Проктология у детей, ректороманоскопия


Ректороманоскопия (проктосигмоскопия) - один из наиболее распространенных и доступных методов эндоскопического исследования, который применяют как в стационаре, так и в амбулаторной практике. В опытных руках это абсолютно безопасная манипуляция, дающая не только исчерпывающую информацию о состоянии слизистой оболочки конечного отдела кишечника, но и ценные сведения о кишечном содержимом, тонусе кишки, состоянии венозной геморроидальной сети и т. д.

К ректороманоскопии обычно обращаются в дополнение к пальцевому ректальному исследованию, а также для исследования участков конечного отдела кишечника, недоступных осмотру с помощью ректальных зеркал. Показания: выделение крови через заднепроходное отверстие, запоры, неустойчивый стул, подозрение на полипы, язвы, опухоль, повреждение слизистой оболочки. Ректороманоскопию выполняют также при подозрении на портальную гипертензию, чтобы выявить варикозно расширенные вены в местах коллатералей верхней геморроидальной и нижней брыжеечной вен. Противопоказаний к ректороманоскопии практически не существует.

Подготовка к ректороманоскопии. Новорожденным и грудным детям ставят две очистительные клизмы кипяченой водой в объеме 50-150 мл за 60 и 30 мин до исследования с последующим введением газоотводной трубки с боковыми отверстиями. Детей более старшего возраста готовят следующим образом: вечером накануне процедуры и за 1,5-2 ч до манипуляции - очистительные клизмы (300-700 мл воды), за 20- 30 мин до процедуры - газоотводная трубка с боковыми отверстиями. Важно помнить, что тщательное промывание кишки до чистой воды не всегда способствует получению достоверных сведений. Так, многократное промывание большими порциями воды приводит к удалению рыхло связанных со слизистой оболочкой наложений и слизи, что извращает картину патологических изменений слизистой оболочки. Поэтому при неспецифическом язвенном колите, когда необходимо видеть действительную картину, промывания не производят. Наоборот, при кровоточивости, обусловленной полипами, а также при подозрении на опухоль или полип тщательное очищение кишечника облегчает обнаружение патологических образований. Значение упомянутых деталей велико, и несоблюдение их может стать источником досадных недоразумений. Когда два врача, обследовавшие ребенка в разных учреждениях, приходят к разным выводам и каждый по-своему информирует родителей, это может явиться результатом не только неодинаковых знаний и опыта, но и неодинаковой подготовки пациента к исследованию. Таких примеров в повседневной практике наблюдается немало.

Выбор аппарата и положение больного, а также другие технические моменты зависят от возраста ребенка и его психологического настроения.

У новорожденных и грудных детей исследование целесообразно выполнять перед очередным кормлением и применять короткий тубус детского ректоскопа с волоконным световодом. У детей старше 3 лет наилучшие условия для исследования создает использование тубусов из ректоскопического набора для взрослых.

Выбор положения больного определяется тремя основными требованиями: 1) удобство, чтобы ребенок не утомлялся и была возможность производить исследование в течение необходимого времени; 2) легкость введения трубки; 3) хорошая видимость рельефа исследуемого участка кишки. У детей старшего возраста (10-14 лет), как и у взрослых, всем перечисленным требованиям отвечает коленно-локтевое положение. У детей младшего возраста предпочтительнее положение на спине, поскольку, во-первых, их невозможно удержать в коленно-локтевом положении, во-вторых, прямая кишка у них расположена более вертикально, изгибы ее не столь выражены.

Успех исследования во многом зависит от спокойного поведения ребенка. Врач и вспомогательный персонал по возможности разъясняют ребенку цель и необходимость процедуры, предупреждают о возможных субъективных ощущениях. В процессе исследования отвлекают ребенка разговором или игрушками. Обычно ректороманоскопию производят без обезболивания, и лишь у маленьких и беспокойных детей иногда может возникнуть необходимость в кратковременной общей анестезии.

Ректороманоскопию необходимо делать в специальном кабинете, оснащенном наборами ректоскопов (детским М-170, взрослым Д-185, ректоскопом с волоконным световодом), а также биксами с ватой и марлевыми салфетками, флаконами с вазелиновым маслом, стерилизатором для дезинфицирования и хранения тубусов, электроотсосом и удобным столом.

Части ректоскопа, которые вводят в кишку (тубусы, олива), стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия и в разобранном виде укладывают на столик, покрытый стерильной простыней. Собрав прибор и проверив его работу (контакты, освещение), приступают непосредственно к манипуляции.

Введение ректоскопической трубки и осмотр слизистой оболочки. Тубус вместе с оливой-проводником густо смазывают вазелиновым маслом и аккуратно вворачивающими движениями вводят в прямую кишку на глубину 3-4 см. Затем проводник удаляют, надевают окуляр и все последующие манипуляции осуществляют только при ясном видении просвета кишки. Если в поле зрения находится стенка кишки, а просвета не видно, кишку раздувают пневматическим нагнетателем и меняют направление тубуса по оси кишки. При этом необходимо учитывать физиологические изгибы прямой кишки. Глубина, на которую удается ввести тубус ректоскопа, зависит от возраста ребенка и положения тазового отрезка сигмовидной кишки. Но если учесть, что кишка обычно как бы насбаривается на трубку, то в среднем осмотру доступно не менее 40-60 см конечного отдела кишечника.

Врачу важно детально знать расположение складок и нормальную картину слизистой оболочки, которые в известной мере меняются в зависимости от уровня осмотра. В нормальном состоянии сразу за внутренним сфинктером видны продольные складки прямой кишки, а выше зияет ампула, перегороженная поперечными складками. За ними открывается вход в тазовую часть сигмовидной кишки, отличающуюся от ампулы прямой кишки более узким просветом и более мелкими складками. Слизистая оболочка нижнего сегмента толстой кишки однообразно розового цвета, сквозь нее просвечивают мелкие ветвящиеся сосуды.

Во время движения ректоскопа вперед, раздвигая складки слизистой оболочки, ее можно осмотреть лишь ориентировочно, к тому же внимание врача на этом этапе сконцентрировано в основном на технической стороне процедуры. Детально осматривают слизистую при извлечении аппарата. В некоторых случаях патологическое образование (полип, язва) теряется в складках. Поэтому целесообразно производить осмотр 2-3 раза, продвигая трубку вперед и вновь возвращаясь к ампулярной части.

С помощью ректороманоскопии часто удается выявить причину кишечного кровотечения. В детском возрасте это чаще всего полипы дистального отдела толстой кишки. Кроме того, на основании данных ректороманоскопии можно точно диагностировать ангиому (ангиоматоз) и определить объем поражения кишки, что существенным образом влияет на выбор операции. Особое место ректороманоскопия занимает в диагностике неспецифического язвенного колита, острой и хронической дизентерии и последующем наблюдении за восстановительными процессами в слизистой оболочке.

Если данные ректороманоскопии отрицательны, но в то же время отмечается выделение крови через заднепроходное отверстие, то нельзя принимать решение об отсутствии полипов, ангиомы, геморроя, в таких случаях должно быть проведено исследование вышележащих отделов кишечника.


Еще по теме:


Palvadway, 18.03.2021 03:58:03
https://vsdoxycyclinev.com/ - buy doxycycline canada delivery
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: