Эпидемиология и борьба с аскаридами, исторический материал


В 1914 г. М. М. Завадовский в своих первых работах относительно строения и развития яйца аскариды выделил в его скорлупе пять оболочек и выяснил их функциональные особенности, прежде всего защитную роль внутренней липоидной оболочки против воздействия многих химических агентов.

Исследования ученых внесли значительный вклад в познание основных звеньев эпидемического процесса при аскаридозе. М. М. Жуков предложил учитывать в общем числе лиц, инвазированных аскаридами, долю людей, выделяющих только неоплодотворенные яйца аскарид, как показатель, во-первых, слабо интенсивной инвазии (паразитируют только единичные самки) и индекс, который должен быть вычтен из процента пораженных аскаридозом для установления эпидемиологически значимого уровня инвазии.

В эпидемиологии аскаридоза большое значение имеют исследования ученых о строении, развитии и созревании яиц аскарид во внешней среде.

С. Ю. Ибрагимов показал, что детали строения скорлупы яйца различных аскарид, изученные М. М. Завадовским, отличают и яйцо аскариды человека. О. Я. Мирецкий установил, что пигментированная наружная оболочка яйца поглощает ультрафиолетовую часть солнечного излучения, губительно действующую на зародыш.

По Д. Г. Тимошину, для развития яиц аскариды оптимальная температура равна 17-29 °С, по данным других исследователей 24 °С. При оптимальной температуре формирование инвазионной личинки происходит при достаточной влажности и доступе кислорода в течение 10-12 дней; развитие яйца может происходить при температуре в пределах 12-36°С, по Д. Г. Тимошину нижний порог - 13°С, Е. И. Гордон установила для развития яйца диапазон от 42 дней при температуре 13,5°С до 9 дней при 30 °С. Она впервые, а затем Д. Г. Тимошин вычислили сумму тепла, необходимую для развития зародыша до стадии подвижной личинки, равную 180 градусо-дням и столько же для достижения личинками инвазивности. По Д. Г. Тимошину, надежными признаками инвазионности являются лишь резко очерченные контуры личинок и усиление их движения под воздействием резкого освещения и повышения температуры.

Развитие яиц аскарид может завершаться при влажности почвы не ниже 8%; высыхание действует на яйца гибельно, особенно на песчаной почве, хотя при достаточном увлажнении песок представляет самые благоприятные условия для их развития. С этим согласуются и данные Е. С. Шульмана, полученные в 1934 г., о высоком уровне пораженности населения одного из прибрежных сел на Днепре, почва которого состояла из песка, на котором выращивали овощи при обильном орошении. В Ленинграде А. А. Филиппченко и В. Н. Данскер наблюдали массовую гибель яиц аскарид весной в результате резкого снижения влажности. В. А. Гоголь определила параметры влажности атмосферного воздуха, необходимые для развития яиц аскарид.

Установлена в ряде мест выживаемость яиц аскарид в почве - до 7 лет в Молдавской ССР, Москве и даже до 10 лет в Самарканде на затененном участке почвы с сохранением инвазионности. Л. И. Оганов в Московской области установил, что через 12 лет после закладки 8% яиц аскарид сохраняли инвазивность, по истечении 2 лет пребывания в почве в личинках аскарид уменьшается содержание жира и гликогена, обусловливающих способность личинок к движению и, следовательно, к инвазированию.

Н. П. Шихобалова впервые показала, что в условиях влажного климата черноморского побережья Краснодарского края яйца аскариды сохраняли жизнеспособность на протяжении 4 лет, тогда как на равнинной территории края, отличающейся сухим климатом, сроки эти были значительно короче.

В результате первого исследования в СССР по нозогеографии аскаридоза, проведенного в Украинской ССР, была установлена наименьшая пораженность населения аскаридозом в южной сухой степной зоне, наибольшая - в северной влажной лесной зоне и средняя в промежуточной между этими зонами лесостепной зоне. По примеру Украины нозогеографический анализ был проведен на европейской территории РСФСР, давший по тем же трем зонам аналогичную картину зонального распределения пораженности аскаридозом. Влияние ландшафтно-климатической зональности было особенно заметно в республиках с выраженной вертикальной зональностью, где в равнинных сухих степных районах пораженность аскаридозом была низка, а в предгорных и горных, с влажным климатом, высокая. Влияние социальных факторов было очень выражено в прибалтийских республиках, где при примерно одинаковых климатических условиях пораженность аскаридозом убывала по направлению с востока на запад в соответствии с повышением уровня санитарного состояния, в особенности в зависимости от использования необезвреженных нечистот в. качестве удобрения почвы огородов, ягодников и фруктовых садов (Эстония); влияние лучшего санитарного состояния на понижение уровня пораженности аскаридозом было заметно в северной части Киргизской ССР по сравнению с южной ее частью.

В последнее время влияние вертикальной зональности детально расшифровано в Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской республиках, Адыгейской автономной области.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: