Гемотерапия в практике лечения внутренних заболеваний



Воздушная эмболия происходит от проникновения в вену вместе с переливаемой кровью некоторого количества воздуха (2 мм и более). Попавший в вену воздух устремляется в правое сердце, а из него в легочную артерию и ее ветви, где образуется воздушная пробка, являющаяся механическим препятствием для кровообращения.

Это осложнение теперь встречается очень редко благодаря осуществлению необходимых профилактических мероприятий. Они сводятся к: 1) правильному заполнению перед началом трансфузии кровью всех трубок аппаратуры и полному удалению из системы пузырьков воздуха и 2) внимательному наблюдению за аппаратурой при окончании переливания, когда в конце трансфузии вместо крови в вену может быть введен воздух, особенно если трансфузия делается с нагнетанием воздуха в ампулу.

Эмболия сгустками наступает при попадании в вену различной величины сгустков, образовавшихся в переливаемой крови или, реже, заносимых с током крови из тромбированных вен больного. Клиническая картина данного осложнения обычно характеризуется явлениями легочного инфаркта. Вскоре же после трансфузии у больных появляются боли в груди, кровохарканье и лихорадка.

Для предупреждения данного осложнения необходимо: 1) правильно стабилизировать кровь, добиваясь того, чтобы в консервированной крови никогда не было сгустков: 2) не делать повторных пункций одной и той же вены; 3) не прибегать к пункции тромбированных вен; 4) при прекращении нормального тока крови во время трансфузии при закупорке иглы сгустком прекратить переливание, не прибегать к форсированному введению крови и прочистке иглы мандреном.

Острое расширение и остановка сердца во время трансфузии происходят вследствие перегрузки правого сердца слишком большим количеством влитой крови. Для предупреждения этого осложнения трансфузии необходимо всегда производить медленно, лучше всего капельным методом, особенно у больных с заболеваниями сердца. У таких больных одноразовая доза крови не должна превышать 200 мл., а при необходимости влить большую дозу трансфузию нужно повторить через 1-2 часа и прибегнуть к капельному вливанию.

Осложнения реактивного характера. Осложнения реактивного характера отличаются возникновением во время трансфузии или через какой-то срок после нее (в течение первых суток) реактивных явлений в виде болей, беспокойства, вазомоторных нарушений, повышения температуры тела, озноба, крапивницы и т. д. В зависимости от причин, вызывающих такие реактивные явления, они могут быть разделены на следующие три группы: 1) посттрансфузионный шок, зависящий от переливания несовместимой крови, 2) посттрансфузионный шок, наступающий при переливании совместимой крови, и 3) посттрансфузионная пирогенная реакция. Причины этого рода осложнений теперь достаточно выяснены. Они в основном заключаются в нарушении правил подбора совместимой крови, в погрешностях при консервировании, влекущих за собой ее изменения, и в недочетах технического порядка при заготовке и переливании крови. Однако необходимо учитывать, что при многих заболеваниях отмечаются явления сенсибилизации к введению белков. Чаще всего это наступает при всасывании продуктов распада тканей и при длительных нагноительных процессах, при наличии в организме туберкулезных очагов или запущенных злокачественных новообразований, а также при некоторых болезнях крови.
 
Посттрансфузионный шок. Посттрансфузионный шок как осложнение наступает при переливании несовместимой в групповом отношении крови, например больному группы А(II) переливают кровь группы В(III), или от переливания резус-несовместимой крови сенсибилизированному к этому фактору больному, например, при переливании больному, у которого в сыворотке имеются резус-антитела, резус-положительной крови.

При переливании несовместимой по группе крови клиническая реакция обнаруживается обычно всегда во время трансфузии или вскоре же после ее окончания. Прежде всего наступают субъективные расстройства, выражающиеся в ухудшении самочувствия, ощущении стеснения в груди, чувстве жара во всем теле, болях в голове и животе и главным образом в пояснице. Этот последний симптом считается особенно типичным для данного вида шока. Из объективных симптомов наибольшее значение имеет понижение артериального давления. Довольно часто отмечается изменение окраски лица (покраснение, сменяющееся побледнением) и беспокойство больного. Все эти признаки в большинстве случаев быстро исчезают, но при переливании больших доз несовместимой крови это кажущееся улучшение часто бывает обманчивым. В действительности состояние больного может ухудшаться и постепенно нарастающее нарушение функции почек приводит к смертельному исходу на 10-20-й день после трансфузии.

