Механизм патогенеза аутоиммунных расстройств


Вероятность развития патогенной аутоиммунной агрессии в процессе аутосенсибилизации зависит от свойств антигена, характера иммунной реакции (аллергическая, связанная с блокадой активных структур антигена), а также от механизмов иммунорегуляции организма. Выработка аутоантител - одно из проявлений иммунного ответа как при хронических воспалительных, так и дегенеративных формах заболевания. Патогенетическое значение этих антител зачастую весьма сомнительно. Вероятно, их выработка - не причина, а следствие деструктивных процессов в тканях.

С другой стороны, при целом ряде аутоиммунных расстройств обнаруживают аутоантитела в чрезвычайно низком титре. Только при использовании высокочувствительных методов были выявлены антитела к спермиям, к базальному слою эпидермиса, а также холодовые агглютинины (с низким температурным интервалом) и ревматоидный фактор.

Не вызывают сомнения те состояния, при которых аутоиммунные процессы играют значительную роль. Gell и Coombs разработали классификацию этих аутоиммунных расстройств.

Тип I: аутосенсибилизация, обусловленная реагинами. Это довольно спорный вопрос; имеется в виду аллергия, вызванная гормонами, например прогестероном или эстрогенами. Так как эти факторы не несут специфических детерминант, то не принято говорить об истинной аутоиммунизации.

Тип II: выработка антител к структурам клеточных мембран. Под влиянием комплекса антиген-антитело происходит активация комплемента с дальнейшим лизисом этих структур. Такой механизм возможен, если доказана продукция комплементсвязывающих аутоантител к клеточной или базальной мембранам. Впервые это было продемонстрировано с помощью реакции Доната-Ландштейнера. Оказалось, что проявление активности цитотоксических антител лежит в основе таких состояний, как гемолитические анемии, лейко- и тромбоцитопении. При некоторых формах тиреоидита были обнаружены аутоантитела, которые после добавления комплемента вызывали цитолиз клеток щитовидной железы in vitro. И, наконец, с помощью РСК определены аутоантитела при атрофическом гастрите и Myasthenia gravis. Особую форму «цитотоксической» реакции наблюдают у больных пузырчаткой: в результате реакции антиген-антитело и активации комплемента происходит нарушение межклеточных структур с образованием пузыря.

Реакцию АЗКЦ рассматривают в равной мере как аутоиммунную форму типа II. Значение ее для развития аутоиммунных расстройств у экспериментальных животных вполне очевидно. При клинических исследованиях доказано участие клеток-киллеров в патогенезе тиреоидита, язвенного колита и хронического активного гепатита. Наряду с этим известны сотояния, при которых связывание антител на клеточной поверхности не приводит непосредственно к цитолизу. С помощью фагоцитоза Fc-несущими макрофагами или через механизм экстрацеллюлярной цитотоксичности сенсибилизированные клетки элиминируются.

Тип III: реакции с участием иммунных комплексов. Впервые они были описаны при ревматоидном артрите и системной красной волчанке. Некоторые формы криоглобулинемии обусловлены продукцией антииммуноглобулинов. В состав иммунного комплекса могут входить и так называемые неполные антитела. Фиксируясь на поверхности клеток, главным образом эритроцитов, они не вызывают агглютинации. Тем не менее клетки, нагруженные антителами, претерпевают функциональные изменения и быстро элиминируются. Агглютинины к спермиям также участвуют в образовании иммунных комплексов и тем самым способствуют нарушению репродуктивности (препятствуют проникновению спермиев через слизистую оболочку шейки матки).

Тип IV: сенсибилизация клеточного типа, которая, вероятно, играет особую роль в патогенезе аутоаллергических воспалительных процессов как в клинике, так и в эксперименте. Установлено, что эта реакция лежит в основе экспериментального энцефаломиелита, тиреоидита и гепатита (в опытах на мышах). В клинике при ряде заболеваний, таких как язвенный колит, тиреоидит и ревматоидный артрит, были продемонстрированы реакции клеточного иммунитета, например цитотоксическое действие лимфоцитов на клетки соответствующих тканей в культуре in vitro.

Тип V: аутоиммунные реакции с рецепторами или подобными структурами. Можно считать, что доказательство выработки аутоантител к рецепторам представляет собой принципиально новый уровень иммунологических исследований.

Их участие прослеживается от патогенных реакций до физиологических процессов регуляции. Подобными антителами к рецепторам могут быть антиидиотипические антитела к соответствующим агонистам (веществам, обладающим сродством с рецептором). К примеру, антитела к тиреостимулирующему гормону или ТТГ-рецептор обладают сходными поверхностными структурами.

Ингибирующие антитела. К этой группе относятся антитела к внутреннему фактору. Вопрос об аутоантителах к эритропоэтину человека остается проблематичным. Блокирующий фактор, выявленный при гемофилии, также обусловлен активностью аутоантител. Ингибирующее действие оказывают антитела к инсулину, которые обнаруживают главным образом у больных диабетом, получающих этот препарат (ксеногенная сенсибилизация в результате перекрестных реакций с инсулином собственного организма, что в отдельных случаях вызывает резистентность к данному веществу). У больных гастритом в ряде случаев были выявлены антитела к гастрину.

Активирующие антитела. К ним относят стимулирующие факторы, усиливающие функцию щитовидной железы и направленные против тиреотропных рецепторов.

1. LATS встречается у человека и животных. Полагают, что активность LATS, вероятно, обусловлена связыванием на Fab-фрагменте, что интерпретируется как реакция антиген-антитело.

2. LATS-протектор, который снижает способность LATS к связыванию и тем самым как бы защищает его от инактивации. Его фиксация на ТТГ-рецепторах клеток щитовидной железы человека вызывает клеточную активацию. В отличие от аналогичной стимуляции ТТГ этот процесс выходит из-под контроля механизма регуляции, что приводит к гипертиреозу.

Оба фактора объединяют под общим названием - тиреостимулирующие антитела.

Клинический опыт свидетельствует о возможности комбинированной аутоиммунизации. При этом гуморальные и клеточные факторы могут действовать как синергисты (суммарный патогенный эффект), однако чаще они оказываются антагонистами. Аутоантитела могут выполнять и защитную функцию, вызывая феномен усиления при опухолях и трансплантации. Выявление аутоантител может ассоциировать с относительно благоприятным течением заболевания, как это было показано при СКВ на примере антинуклеарных факторов (антитела к рибонуклеопротеиду). Согласно мнению ряда авторов, даже известные формы естественной иммунологической толерантности организма объясняются выработкой аутоантител, способных предотвратить цитотоксический эффект лимфоцитов.

Читать далее Диагностика аутоиммунных заболеваний


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: