Менструальная функция у текстильщиц


Одним из наиболее распространенных «вибрационных» производств является текстильное, которое почти полностью обслуживается женским трудом.

Состояние овариально-менструальной функции у текстильщиц в зависимости от того состояния, которому они подвергаются в процессе работы, изучено М. П. Котиковой и И. И. Климцом. При исследовании у них влияния вибрации на состояние материнских функций, авторы прибегли к использованию так называемого косвенного контроля. Это оказалось особенно удобным, так как доказано, что выраженность вибрации на различных этажах текстильных фабрик колеблется в очень широких пределах: от еле ощутимой на первых этажах до значительной на более высоких этажах.

Учитывая результаты виброметрии на текстильных фабриках, обследованные женщины были разделены в зависимости от места их работы на 2 группы - основную и контрольную. Основную группу составили текстильщицы, работавшие на втором, третьем и четвертом этажах предприятий, где производственная вибрация достигает значительной величины. В контрольную группу входили работницы, занятые в цехах, расположенных на первых этажах фабрики, где колебания пола настолько малы, что они не могут оказать никакого вредного влияния на организм.

Во всех других отношениях обе группы работниц были достаточно однородными.

По данным И. И. Климца, первые месячные у текстильщиц чаще всего появляются в возрасте от 14 до 18 лет (в 85,4%). Эти данные в основном совпадают с данными сборной статистики В. С. Груздева для женщин средней полосы России. По данным О. А. Григоровой, средний возраст наступления первых месячных у ткачих равен 15,1 года. М. П. Кешокова указывает, что прядильщицы чаще всего начинают менструировать с 14-16 лет.

Найденная нами частота нарушений менструальной функции у текстильщиц (34,3-37,8%) значительно меньше той, которую дают для работниц той же профессии другие авторы. Так, Р. Е. Шубина указывает на те или другие расстройства овариально-менструальной функции у 84,8%, Г. А. Яновицкий у 58,8%, а М. П. Кешокова у 47,3% всех обследованных.

Однако в литературе имеются указания и на сравнительно невысокий уровень этого показателя у текстильщиц. О. А. Григоровой нарушения месячных отмечены только у 3,7%, Е. Б. Деранковой и А. В. Савшинской у 6,7%, Т. О. Орловой, А. И. Лепсис и М. Д.Тарасовой - у 13,8% работниц. Такие большие колебания одного и того же показателя у работниц одной и той же профессии объясняются главным образом погрешностями методического характера. В значительной степени это зависит также от субъективизма, неизбежно вносимого в настоящее время в оценку состояния менструальной функции у женщин. Ярким примером этого может служить альгодисменорея, диагностика которой, в силу отсутствия методов объективного измерения боли, является произвольной. Между тем, она занимает ведущее место среди расстройств овариально-менструальной функции у текстильщиц.

Анализируя все случаи неправильного течения менструальной функции у текстильщиц, авторы единодушно приходят к заключению, что основной формой нарушения месячных у работниц этой профессии является альгодисменорея. Высказанное положение хорошо иллюстрирует статистика, в которой отражена частота различных расстройств месячных у работниц прядильно-ткацкой фабрики им. Ногина. Из статистики видно, что частота альгодисменореи (23,6%) у работниц основной группы (подвергавшихся воздействию вибрации) несколько больше (на 5,2%), чем в контрольной группе женщин (18,4%), в труде которых производственная вибрация практически отсутствовала.

Особенно наглядным становится ведущее значение альгодисменореи в патологии месячных у текстильщиц после вычисления экстенсивных показателей.
 
Частота болезненных месячных - (23,6-18,4%), несколько больше цифры (13,8%), указанной Т. О. Орловой и др. для ткачих, но меньше тех цифр, которые приводят О. А. Григорова для ткачих (34,3%), Р. Е. Шубина и М. П. Кешокова для прядильщиц (25,6% и 28,7%).

Так как основным отклонением от нормального течения менструальной функции у текстильщиц являются жалобы на боли, то очень важно дать этому правильное объяснение. Ответ на поставленный вопрос дает подробный анализ всех случаев альгодисменореи.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что у подавляющего большинства женщин, страдающих альгодисменореей (77,4-82,0%) при внутреннем исследовании не было обнаружено никаких патологических изменений в органах малого таза, которые могли бы объяснить возникновение боли во время менструации.

И лишь у небольшой группы таких работниц (22,6-18,0%) отмечались те или иные заболевания половой сферы. Таким образом, результаты гинекологического обследования текстильщиц с болезненным течением месячных свидетельствуют о том, что указанная патология носит у них чаще всего функциональный характер.

Распределение всех случаев альгодисменореи в зависимости от возраста и стажа работниц обнаруживает еще одну совершенно отчетливую закономерность. А именно, чем моложе возраст и чем меньше производственный стаж, тем чаще встречаются в ней случаи болезненных месячных, и, наоборот, чем старше возраст работниц и больше их трудовой стаж, тем случаи альгодисменореи реже. Зависимость частоты болезненных месячных от возраста отмечена многими авторами.

Наибольшее число работниц, страдающих альгодисменореей, встретилось в возрастной группе до 25 лет (40,6-33,0%). По мере увеличения возраста текстильщиц этот процент неуклонно снижается и у работниц старше 35 лет он равнялся 2,4-2,6.

При анализе зависимости между частотой альгодисменореи и продолжительностью работы на фабрике было, установлено, что чаще всего (в 38,2-33,9%) эта патология наблюдается у женщин с небольшим стажем работы (от 3 до 5 лет). В группе текстильщиц с производственным стажем больше 10 лет она отмечалась значительно реже (16,9-10,8%).
 
М. П. Кешокова считает, что большая частота расстройств менструальной функции у текстильщиц с малым стажем работы зависит от не успевшей развиться у них адаптации к вредным условиям работы и, в частности, к воздействию вибрации.

Кроме того, надо принять во внимание, что работницы с небольшим производственным стажем это, как правило, молодые женщины, у которых альгодисменорея встречается сравнительно чаще.

Интересным представляется также заявление большинства работниц о том, что сопутствующие менструации болезненные ощущения значительно усиливаются и гораздо хуже переносятся во время работы на фабрике. Основной причиной этого они считают длительную работу стоя.

Особенно важной в смысле понимания этиологии альгодисменореи у текстильщиц является зависимость болезненных месячных от возраста первого их появления. Если сравнить этот возраст у текстильщиц, страдающих альгодисменореей, и у работниц с нормальным течением менструаций, то можно легко убедиться в том, что первые начинают менструировать значительно позже, чем вторые. Средний возраст появления первых месячных у них, по данным И. И. Климца, равен 16,9 года, в то время как для остальных работниц он равнялся 15,1 года.

Более позднее начало менструаций (позднее наступление половой зрелости) у работниц, страдающих альгодисменореей, указывает на некоторое недоразвитие внутренних половых органов у этих женщин. Отсюда молено заключить, что некоторая неполноценность полового аппарата, а не выполняемая профессиональная работа, является первопричиной наблюдаемых у них расстройств менструальной функции.

Среди текстильщиц, у которых месячные сопровождаются болезненными ощущениями, подавляющее большинство составляют девушки и женщины, ни разу не беременевшие. Беременевшие и особенно рожавшие женщины, значительно реже страдают альгодисменореей. Это объясняется тем, что беременность и роды способствуют полному расцвету женского организма и устраняют функциональную неполноценность, связанную с недоразвитием половых органов.

Заслуживает внимания также тот факт, что работницы, имеющие болезненные месячные, очень редко связывают появление этого расстройства с началом профессиональной работы. Чаще всего они указывают на первичную альгодисменорею, а те, у которых месячные стали болезненными в дальнейшем, всегда связывают возникновение их с имевшими место абортами и воспалительными заболеваниями внутренних половых органов.

Общеизвестна зависимость полового созревания женщины от возраста, с которого она начинает свою профессиональную работу. Очень многие авторы указывают, что раннее качало производственного труда задерживает наступление половой зрелости и может явиться причиной целого ряда функциональных расстройств и даже анатомических изменений в половом аппарате, которые, в свою очередь, могут проявляться болезненным течением месячных. По данным М. П. Кешоковой, количество нарушений менструальной функции (главным образом альгодисменорея) среди текстильщиц, поступивших на фабрику до окончания полового созревания, достигает 54 9%.

Наблюдения И. И. Климца показывают, что у женщин, начавших производственный труд до наступления половой зрелости, альгодисменорея встречается примерно в 3-4 раза чаще, чем у тех работниц, которые поступили на фабрику после полового созревания.

Однако большее количество болезненных месячных у той части текстильщиц, половое созревание которых заканчивалось во время работы на фабрике, нельзя объяснить исключительно неблагоприятным влиянием условий труда, задерживающих и нарушающих половое созревание у молодых работниц.

Кроме неблагоприятных условий труда, отрицательное влияние которых на многообразные отправления женской половой сферы является полностью доказанным, не менее важное значение в возникновении различных расстройств менструальной функции принадлежит индивидуальным особенностям организма той или другой работницы. Подтверждением этому может служить тот факт, что среди женщин одной и той же профессии, работающих на одном и том же предприятии в одних и тех же условиях, мы находим работниц с нормальным течением этой функции и с различными ее нарушениями.

С этой точки зрения заслуживает быть отмеченным и то, что все работницы, поступившие на фабрику в процессе полового созревания, еще до появления первых месячных, не могут рассматриваться нами как женщины, рано начавшие профессиональный труд, так как они были приняты на фабрику в возрасте не моложе 18 лет. Следовательно, несколько запоздалое половое созревание этих работниц и сравнительно чаще наблюдаемые у них расстройства менструальной функции надо объяснять не столько вредным влиянием производственного труда, который мог послужить лишь дополнительной причиной, действующей в этом направлении, сколько конституциональными особенностями данной группы текстильщиц (общий и частичный инфантилизм, гормональные расстройства).

Следовательно, характеризуя особенности течения менструальной функции у текстильщиц, можно отметить у них лишь чаще встречающуюся альгодисменорею. При этом болезненными месячными страдают в основном молодые, не жившие половой жизнью женщины, у которых половое созревание наступило с некоторым опозданием, уже во время их работы на фабрике.

Но, как известно, неприятные ощущения в той или иной степени имеют место у большинства женщин. Н. В. Войцеховский приводит данные Доблер, по которым только 16% женщин совершенно не жалуются ни на какие расстройства в связи с менструациями. Д. А. Гудим-Левкович считает, что лишь 10-15% женщин менструируют без всякой боли. По Шредеру процент этот равен 15,8, по К. К. Скробанокому - 16-20. М. С. Малиновский указывает, что боли во время месячных наблюдаются у 87% женщин.

Если к тому же принять во внимание различную субъективную оценку этих ощущений отдельными женщинами, то становится понятной вся трудность точного учета альгодисменореи. Данная форма расстройства менструальной функции как с точки зрения этиологии и патогенеза, так и в отношении лечения мало изучена. До настоящего времени нет единого клинического понятия альгодисменореи. Это нашло свое выражение и в существующей терминологии, которая насчитывает несколько обозначений болезненных месячных (дисменорея, альгоменорея, альгодисменорея).

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: