если не только обстановка и прежде всего персонал, но и окружающие больные внушают ей уверенность в благоприятном исходе операции. Мы в нашей клинике прежде всего стремились поместить вновь поступающих в хирургическое отделение рядом с выздоравливающими и никогда не помешали их в палату только что оперированных, так как последние, даже при самом благоприятном течении послеоперационного периода, производят на «новичка» тяжелое впечатление, а выздоравливающие хирургического отделения благотворно действуют своим радостным настроением; они прекрасно влияют на новоприбывших, ободряют и нередко являются невольными агитаторами за операцию, когда робкая и нерешительная больная готова от нее отказаться. Естественно, что велика роль персонала учреждения в создании и поддержке у больной бодрого настроения и уверенности в благополучном исходе. Уютная обстановка, ласковое и внимательное отношение к больным, не только к вновь поступающим, но и ко всем, т. е. весь стиль работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала как в приемном покое, так и в палате и во всем отделении, значительно скрашивают больной тревожное время ожидания предстоящей операции.

Диета больной в дни перед операцией должна быть питательной, богатой витаминами, но не чересчур обильной. Необходимо следить за деятельностью кишечника; при запорах назначают легкое слабительное (таблетку пургена), очистительную клизму. Накануне операции с утра больной дают слабительное (20,0-30,0 английской соли), она принимает теплый душ, весь день она получает лишь легкую пищу, вечером, независимо от того, подействовало или не подействовало слабительное, ей делают очистительную клизму, на ночь дают снотворное (пантопон, люминал, барбамил и т. д.). В день операции с утра - снова клизма. Если операция назначена на ранний час, то больная получает стакан сладкого чаю. Перед самой операцией больная должна помочиться.

К непосредственной подготовке больной к операции мы относим бритье волос на лобке и на вульве, что предпочитаем делать непосредственно перед операцией (если бреют Накануне, то к моменту операции может появиться раздражение и даже пиодермия), а дезинфекцию операционного поля. Эту подготовку, а также в случае необходимости катетеризацию надо проводить не в операционной, обстановка которой волнует больную, а в предоперационной (предоперационной может служить любая «чистая» комната). Общий наркоз мы, как уже было сказано выше, также начинаем в предоперационной и в операционную ввозим больную на каталке.

Дезинфицируем операционное поле на операционном столе, покрытом теплой стерильной простыней, надев предварительно на больную чистое, лучше стерилизованное белье.

При брюшно-стеночном чревосечении мы слегка обезжириваем кожу тупферами, смоченными бензином или эфиром, затем, обсушив, протираем ее спиртом и смазываем 5% йодной настойкой. Особое внимание надо уделять дезинфекции пупка.

Поверхность дезинфицируемой кожи простирается далеко за пределы предполагаемого разреза брюшной стенки, дезинфицируется даже передняя поверхность бедер. Дезинфекцию кожи брюшной стенки мы производим как бы концентрическими кругами: сначала в области предполагаемого разреза, а затем все более удаляясь от него к периферии; возвращаясь к центральной части, т. е. к месту будущего разрез никогда не употребляем тот же тупфер. Дезинфекция должна быть тщательной, но не грубой, иначе в послеоперационном периоде может появиться дерматит. В частности, надо следить чтобы йодная настойка не затекала на кожу спины и не вызвала бы там ожога.

После дезинфекции операционного поля живот покрывают стерильными простынями, оставляя непокрытой полоску кожи, соответственно намеченному разрезу.

При влагалищном чревосечении дезинфекцию наружных половых органов мы делаем тупферами, смоченными спиртом, а затем всю область, включая верхнюю часть внутренней поверхности бедер, смазываем 5% йодной настойкой. В день операции мы не спринцуем влагалища. Если же это настоятельно требуется, то спринцуем его накануне. Перед большой влагалищной операцией (влагалищное чревосечение, пластические операции и т. п.) в большинстве случаев мы спускаем мочу катетером. Все это производится в предоперационной. На операционном столе повторно смазываем наружные половые органы йодной настойкой и после этого обкладываем операционное поле стерильным бельем. Если предполагается, что при брюшно-стеночном чревосечении придется вскрыть влагалищную трубку, то в предоперационной влагалище смазываем йодной настойкой и протираем спиртом.

Подготовка хирурга и его помощников к операции. Одним из условий для получения хороших результатов операции является, как известно, асептическое оперирование. Асептическое состояние рук оперирующего и его помощников, принимающих непосредственное участие в операции, имеет такое же первостепенное значение, как и стерилизация инструментов, материала для швов.

Обычные способы подготовки рук к операции не обеспечивают их асептического состояния, если руки соприкасались с загрязненным материалом при гнойных операциях, перевязках или с патологическими выделениями при влагалищных и других исследованиях. Профилактика загрязнения рук всех работающих в операционной и в первую очередь хирургов и операционных сестер - основное правило поведения этих работников.

Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Балакирева Лира, 30.01.2012 16:09:55
кетгут сейчас не целесообразно стерилизовать,когда его можно купить в стерильном пакете,хранить в спирте нельзя как шёлк так и кетгут
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: