Конечное звено неврального пути поступления столбнячного токсина в спинной мозг


Определение конечного звена неврального пути в спинном мозгу является необходимой частью в системе доказательств этого пути и его роли в патогенезе столбняка. Установление этого звена весьма важно также для понимания механизмов продвижения токсина по невральному пути, распространения его по спинному мозгу, объяснения особенностей клиники и других вопросов патогенеза. Конечное звено неврального пути в спинном мозгу и его патогенетическое значение могут быть определены при условии, если будет доказано наличие столбнячного токсина в соответствующих отделах спинного мозга.

Многочисленные попытки определить токсин в центральной нервной системе при столбняке, предпринятые как ранними исследователями, так и исследователями более позднего и современного периода, не дали положительных результатов. Лишь при применении огромных доз Morax и Marie могли обнаружить токсин в спинном мозгу. Однако в этих условиях токсин обнаруживался и в других тканях.

Мнение о трудности и даже невозможности определения токсина в центральной нервной системе при столбняке получило обоснование после работ Wassermann и Takaki и других авторов, показавших, что мозговое вещество связывает токсин. Исходя из этих работ, Roux и Borrel высказали предположение о быстрой фиксации токсина мозговым веществом после его попадания в центральную нервную систему. Это мнение, а также заключение Abel, Doerr и др. о невозможности определения токсина в мозговом веществе придали всем отрицательным результатам опытов по обнаружению токсина в центральной нервной системе характер закономерных данных; напротив, отдельные положительные находки рассматривались как случайные явления.

Существенным недостатком всех этих исследований было использование мозговой ткани всего спинного мозга. В связи с этим нами была предпринята попытка дифференцированного определения токсина в различных участках тех сегментов спинного мозга, с которыми связаны мышцы конечности, в которые вводится столбнячный токсин. Для того чтобы осуществить выделение этих участков, спинной мозг белой крысы замораживали углекислотой, люмбальное утолщение разрезали на столбики высотой 2-3 мм и на замораживающем столике под бинокулярной лупой выделяли при помощи сточенных глазных скальпелей серое вещество передних и задних рогов и относящееся к этим рогам белое вещество люмбальных сегментов. Материал на исследование брали одновременно от нескольких (6-10) животных в разные сроки после введения токсина в мышцы голени.

Как показали проведенные исследования, токсин регулярно обнаруживается в передних рогах серого вещества и в относящемся к ним белом веществе, т. е. в связанных с ними пучках двигательных волокон, которые составляют по выходе из спинного мозга передние корешки. При этом в сером веществе передних рогов обнаруживается больше токсина, чем в белом веществе. Это свидетельствует о том, что передние рога спинного мозга, связанные с местом введения токсина, становятся центральным депо токсина, так как в других участках тех же сегментов и в ближайших сегментах спинного мозга токсин уже не обнаруживается. Из передних рогов токсин распространяется в очень небольших количествах; эти количества, однако, достаточны для того, чтобы вызвать соответствующие функциональные нарушения. Аналогичные данные были получены и при определении столбнячного токсина в спинном мозгу у кроликов и обезьян (макаки резус).

Таким образом, конечным звеном неврального пути поступления токсина в спинной мозг являются передние рога его серого вещества.

Все приведенные выше данные позволяют реконструировать весь невральный путь следующим образом: мышца (начальное звено) - нервный ствол - передние корешки - пучки двигательных волокон, исходящие из передних рогов, - передние рога (конечное звено).

Общий невральный путь. Изложенные выше данные касались регионарного неврального пути поступления токсина в спинной мозг. Такой путь может начинаться в любой скелетной мышце, куда вводится или куда поступает столбнячный токсин. Совокупность всех регионарных путей в организме создает некий общий невральный путь, который имеет принципиально такое же строение, что и каждый регионарный невральный путь. Выше уже указывалось, что токсин, циркулирующий в крови, вновь поступает отсюда в периферические ткани. Генерализованное поступление токсина из крови во все мышцы является необходимым условием для включения общего неврального пути в транспорт токсина в центральную нервную систему. Важную роль при этом играет концентрация токсина в крови, поскольку она определяет количество поступающего в мышцы токсина. В тех случаях, когда в крови находится относительно большое количество токсина, последний может обнаруживаться в нерве и в передних корешках на противоположной стороне. При микробном столбняке, когда в крови создаются высокие концентрации токсина вследствие постоянного токсинообразования, токсин обнаруживается в передних корешках на противоположной стороне в значительно большем количестве, чем в задних. У ослов, для которых характерно развитие столбняка по нисходящему типу (с первоначальным появлением тризма), токсин постоянно обнаруживается в двигательной части тройничного нерва. В тех случаях, когда в крови содержится большое количество токсина, возможно поступление его в невральный путь и непосредственно из крови. Наличие же токсина в кровеносной системе нервных проводников может имитировать его содержание в самих невральных путях.

Следует иметь в виду оба источника содержания токсина в невральном пути. Так, если ввести столбнячный токсин внутривенно в больших дозах и затем определять его содержание в задних и передних корешках различных сегментов в разные сроки после инъекции, то, как показали проведенные нами исследования, разница в содержании токсина в задних корешках через 30 минут и через 10 часов после инъекции невелика, разница же в содержании токсина в передних корешках в те же сроки весьма значительна; количество токсина через 10 часов после инъекции возрастает. Этот результат становится понятным, если учесть время продвижения токсина по невральному пути из мышц в передние корешки. Если провести аналогичный эксперимент с определением токсина в спинномозговых корешках через 10 часов после его внутривенного введения, но перед забоем животных ввести им внутривенно противостолбнячную сыворотку в специально подобранных дозах для того, чтобы нейтрализовать избыток свободного токсина в кровеносной системе, то в этих условиях как бы "проявляется" обычный невральный путь: токсин будет определяться в относительно больших количествах лишь в передних корешках, в задних же корешках он либо не определяется, либо количество его здесь очень невелико.

Эти, а также ряд других опытов показывают, что токсин, циркулирующий в крови, поступает в мышцы и затем в невральный путь. Поступление токсина во все мышечные группы обусловливает вовлечение в процесс транспорта токсина всех регионарных невральных путей, т. е. вовлечение обобщенного или, отвлеченно говоря, общего неврального пути.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Георгий Крыжановский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: