Эпидемиология и распространение эхинококкоза и альвеококкоза



В Канаде эхинококкоз преобладает в северо-западных и северных районах. В этих районах инвазировано 28-32% собак, 20-58% волков. Промежуточными хозяевами являются лоси, карибу, вапити и вергинский белохвостый олень. Значительное число индейцев и эскимосов поражены эхинококкозом.

В Южной Америке эхинококкоз регистрируется в 9 из 12 стран. В Аргентине половозрелые эхинококки встречаются у 40% собак, а эхинококкозом личиночной стадии поражено до 28% крупного рогатого скота, 20-47% овец, 23,% коз. В Чили собаки, питающиеся на бойнях, заражены до 28%. До 37% собак поражены в Боливии, до 21% в Бразилии. В Перу зараженность собак эхинококкозом колеблется в пределах от 18 до 59%. Во всех этих странах значительно поражен эхинококкозом домашний скот: овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, ламы. В Чили за период 1958-1959 гг. зарегистрировано 1173 новых случая эхинококкоза человека, в Бразилии к 1952 г. наблюдали более тысячи больных. Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай и Перу считаются гиперэндемичными по эхинококкозу странами, в которых эта инвазия распространена больше чем где либо в мире.

Часто встречается эхинококкоз также в Австралии и в Новой Зеландии. В отдельных сельских районах Австралии зараженность собак достигла 20-40%, а в городах около 5%. Эхинококкозом заражены до 30-50% овец, до 31% крупного рогатого скота, до 37о свиней. По ориентировочным подсчетам в 1958 г. по всей Австралии насчитывалось  1000-3000 лиц, больных эхинококкозом. В Австралии имеются и природные очаги этой инвазии, где половозрелые эхинококки встречаются у динго, а личиночная стадия у ряда видов кенгуру.

В Новой Зеландии инвазированность эхинококкозом собак в некоторых районах достигала 40%. Заражено 9-90% овец, 9-74 % крупного рогатого скота, до 33% свиней. Ежегодно в этой стране по поводу эхинококкоза госпитализировали в среднем 87 человек. Смертность от эхинококкоза достигала 6,23 на 1 млн. населения.

У Е. multilocularis окончательными хозяевами являются лисица, песец, корсак, собака, шакал и как исключение домашняя и пятнистая кошка. В одном случае альвеококки обнаружены у енотовидной собаки. Промежуточные хозяева Е. multilocularis - это многочисленные представители отряда грызунов (более чем 40 видов), главным образом семейства полевок. Ларвальным альвеококкозом заражается также человек.

Наиболее полные сводки по распространению альвеолярного эхинококкоза приведены К. И. Абуладзе, Н. П. Лукашенко и А. И. Кротовым.

Давно известными очагами альвеолярного эхинококкоза являются северо-восточный Тироль в Австрии с прилегающими областями Боварии и южной Франции (район Юрских гор), а также Швейцария. В Австрии описано около 300 случаев альвеококкоза человека, в ФРГ - более 100, во Франции - 40. В Швейцарии за 1956-1969 гг. было выявлено 123 больных. Источником заражения альвеококкозом здесь являются в основном лисицы, ларвальная стадия обнаружена у обыкновенной полевки. Полагают, что европейским штаммов альвеококка легко заражаются кошки, в связи с чем здесь могут существовать антропургические очаги этой инвазии. Пока естественная инвазия обнаружена всего у одной кошки в ФРГ.

Отдельные сообщения о случаях альвеолярного эхинококкоза человека поступают из Великобритании, Болгарии, Греции, Польши, Югославии. В Турции зарегистрировано 52 случая альвеококкоза человека, в этой стране эхинококки выявлены у лисиц.

Крупным эндемичным очагом альвеолярного эхинококкоза считается японский остров Ребун, где заражено около 1% населения. Окончательными хозяевами эхинококка здесь являются лисицы и собаки, а промежуточными красные и красно-серые полевки. На этом острове впервые эхинококки обнаружены у 2 домашних кошек. Отдельные случаи альвеококкоза описаны и на острове Хоккайдо.

Интенсивные очаги альвеококкоза имеются также в Северной Америке, особенно на Аляске и в Канаде, где половозрелыми цестодами заражены песцы и лисицы. Альвеококки обнаружены также у лисиц в юго-западной части штата Монтана (США). В качестве промежуточных хозяев служат пенсильванские и красные полевки и бело-палые хомячки. На островах Канадской Арктики в отдельные годы зараженность песцов альвеококками достигает 40-100%. На острове Св. Лаврентия в 1951- 1955 гг. было заражено 12% собак и 100% песцов. Эта инвазия описана также на о. Св. Георгия и о. Беринга.

Альвеолярный эхинококкоз регистрируют, как правило, у людей в возрасте 20-40 лет. У детей это заболевание отмечается крайне редко. Описанные случаи приходятся в основном на Якутскую АССР, где Б. И. Альперович (1972) описал 37 больных альвеококкозом в возрасте до 15 лет (5,2% от общего числа больных). Распределение больных по полу неравномерно и зависит от хозяйственной деятельности населения.

Анализируя источник и пути заражения человека альвеококкозом, Н. П. Лукашенко (1975) пишет, что постоянными источниками заражения служат лисицы, песцы, корсаки и волки, а собаки могут служить источником заражения человека лишь эпизодически. Вероятно, не следует преуменьшать роль собаки как источника заражения альвеококкозом. В результате тесного контакта с людьми при альвеококкозе, так же как и при эхинококкозе, собаки, безусловно, играют значительную роль в сражении человека. В ряде районов, особенно Крайнего Северн, собаки в летний период питаются грызунами, а в ондатровых хозяйствах им повсюду скармливают тушки добытых охотниками ондатр. Небезопасны также серебристо-черные лисицы, если их кормят необезвреженными тушками ондатр или они содержатся в вольерах с земляным полом и имеют возможность ловить грызунов.

Вероятность заражения человека альвеококкозом велика при съемке и обработке шкур песцов, лисиц и других окончательных хозяев альвеококка, на шерсти которых может содержаться огромное количество онкосфер. Тушки пушных зверей и особенно их шкуры охотники приносят для обработки в жилые помещения, чем подвергают риску заражения членов своей семьи. Могут заразиться также и сборщики и заготовители пушнины, так как онкосферы длительное время сохраняют во внешней среде свою жизнеспособность. Заражение возможно с загрязненной питьевой водой или водой, полученной изо льда и снега.

Не исключена также возможность заражения с ягодами и дикорастущими съедобными растениями (дикий чеснок и др.).

P. X. Васильев и Ш. А. Набоков пишут, что «в условиях Камчатской области можно выделить следующие основные механизмы заражения человека альвеококкозом: непосредственный контакт с инвазированными дикими животными; переход паразита от диких животных к человеку через собак; инвазия человека через элементы живой и неживой природы.

Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: