Диагностические особенности исследования слуховой функции при поражении слухового анализатора


При исследовании слуха мы обычно проверяем пороги воздушной и костной проводимости, пороги восприятия шепотной и разговорной речи и, сопоставляя эти пороги, пытаемся определять характер и локализацию патологического очага.

Имеющиеся в настоящее время классификации форм тугоухости в основном касаются процессов, происходящих в периферическом рецепторном аппарате. Бецольд в свое время писал: «Относительно того, расположено ли заболевание в самом лабиринте, в слуховом нерве или в центральной нервной системе, функциональное исследование само по себе, понятно, не может дать нам указаний».

За истекшие с того времени почти полвека в науке накопилось много новых фактов, которые хотя не позволяют полностью отвергнуть мнение Бецольда, но в значительной степени ограничивают его значение. Клинические, патологоанатомические и экспериментальные исследования позволяют отоневрологам с известной долей вероятности дифференцировать нарушения слуховой функции не только в периферическом рецепторном аппарате (при заболевании наружного, среднего и внутреннего уха), но и в корешке слухового нерва, в ядрах ствола, в области среднего мозга и коркового конца слухового анализатора.

При функциональных исследованиях мы получаем различные слуховые профили, позволяющие в большинстве случаев, правда, с некоторыми ошибками, при наличии клинической картины болезни определять места поражения слухового анализатора по ходу его анатомического пути.

В отиатрической практике возникает прежде всего необходимость дифференцировать поражения звукопроводящей и звуковоспринимающей части слухового анализатора.

При заболеваниях наружного и среднего уха диагноз облегчается благодаря наличию патологических изменений, обнаруживаемых при отоскопии, расстройство слуховой функции, чаще одностороннее на стороне больного уха.

Заболевания звукопроводящего аппарата характеризуются отрицательным опытом Ринне, т. е. лучшим костным восприятием, чем воздушным, что иллюстрирует аудиограмма. При этом можно наблюдать удлинение костной проводимости и латеризацию звука в больную сторону в опыте Вебера.

Физиологическое значение образований наружного и среднего уха состоит в проведении и усилении звуков. Чувствительность органа слуха к низким звукам гораздо меньше, чем к высоким, и при проведении их большую роль играет весь комплекс образований среднего уха (слуховые косточки, барабанная перепонка и т. д.) и поэтому при заболеваниях среднего уха наступает понижение слуха преимущественно на низкие звуки, так называемая басовая глухота.

Восприятие низких звуков нарушается также при закупорке слухового прохода серной пробкой, инородным телом и при баротравме.

Шум в ухе при поражении звукопроводящего аппарата встречается значительно реже, чем при поражении звуковоспринимающего.

Среди заболеваний уха, сопровождающихся поражением звукопроводящей системы, особого внимания заслуживает отосклероз. При этом заболевании звукопроведение затрудняется в результате изменений в капсуле лабиринта, приводящих к фиксации стремени в овальном окне. Отосклероз развивается обычно постепенно в период полового созревания и бывает чаще у женщин, чем у мужчин.

Отмечено значительное прогрессирование заболевания во время беременности или после родов.

Указывают на роль наследственных факторов в развитии отосклероза (снижение слуха у близких родственников).

Многочисленные наблюдения показали, что основными симптомами отосклероза являются: шум в ушах (полагают, что последний связан с повышением лабиринтного давления и раздражением слухового нерва), нарастающее понижение слуха на оба уха за счет ухудшения восприятия через воздух преимущественно низких звуков при сохранности костной проводимости, отрицательный опыт Ринне, паракузис Виллизии (улучшение слуха в шумной обстановке), отрицательный опыт Желле (костная проводимость не изменяется при изменении давления в слуховом проходе в связи с неподвижностью стремени в овальном окне).

Ввиду того что при адгезивных процессах в среднем ухе стремечко также может быть фиксировано в овальном окне и опыт Желле тоже будет отрицательный, необходимо произвести тщательный осмотр ЛОР органов.

Отоскопия обычно мало дает данных для дифференциального диагноза отосклероза. У этих больных можно обнаружить истончение кожи и уменьшение секреции серы в наружном слуховом проходе, а также симптом Шварце (просвечивание через барабанную перепонку гиперемированной внутренней стенки барабанной полости).

При исследовании уха с помощью воронки Зигля можно обнаружить неподвижность слуховых косточек, а иногда и барабанной перепонки.

Указывают на такие дифференциально-диагностические признаки, как голубое окрашивание склер и ломкость костей, как повышение вязкости крови и нарушение процессов обмена в организме больных отосклерозом.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: