Профессиональный рак верхних дыхательных путей и легких
Из злокачественных опухолей верхних дыхательных путей в Европейской части РФ наиболее часто встречается рак гортани, причем заболеваемость раком гортани имеет тенденцию к увеличению. На втором месте находятся опухоли глотки и на последнем - новообразования полости носа и придаточных пазух. В восточных республиках преобладают опухоли полости носа и придаточных пазух. Канцерогенное влияние производственных факторов в развитии перечисленных опухолей исследовано недостаточно. Установлено онкогенное действие продуктов переработки нефти и каменноугольной смолы, которые вызывают, в частности, развитие рака гортани и полости носа. В происхождении рака полости носа и придаточных пазух канцерогенные эффекты оказывают продукты, выделяющиеся при рафинировании никеля, а также при обработке дерева в деревообделочном и особенно мебельном производствах. Действие канцерогенов, в частности, в никелевом производстве, проявляется в разные сроки, иногда спустя 20- 25 лет, при этом особо специфично поражение решетчатого лабиринта. При злокачественных новообразованиях верхних дыхательных путей вульгарные («фоновые») неспецифические заболевания этих органов, в том числе и профессиональной этиологии, не относятся к предопухолевым состояниям, хотя в некоторых случаях и возможна их малигнизация.
Общепризнанным фактом является неуклонный истинный рост заболеваемости и смертности от рака легкого, с особой частотой поражающего население промышленно развитых стран. Длительное время в развитии рака легкого придавалось большое значение предшествующему воспалительному процессу («раковая постель») и рубцовым стриктурам. К предрасполагающим состояниям, в частности, относили хронический бронхит, пневмонии, пневмосклероз. В настоящее время главная роль отводится действию канцерогенных факторов - в первую очередь курению и воздействию канцерогенов, находящихся в загрязненной внешней среде в том числе в производственной обстановке. Из профессиональных канцерогенных факторов рак легкого чаще всего обусловлен воздействием никеля, хрома, мышьяка, каменноугольной смолы, вдыханием радона, пыли асбеста.
Никель. Вначале канцерогенное действие приписывали только карбонилу никеля, позже стали известны случаи рака органов дыхания и прежде всего легких от действия никельсодержащих аэрозолей в других отраслях никелевой индустрии при его получении и очистке. Возможность развития рака от никеля доказана экспериментально. R. Doll в 1958 г. в Англии выявил 139 случаев опухолей органов дыхания у рабочих никелевой промышленности, при этом частота рака легкого превышала ожидаемую в 5-10 раз, а рака носа - в 150 раз.
Хром и его соединения. У рабочих хромовой промышленности давно замечена большая частота рака верхних дыхательных путей и легких. По данным американских авторов, показатели заболеваемости раком органов дыхания в хромовой промышленности в некоторых группах в 9 и больше раз превышают ожидаемые. Возможность развития рака от хрома подтверждена и в эксперименте. Имеются сведения о большей канцерогенности 6-валентного хрома, однако канцерогенное действие в настоящее время признается и в отношении соединений хрома различных валентностей, а также пыли хромитовой руды.
Мышьяк. Известно, что мышьяк, оказывая токсическое действие на кожу и ряд других органов, может проявить себя и как канцероген, особенно в отношении кожи. Однако экспериментального подтверждения такого эффекта до сих пор получить не удалось. В последние десятилетия появились сообщения о повышенной частоте профессионального рака легкого при вдыхании различной пыли и аэрозолей, содержащих мышьяк и его соединения, в частности у рабочих медеплавильных и металлургических заводов, на химических предприятиях по производству пестицидов и гербицидов (содержащих мышьяк), у рабочих, опыляющих виноградники мышьяк содержащими соединениями, а также в некоторых других профессиях. Повышенное число случаев легочного рака выявлено у людей, страдавших хроническим отравлением мышьяком, в том числе с явлениями кожного арсеницизма. При этом часто развивался первичный множественный рак разной локализации (например, одновременное развитие рака кожи и легкого).
Асбест и другие пыли. Подозрение на связь рака легких с вдыханием асбестовой пыли возникло в Англии еще в 30-х годах XX столетия. За последние 20-30 лет накопились статистические данные о существенном увеличении риска заболевания раком легкого, мезотелиомой плевры и, по-видимому, раком желудка среди работников асбестовой промышленности.
Группа по асбесту Международного агентства по Исследованию рака (МАИР) пришла к заключению, что в настоящее время невозможно установить, существует ли уровень воздействия асбеста на человека, ниже которого заболевание раком не будет увеличиваться. Наиболее канцерогенной активностью, особенно в отношении мезотелиом, обладает голубой (крикодолит) асбест. Развитие мезотелиомы плевры, как и рака легкого, от воздействия асбеста может не сопровождаться значительным легочным фиброзом. Смертность от рака легких среди рабочих, контактирующих с асбестовой пылью, превышает ожидаемую в 4,6-14,7 раза и больше (у пожилых лиц); латентный период при этом может иметь разную длительность - для мезотелиомы плевры в среднем 35 лет. При раке легкого, связанным с вдыханием асбестовой пыли, нередко обнаруживают множественные первичные очаги в легких.
Сообщения о повышенной онкологической опасности пыли талька нельзя считать окончательно подтвержденными.
Учащение рака органов дыхания иногда связывают с вдыханием других фиброгенных пылей, а также с предшествующим раку развитием пневмокониоза. У больных силикозом долго было принято считать, что рак легких встречается даже реже, чем среди всего населения. Тем не менее в последние годы появляются сообщения о повышенной опасности развития рака легкого на фоне силикоза небольшой степени выраженности, особенно у курящих мужчин (динасовое и шамотное производство, машиностроительная промышленность). Высказывается предположение, что эта связь обусловлена канцерогенным действием пыли по отношению к курению, так как близкая закономерность выявлена для курящих мужчин, не имеющих силикоза, но длительно контактирующих с той же пылью. Однако подобные наблюдения нуждаются в подтверждении.
Имеются высказывания в пользу канцерогенного действия бериллия, который как канцероген проявил себя в эксперименте. Встречаются единичные описания легочного рака от воздействия бериллия и у людей. Нуждаются в проверке данные о повышенной заболеваемости раком легких рабочих в сталелитейной промышленности и раком верхних дыхательных путей (рак носовой полости и решетчатой кости) - у рабочих деревообделочного и мебельного производства.
Имеются данные о повышении частоты легочного рака у шахтеров железорудных бассейнов (Англия, Франция, Криворожье). Поскольку рак чаще возникает при пневмокониозах типа сидеросиликоза и сидеросиликатоза, возникло подозрение о канцерогенных свойствах железа, что пока не нашло подтверждения. Наиболее вероятно, что пыль железа действует как адсорбент - подобно тому, как это предполагается для асбеста и других пылей.
Полициклические ароматические углеводороды. Каменноугольная смола, вар, деготь и другие продукты неполного сгорания угля считаются канцерогенными веществами. Не вызывает сомнения канцерогенное действие этих продуктов на кожу. Именно из каменноугольной смолы выделен ароматический углеводород бензпирен, являющийся главным канцерогеном смолы. Канцерогенные свойства доказаны и для других полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). В 40-х годах прошлого века японские исследователи опубликовали данные о выявлении рака легких у рабочих газогенераторных заводов, подвергающихся воздействию паров горячей смолы, пека и смоляной пыли. Профессиональный стаж у заболевших составлял в среднем 15 лет. Чаще поражалась верхняя доля правого легкого.
Имеются данные о повышенной частоте легочного рака среди рабочих, подвергающихся воздействию продуктов коксования угля. В последние годы привлекла внимание канцерогенная опасность в отношении действия на кожу и органы дыхания у рабочих, занятых в процессе электролитического получения алюминия из шихты, анодной массы, содержащей каменноугольный пек, из которого при разложении выделяется ПАУ, в том числе бензпирен. Заболеваемость раком органов дыхания у рабочих этих производств выше ожидаемой. Теоретически имеются основания ожидать канцерогенный эффект в отношении органов дыхания также от сажи, так как последняя содержит бензпирен и является адсорбентом для ПАУ. Однако убедительных статистических данных для этого пока нет. То же самое можно предположить в отношении вдыхания газовыделений в производстве асфальта.
Уран, радон, плутоний. За последние десятилетия было установлено, что шахтеры урановых рудников имеют повышенный риск заболевания раком легкого, обусловленный вдыханием пыли, содержащей дочерние продукты распада этих радионуклидов. При этом обращало на себя внимание, что чаще легочный рак развивается у курящих шахтеров. В условиях эксперимента у лабораторных животных можно вызвать опухоли дыхательной системы путем ингаляционной затравки радоном.
Таким образом в производственных условиях в результате воздействия ряда профессиональных канцерогенов могут развиваться, злокачественные опухоли органов дыхания. Профессиональный стаж, предшествующий развитию рака, имеет различную продолжительность, иногда заболевание развивается через многие годы после прекращения работы. Среди профессиональных злокачественных новообразований органов дыхания особое место занимает бронхогенный рак легких. По клиническим проявлениям, течению и гистологическому строению профессиональный рак легких существенно не отличается от других форм легочного рака, хотя имеются наблюдения о преимущественно плоскоклеточном типе опухоли с ороговением. Наряду с легочным раком мезотелиома плевры, рак носовых ходов и особенно решетчатой кости в определенных профессиональных группах также встречаются значительно чаще, чем у прочего населения. Канцерогенное действие профессиональных факторов может быть комбинированным и усиливаться влиянием непрофессиональных канцерогенов, например курения.
Общепризнанным фактом является неуклонный истинный рост заболеваемости и смертности от рака легкого, с особой частотой поражающего население промышленно развитых стран. Длительное время в развитии рака легкого придавалось большое значение предшествующему воспалительному процессу («раковая постель») и рубцовым стриктурам. К предрасполагающим состояниям, в частности, относили хронический бронхит, пневмонии, пневмосклероз. В настоящее время главная роль отводится действию канцерогенных факторов - в первую очередь курению и воздействию канцерогенов, находящихся в загрязненной внешней среде в том числе в производственной обстановке. Из профессиональных канцерогенных факторов рак легкого чаще всего обусловлен воздействием никеля, хрома, мышьяка, каменноугольной смолы, вдыханием радона, пыли асбеста.
Никель. Вначале канцерогенное действие приписывали только карбонилу никеля, позже стали известны случаи рака органов дыхания и прежде всего легких от действия никельсодержащих аэрозолей в других отраслях никелевой индустрии при его получении и очистке. Возможность развития рака от никеля доказана экспериментально. R. Doll в 1958 г. в Англии выявил 139 случаев опухолей органов дыхания у рабочих никелевой промышленности, при этом частота рака легкого превышала ожидаемую в 5-10 раз, а рака носа - в 150 раз.
Хром и его соединения. У рабочих хромовой промышленности давно замечена большая частота рака верхних дыхательных путей и легких. По данным американских авторов, показатели заболеваемости раком органов дыхания в хромовой промышленности в некоторых группах в 9 и больше раз превышают ожидаемые. Возможность развития рака от хрома подтверждена и в эксперименте. Имеются сведения о большей канцерогенности 6-валентного хрома, однако канцерогенное действие в настоящее время признается и в отношении соединений хрома различных валентностей, а также пыли хромитовой руды.
Мышьяк. Известно, что мышьяк, оказывая токсическое действие на кожу и ряд других органов, может проявить себя и как канцероген, особенно в отношении кожи. Однако экспериментального подтверждения такого эффекта до сих пор получить не удалось. В последние десятилетия появились сообщения о повышенной частоте профессионального рака легкого при вдыхании различной пыли и аэрозолей, содержащих мышьяк и его соединения, в частности у рабочих медеплавильных и металлургических заводов, на химических предприятиях по производству пестицидов и гербицидов (содержащих мышьяк), у рабочих, опыляющих виноградники мышьяк содержащими соединениями, а также в некоторых других профессиях. Повышенное число случаев легочного рака выявлено у людей, страдавших хроническим отравлением мышьяком, в том числе с явлениями кожного арсеницизма. При этом часто развивался первичный множественный рак разной локализации (например, одновременное развитие рака кожи и легкого).
Асбест и другие пыли. Подозрение на связь рака легких с вдыханием асбестовой пыли возникло в Англии еще в 30-х годах XX столетия. За последние 20-30 лет накопились статистические данные о существенном увеличении риска заболевания раком легкого, мезотелиомой плевры и, по-видимому, раком желудка среди работников асбестовой промышленности.
Группа по асбесту Международного агентства по Исследованию рака (МАИР) пришла к заключению, что в настоящее время невозможно установить, существует ли уровень воздействия асбеста на человека, ниже которого заболевание раком не будет увеличиваться. Наиболее канцерогенной активностью, особенно в отношении мезотелиом, обладает голубой (крикодолит) асбест. Развитие мезотелиомы плевры, как и рака легкого, от воздействия асбеста может не сопровождаться значительным легочным фиброзом. Смертность от рака легких среди рабочих, контактирующих с асбестовой пылью, превышает ожидаемую в 4,6-14,7 раза и больше (у пожилых лиц); латентный период при этом может иметь разную длительность - для мезотелиомы плевры в среднем 35 лет. При раке легкого, связанным с вдыханием асбестовой пыли, нередко обнаруживают множественные первичные очаги в легких.
Сообщения о повышенной онкологической опасности пыли талька нельзя считать окончательно подтвержденными.
Учащение рака органов дыхания иногда связывают с вдыханием других фиброгенных пылей, а также с предшествующим раку развитием пневмокониоза. У больных силикозом долго было принято считать, что рак легких встречается даже реже, чем среди всего населения. Тем не менее в последние годы появляются сообщения о повышенной опасности развития рака легкого на фоне силикоза небольшой степени выраженности, особенно у курящих мужчин (динасовое и шамотное производство, машиностроительная промышленность). Высказывается предположение, что эта связь обусловлена канцерогенным действием пыли по отношению к курению, так как близкая закономерность выявлена для курящих мужчин, не имеющих силикоза, но длительно контактирующих с той же пылью. Однако подобные наблюдения нуждаются в подтверждении.
Имеются высказывания в пользу канцерогенного действия бериллия, который как канцероген проявил себя в эксперименте. Встречаются единичные описания легочного рака от воздействия бериллия и у людей. Нуждаются в проверке данные о повышенной заболеваемости раком легких рабочих в сталелитейной промышленности и раком верхних дыхательных путей (рак носовой полости и решетчатой кости) - у рабочих деревообделочного и мебельного производства.
Имеются данные о повышении частоты легочного рака у шахтеров железорудных бассейнов (Англия, Франция, Криворожье). Поскольку рак чаще возникает при пневмокониозах типа сидеросиликоза и сидеросиликатоза, возникло подозрение о канцерогенных свойствах железа, что пока не нашло подтверждения. Наиболее вероятно, что пыль железа действует как адсорбент - подобно тому, как это предполагается для асбеста и других пылей.
Полициклические ароматические углеводороды. Каменноугольная смола, вар, деготь и другие продукты неполного сгорания угля считаются канцерогенными веществами. Не вызывает сомнения канцерогенное действие этих продуктов на кожу. Именно из каменноугольной смолы выделен ароматический углеводород бензпирен, являющийся главным канцерогеном смолы. Канцерогенные свойства доказаны и для других полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). В 40-х годах прошлого века японские исследователи опубликовали данные о выявлении рака легких у рабочих газогенераторных заводов, подвергающихся воздействию паров горячей смолы, пека и смоляной пыли. Профессиональный стаж у заболевших составлял в среднем 15 лет. Чаще поражалась верхняя доля правого легкого.
Имеются данные о повышенной частоте легочного рака среди рабочих, подвергающихся воздействию продуктов коксования угля. В последние годы привлекла внимание канцерогенная опасность в отношении действия на кожу и органы дыхания у рабочих, занятых в процессе электролитического получения алюминия из шихты, анодной массы, содержащей каменноугольный пек, из которого при разложении выделяется ПАУ, в том числе бензпирен. Заболеваемость раком органов дыхания у рабочих этих производств выше ожидаемой. Теоретически имеются основания ожидать канцерогенный эффект в отношении органов дыхания также от сажи, так как последняя содержит бензпирен и является адсорбентом для ПАУ. Однако убедительных статистических данных для этого пока нет. То же самое можно предположить в отношении вдыхания газовыделений в производстве асфальта.
Уран, радон, плутоний. За последние десятилетия было установлено, что шахтеры урановых рудников имеют повышенный риск заболевания раком легкого, обусловленный вдыханием пыли, содержащей дочерние продукты распада этих радионуклидов. При этом обращало на себя внимание, что чаще легочный рак развивается у курящих шахтеров. В условиях эксперимента у лабораторных животных можно вызвать опухоли дыхательной системы путем ингаляционной затравки радоном.
Таким образом в производственных условиях в результате воздействия ряда профессиональных канцерогенов могут развиваться, злокачественные опухоли органов дыхания. Профессиональный стаж, предшествующий развитию рака, имеет различную продолжительность, иногда заболевание развивается через многие годы после прекращения работы. Среди профессиональных злокачественных новообразований органов дыхания особое место занимает бронхогенный рак легких. По клиническим проявлениям, течению и гистологическому строению профессиональный рак легких существенно не отличается от других форм легочного рака, хотя имеются наблюдения о преимущественно плоскоклеточном типе опухоли с ороговением. Наряду с легочным раком мезотелиома плевры, рак носовых ходов и особенно решетчатой кости в определенных профессиональных группах также встречаются значительно чаще, чем у прочего населения. Канцерогенное действие профессиональных факторов может быть комбинированным и усиливаться влиянием непрофессиональных канцерогенов, например курения.
Еще по теме:
![]() |