Двойная дуга аорты


Двойная дуга аорты формирует сосудистое кольцо и вызывает компрессию трахеи и пищевода.

Анатомически порок характеризуется раздвоением восходящей части аорты. Задняя дуга (правая) с отходящими плечеголовными сосудами проходит позади трахеи и пищевода и соединяется с передней дугой, расположенной впереди трахеи и пищевода, от которой отходят левые сонная и подключичная артерии. Этот зеркальный вариант отхождения плечеголовных сосудов в может быть представлен другим типом их расположения. При этом, как правило, анатомически порок усугубляется открытым артериальным протоком и праворасположенной нисходящей аортой. Другие, в том числе внутрисердечные пороки, встречаются очень редко.

Правая дуга аорты обычно шире и располагается выше левой. Сосудистое кольцо, часто малого диаметра, с возрастом уменьшается и вызывает компрессию трахеи сразу после рождения.

Основными проявлениями двойной дуги аорты являются: одышка, стридорозное дыхание, кашель, приступы удушья, рецидивирующая бронхопневмония, срыгивания и рвота, дисфагия и отставание в массе тела. Стридорозное дыхание - самый частый и достоверный признак этой аномалии. Дети принимают вынужденное положение на боку, с запрокинутой назад головой. В таком положении за счет натяжения трахеи увеличивается ее противодавление окаймляющим сосудам, улучшаются каркасность и проходимость трахеи. Дыхательная недостаточность от нарушенной проходимости трахеи усугубляется затруднением эвакуации бронхиального секрета, накапливающегося на фоне гиповентиляционной гиперкапнии. Тяжесть состояния детей усугубляется частым присоединением респираторной инфекции, бронхопневмонии.

В первые месяцы жизни ребенка отставание в прибавке массы тела обусловлено преимущественно дыхательной недостаточностью, затрудняющей сосание. С возрастом увеличивается степень компрессии трахеи и пищевода. По мере расширения питания и добавления плотной пищи частичная непроходимость пищевода становится более выраженной. Вслед за ней увеличивается частота развития приступов удушья и бронхопневмоний от повторной рвоты и аспирации пищи. Дыхательная недостаточность прогрессирует и становится угрожающей для жизни ребенка.

Диагноз двойной дуги аорты может быть поставлен при наличии стридорозного дыхания. Эзофагография - обязательный и высокоинформативный метод исследования. Водорастворимые вещества (пропилиодон, верографин, кардиотраст) в количестве 15-20 мл вводят в пищевод через зонд. Жировые и барий содержащие растворы применять опасно из-за возможной аспирации и асфиксии. На эзофагограмме в боковой проекции определяют типичные для порока компрессионные тени пищевода с расширением ротового конца.

При бронхоскопии обнаруживают сужение просвета и пульсацию надбифуркационного сегмента трахеи. В результате сдавления ее аортальными дугами образуется щелевидное отверстие, которое пропускает возрастной тубус бронхоскопа. Однако исследование должно быть максимально щадящим из-за опасности травмы слизистой оболочки трахеи, возможного развития отека и усиления стеноза.

При трахеографии с применением водорастворимого контрастного вещества выявляют деформацию и сужение надбифуркационной части трахеи, которые лучше видны в боковой проекции. После исследования контрастное вещество следует тщательно отсосать.

Аортографию целесообразно применять для подтверждения раздвоения дуги аорты и установления особенностей ветвления плечеголовных сосудов. С помощью этого метода исследования уточняют сопутствующие аномалии.

Показания к операции являются абсолютными и не зависят от возраста. Хирургическое лечение показано сразу после установления диагноза. Иногда даже обострение трахеобронхита и ОРВИ не могут быть абсолютным противопоказанием к операции. Развивающаяся при этом острая дыхательная недостаточность вынуждает на постоянную интубацию трахеи. В таких случаях необходим назогастральный зонд для проведения энтерального питания. Наличие двух трубок в сосудистом кольце чревато опасностью развития пролежней пищевода и трахеи с последующим возникновением медиастинита, трахеопищеводных свищей и эрозивных кровотечений.

Приводим наблюдение с тяжелым течением порока.

Ребенок Ф. П., 6 месяцев, родился доношенным с массой тела 3200 г. С рождения отмечалось стридорозное дыхание. 5 января заболел пневмонией. Стридорозное дыхание резко усилилось, стало клокочущим. Госпитализирован в больницу, где при бронхоскопии заподозрена аномалия развития бронхов (синдром Вильямса - Кемпбела). 12 января направлен в отделение торако-абдоминальной хирургии пороков развития Киевского НИИ. При поступлении состояние крайне тяжелое. Резко выражено шумное стридорозное дыхание (60 в 1 мин), вынужденное положение в постели на боку с запрокинутой головой, тахикардия, живот вздут, печень увеличена на 3 см. В легких с обеих сторон выслушиваются влажные хрипы. Произведены трахеобронхоскопия, рентгенологическое исследование трахеи и пищевода.

Трахеоскопия (кеталар+миорелаксант) тубусом № 5: в области бифуркации отмечаются пульсация и сужение трахеи за счет сдавления извне. В области сужения стенки трахеи легко отодвигаются тубусом бронхоскопа при его продвижении вглубь. На трахеобронхограмме определяется сужение трахеи в надбифуркационном сегменте вследствие вдавления правой задней стенки в ее просвет. Просвет главных бронхов не изменен. При контрастном исследовании выявлены концентрическое сужение и смещение пищевода кпереди и вправо в результате давления на его стенки извне. Диагноз: двойная дуга аорты, бронхопневмония.

20 января присоединилась ОРВИ, выявлен аденовирус, температура тела 38 °С. В связи с декомпенсацией дыхания заинтубирован. С 20 по 24 января ребенок дышал через интубационную трубку. Периодически (4-6 раз в сутки) проводилась аспирация мокроты.

Учитывая критическое состояние ребенка, 24 января по жизненным показаниям предпринята операция.

Боковая торакотомия слева по третьему межреберью. Вскрыта медиастинальная плевра. Открытый артериальный проток диаметром 4 мм и длиной 1 см выделен и пересечен между двумя полукисетными швами. Мобилизована передняя дуга аорты, диаметр ее 1 см. От нее отходят левые общая сонная и подключичная артерии. Нисходящая грудная аорта невидна, расположена справа от позвоночного столба. В глубине средостения аорта мобилизована и взята на держалку. После выведения ее в левую плевральную полость обнаружено место слияния дуг. Задняя дуга (диаметр 2 см) также взята на держалку. Во время выделения сосудов наблюдались периоды брадикардии. После пережатия передней дуги давление в нисходящей части аорты не изменилось и оставалось на уровне 12-13,3/8 кПа (90-100/60 мм рт. ст.). Передняя дуга аорты между левой подключичной артерией и местом слияния с задней дугой прошита по полюсам полукисетным и «П»-образным швами и между ними пересечена. После декомпрессии трахеи и пищевода проведен контроль их анатомической целостности. Повреждений и сдавлений их соединительнотканными перетяжками нет. Передняя дуга за культю артериального протока фиксирована к грудине. Операция закончена послойным швом раны с дренированием плевральной полости.

Ребенок дезинтубирован через сутки после операции. 26 января произведена трахеобронхоскопия: просвет трахеи свободен, кольца ее хорошо контурируются. Над бифуркацией трахея сужена на одну треть диаметра за счет отека стенок. На слизистой оболочке ее имеется серый налет (пролежень?). Пульсации нет. В устьях главных бронхов - умеренное количество слизистой мокроты. В послеоперационный период проведено 7 санационных бронхоскопий. Из промывных вод высеяны стафилококк и палочка сине-зеленого гноя. Массивная противобактериальная терапия, переливание противостафилококковой плазмы и гамма-глобулина, повторные бронхоскопии оказались эффективными. Через 4 недели после операции в хорошем состоянии ребенок выписан домой. При выписке артериальное давление на верхней конечности 14/10,6 кПа (105/80 мм рт. ст.), на нижней - 12,63/9,31 кПа (95/70 мм рт. ст.).

Особенности обеспечения и проведения операции реконструкции ДДА заключаются в следующем. В состоянии премедикации до интубации трахеи ребенок должен находиться в положении на боку с запрокинутой кзади головой. Конец интубационной трубки необходимо провести через место сужения и установить под контролем рентгеноскопии над бифуркацией трахеи. Нахождение интубационной трубки перед сужением опасно. Во время выделения и мобилизации дуг аорты могут наступить усиление гипоксии, асфиксия и остановка сердца. Нецелесообразно в пищевод вводить зонд, который обычно используют при операциях на средостении.

Оптимальным операционным доступом является левосторонний боковой по третьему межреберью (даже если имеется праворасположенная аорта). Медиастинальную плевру широко вскрывают между диафрагмальным и блуждающим нервами в направлении сверху вниз от купола плевры до корня легкого. Из-за опасности повреждения диафрагмального нерва и развития дыхательной недостаточности после операции для гемостаза нельзя пользоваться электрокоагуляцией.
 
Декомпрессия трахеи и пищевода путем рассечения меньшей, обычно левой, дуги - эффективная операция. Пересечение сосуда после наложения кисетного шва и прошивания без применения зажимов и сшивающих аппаратов - оптимальный вариант операции. «Подвешивание» передней дуги аорты к грудине считаем целесообразным, так как у детей может быть компрессия трахеи дугой аорты без аномалии ее развития.

Если ДДА сочетается с аномалиями отхождения плечеголовных сосудов, возможны реконструкции с пересечением их и реплантацией, иногда с правосторонней торакотомией. В послеоперационный период после максимально быстрой дезинтубации нередко требуется щадящая повторная трахеобронхоскопия с целью эвакуации содержимого и санации дыхательных путей. Возможны осложнения: дыхательная недостаточность, медиастинит и аортопищеводное кровотечение. Летальность варьирует от 5,5 до 12%. В отдаленные сроки результаты операции хорошие.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: