Психологическая диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы при гипертонии
Учитывая такие изменения психоэмоционального статуса детей и подростков с НЦД, для повышения эффективности лечения и реабилитации необходимо проводить психологические и психотерапевтические мероприятия.
Первым этапом психологической работы являются диагностика состояния эмоционально-личностной сферы (тревожности, самооценки, произвольной регуляции поведения, мотивационной сферы), диагностика высших психических функций (мышления, внимания, памяти) и свойств нервной системы (утомляемость, истощаемость, работоспособность).
По результатам полного психологического обследования специалист делает вывод о направлениях дальнейшей работы.
Основные направления психокоррекционной работы следующие:
- психотерапия:
1. индивидуальная работа с ребенком, направленная на снижение тревожности, повышение уровня самооценки, снижение фрустрации, улучшение произвольной деятельности, развитие мотивации, повышение толерантности к стрессу. Цель психотерапии - скорригировать взаимоотношения ребенка с окружающей социальной средой. При этом важно не столько устранить отрицательные психоэмоциональные факторы, сколько повысить толерантность к ним и выработать адекватную реакцию;
2. групповая работа преследует те же цели, осуществляется преимущественно с подростками;
- коррекция высших психических функций, включающая в первую очередь развитие устойчивости и концентрации внимания, развитие памяти, помощь в преодолении ригидности мышления;
- помощь в профориентации;
- консультативная работа с родителями.
Отметим, что психотерапевтическую работу с детьми и подростками, страдающими НЦД, может проводить только дипломированный специалист-психолог, а цель врача-педиатра - направить ребенка и его родителей к такому специалисту, главное, не теряя времени.
С учетом индивидуальных особенностей каждого пациента составляют план работы, подбирают специализированные методики для коррекции личностной сферы, используют также метод наблюдения и различные опросники для оценки эффективности проводимой психологической работы.
Коррекцию высших психических функций осуществляют с учетом возраста и уровня развития. Занятия с психологом проводятся преимущественно индивидуально, в отдельных случаях это возможно в небольших группах по 2-3 человека в каждой. Эффективность таких занятий будет больше, если психолог даст рекомендации для родителей, которые будут их выполнять в домашних условиях (различные развивающие игры, пазлы, кубики, пересказы и т. д.).
Профориентация становится актуальной в подростковом возрасте, и помощь врача и психолога в вопросе выбора профессии для пациентов с гипертонией и гипотонией иногда необходима из-за некоторых ограничений, которые накладывает заболевание.
Подробнее остановимся на психологической работе с родителями, поскольку именно правильно организованное взаимодействие детей и родителей обеспечивает не только профилактику, но и эффективную реабилитацию детей с гипертонией и гипотонией.
После подробного обследования родителям необходимо предоставить полную информацию об уровне психологического развития и личностных особенностях ребенка. Известно, что у больных детей часто наблюдаются агрессия, конфликтность, неуверенность в себе, эгоцентрическая направленность, нарушение саморегуляции (доминирование эмоциональной саморегуляции над рефлексивной) и как следствие проблемы в организации собственной деятельности, ригидность мышления, импульсивность, аффективная неустойчивость, сверхконтроль, повышенная впечатлительность, возбудимость. Обязательно также проинформировать родителей о тех ограничениях, которые накладывает заболевание (например, необходимость дополнительного отдыха, дозированная нагрузка с целью избегания переутомления, снижение успеваемости в школе как следствие нарушения внимания и др.). Эта информация поможет родителям скорректировать свои требования к ребенку, поскольку часто они бывают завышенными или, напротив, заниженными.
Отметим, что завышенные требования к ребенку неблагоприятно влияют на развитие самооценки ребенка, ведут к повышению тревожности, в некоторых случаях могут спровоцировать возникновение невроза. Заниженные требования приводят к инфантилизации и манипулятивному поведению.
Для подробного изучения особенностей взаимоотношений детей и родителей рекомендуем проводить тестирование родителей, по результатам которого можно дать наиболее полные рекомендации в каждом конкретном случае.
Родитель должен быть также проинформирован о том, как правильно хвалить ребенка, как организовать систему поощрений и наказаний, единую для всех членов семьи. Поощрение и другие меры, направленные на повышение самооценки ребенка - лучший способ снижения тревожности. Эти приемы также используют при разработке психотерапевтического подхода в случае дезадаптации.
Родители должны получить информацию о рекомендуемой интенсивности обучения и объеме школьной нагрузки. Многие дети с НЦД испытывают сложности в обучении вследствие своей повышенной утомляемости, истощаемости, нарушений внимания. Неуспешность в школе в свою очередь увеличивает тревожность ребенка и часто является одной из причин невротического состояния. Безусловно, этот комплекс проблем усугубляет заболевание.
Кроме перечисленных факторов риска, связанных с особенностями характера и воспитания, существуют наследственная отягощенность, наличие хронических очагов инфекции и частые респираторные заболевания, неблагоприятная экологическая обстановка, ожирение, курение, низкая двигательная активность, эмоциональное перенапряжение, пристрастие к соленой пище.
Следовательно, необходима особая организация повседневной жизни детей с учетом их заболевания.
В заключение обобщим основные рекомендации для родителей детей с гипертонией и гипотонией, обеспечивающие их комплексную реабилитацию, включая социальную адаптацию:
- создание благоприятного климата в семье;
- дозированная школьная нагрузка;
- исключение завышенных требований к ребенку; А меры по повышению самооценки;
- четкий режим дня;
- достаточное время сна;
- нормализация питания;
- увеличение физической активности;
- профилактика вирусных заболеваний.
Первым этапом психологической работы являются диагностика состояния эмоционально-личностной сферы (тревожности, самооценки, произвольной регуляции поведения, мотивационной сферы), диагностика высших психических функций (мышления, внимания, памяти) и свойств нервной системы (утомляемость, истощаемость, работоспособность).
По результатам полного психологического обследования специалист делает вывод о направлениях дальнейшей работы.
Основные направления психокоррекционной работы следующие:
- психотерапия:
1. индивидуальная работа с ребенком, направленная на снижение тревожности, повышение уровня самооценки, снижение фрустрации, улучшение произвольной деятельности, развитие мотивации, повышение толерантности к стрессу. Цель психотерапии - скорригировать взаимоотношения ребенка с окружающей социальной средой. При этом важно не столько устранить отрицательные психоэмоциональные факторы, сколько повысить толерантность к ним и выработать адекватную реакцию;
2. групповая работа преследует те же цели, осуществляется преимущественно с подростками;
- коррекция высших психических функций, включающая в первую очередь развитие устойчивости и концентрации внимания, развитие памяти, помощь в преодолении ригидности мышления;
- помощь в профориентации;
- консультативная работа с родителями.
Отметим, что психотерапевтическую работу с детьми и подростками, страдающими НЦД, может проводить только дипломированный специалист-психолог, а цель врача-педиатра - направить ребенка и его родителей к такому специалисту, главное, не теряя времени.
С учетом индивидуальных особенностей каждого пациента составляют план работы, подбирают специализированные методики для коррекции личностной сферы, используют также метод наблюдения и различные опросники для оценки эффективности проводимой психологической работы.
Коррекцию высших психических функций осуществляют с учетом возраста и уровня развития. Занятия с психологом проводятся преимущественно индивидуально, в отдельных случаях это возможно в небольших группах по 2-3 человека в каждой. Эффективность таких занятий будет больше, если психолог даст рекомендации для родителей, которые будут их выполнять в домашних условиях (различные развивающие игры, пазлы, кубики, пересказы и т. д.).
Профориентация становится актуальной в подростковом возрасте, и помощь врача и психолога в вопросе выбора профессии для пациентов с гипертонией и гипотонией иногда необходима из-за некоторых ограничений, которые накладывает заболевание.
Подробнее остановимся на психологической работе с родителями, поскольку именно правильно организованное взаимодействие детей и родителей обеспечивает не только профилактику, но и эффективную реабилитацию детей с гипертонией и гипотонией.
После подробного обследования родителям необходимо предоставить полную информацию об уровне психологического развития и личностных особенностях ребенка. Известно, что у больных детей часто наблюдаются агрессия, конфликтность, неуверенность в себе, эгоцентрическая направленность, нарушение саморегуляции (доминирование эмоциональной саморегуляции над рефлексивной) и как следствие проблемы в организации собственной деятельности, ригидность мышления, импульсивность, аффективная неустойчивость, сверхконтроль, повышенная впечатлительность, возбудимость. Обязательно также проинформировать родителей о тех ограничениях, которые накладывает заболевание (например, необходимость дополнительного отдыха, дозированная нагрузка с целью избегания переутомления, снижение успеваемости в школе как следствие нарушения внимания и др.). Эта информация поможет родителям скорректировать свои требования к ребенку, поскольку часто они бывают завышенными или, напротив, заниженными.
Отметим, что завышенные требования к ребенку неблагоприятно влияют на развитие самооценки ребенка, ведут к повышению тревожности, в некоторых случаях могут спровоцировать возникновение невроза. Заниженные требования приводят к инфантилизации и манипулятивному поведению.
Для подробного изучения особенностей взаимоотношений детей и родителей рекомендуем проводить тестирование родителей, по результатам которого можно дать наиболее полные рекомендации в каждом конкретном случае.
Родитель должен быть также проинформирован о том, как правильно хвалить ребенка, как организовать систему поощрений и наказаний, единую для всех членов семьи. Поощрение и другие меры, направленные на повышение самооценки ребенка - лучший способ снижения тревожности. Эти приемы также используют при разработке психотерапевтического подхода в случае дезадаптации.
Родители должны получить информацию о рекомендуемой интенсивности обучения и объеме школьной нагрузки. Многие дети с НЦД испытывают сложности в обучении вследствие своей повышенной утомляемости, истощаемости, нарушений внимания. Неуспешность в школе в свою очередь увеличивает тревожность ребенка и часто является одной из причин невротического состояния. Безусловно, этот комплекс проблем усугубляет заболевание.
Кроме перечисленных факторов риска, связанных с особенностями характера и воспитания, существуют наследственная отягощенность, наличие хронических очагов инфекции и частые респираторные заболевания, неблагоприятная экологическая обстановка, ожирение, курение, низкая двигательная активность, эмоциональное перенапряжение, пристрастие к соленой пище.
Следовательно, необходима особая организация повседневной жизни детей с учетом их заболевания.
В заключение обобщим основные рекомендации для родителей детей с гипертонией и гипотонией, обеспечивающие их комплексную реабилитацию, включая социальную адаптацию:
- создание благоприятного климата в семье;
- дозированная школьная нагрузка;
- исключение завышенных требований к ребенку; А меры по повышению самооценки;
- четкий режим дня;
- достаточное время сна;
- нормализация питания;
- увеличение физической активности;
- профилактика вирусных заболеваний.
Еще по теме:
![]() |