Сущность этой реакции организма еще не достаточно выяснена. По мнению А. А. Богомольца, она объясняется коллоидоклазией, наступающей в кровеносном русле реципиента после переливания ему несовместимой крови донора. По его данным, коллоидоклазия, т. е. физический феномен взаимного осаждения белков плазмы донора и реципиента, связанного с явлениями флокуляции и преципитации, ведет к угнетению каталитических процессов в организме и образованию флокулятов в капиллярах и мелких артериолах, вызывающих иногда тяжелое последствие. Эта теория не предусматривает какого-либо участия нервной системы в реакции организма и по этой причине теперь многими отрицается. Большинство авторов полагает, что продукты биохимических превращений, возникающие при агглютинации и гемолизе крови донора в кровеносной системе реципиента, действуют на ангиорецепторы, а через них происходит воздействие на нервную систему, и наступает шок. Доказано, что нарушение почечной функции при поcттрансфузионном шоке зависит от спазма почечных сосудов и последующего нарушения почечного кровообращения, приводящих к анурии и уремии.

Для предупреждения этого осложнения, во-первых, перед самым переливанием врач, производящий трансфузию, должен лично еще раз определить группу крови донора и больного по стандартным сывороткам. Во-вторых, следует всегда делать пробу на совместимость между каплей сыворотки больного (сыворотку можно получить заранее или тут же перед трансфузией путем центрифугирования) и каплей консервированной крови. При наличии агглютинации переливание такой крови недопустимо. В-третьих, для профилактики шока при переливании крови важно правильно производить так называемую биологическую пробу. Эта проба заключается в том, что сначала больному вливают 25 мл крови и прерывают трансфузию на 3 минуты. Затем повторно вводится такая же доза и опять делается перерыв на 3 минуты. То же повторяется в третий раз. В случае появления какой-либо реакции у больного во время биологической пробы переливание прекращается.

Посттрансфузионный шок при переливании резус-несовместимой крови наступает не во время трансфузии, а через 1-2 часа после окончания ее. Он проявляется учащением пульса, покраснением лица, появлением болей во всем теле, суставах и пояснице, ознобом, лихорадкой, нарастающей олигурией.

Патогенез клинических симптомов здесь, по-видимому, тот же, что при переливании групповой несовместимой крови.

Профилактика осложнения, вызванного резус-несовместимостью, заключается в правильном подборе по резус-фактору переливаемой крови.

Во избежание такого рода осложнений необходимо расспрашивать больного, были ли у него когда-нибудь реакции от переливаний крови, а у женщин, кроме того, спрашивать, имелись ли у них выкидыши и мертворожденные и не было ли заболеваний у новорожденных. При утвердительном ответе надо у таких больных исследовать кровь на резус-фактор и если кровь окажется резус-отрицательной, то для переливания крови можно применять только резус-отрицательную кровь. При невозможности исследовать резус-принадлежность у таких больных следует переливать только резус-отрицательную кровь.

Хорошим методом профилактики посттрансфузионного шока от переливания резус-несовместимой крови является проба на резус-совместимость, Она проводится так: на чашку Петри наносят 2 капли сыворотки больного и половину капли крови донора (консервированной крови). Капли перемешиваются и чашка становится в водяную баню (45°) на 10 минут. При появлении агглютинации кровь признается несовместимой. Данная проба указывает одновременно на совместимость крови и по группе, и по резус-фактору.

Лечение больных с посттрансфузионный шоком, вызванным переливанием несовместимой в групповом отношении или резус-несовместимой крови, заключается в повторном переливании 400-500 мл совместимой и резус-отрицательной крови. Опыт показал, что чем раньше сделано лечебное переливание крови после появления осложнения, тем лучшего результата можно достигнуть. При очень тяжелом шоке, когда перелито более 200 мл несовместимой крови, рекомендуется сначала сделать кровопускание, а затем переливание совместимой крови или же делать одновременно кровопускание из одной руки и переливание в вену другой. При таких обменно-замещающих трансфузиях дозы переливаемой и выпускаемой крови могут достигнуть3-5 л.

Посттрансфузионный шок при переливании совместимой крови вызывается главным образом переливанием недоброкачественной крови (перегретой, инфицированной, денатурированной). В настоящее время при соблюдении всех установленных правил заготовки, хранения и переливания консервированной крови это осложнение встречается очень редко.

Клинические симптомы появляются лишь через 15 минут - 2 часа после окончания трансфузии. Главные симптомы его: потрясающий озноб, высокая температура, нарастающая картина интоксикации, лейкопения, сменяющаяся лейкоцитозом, боли во всем теле, особенно в пояснице, олигурия, а затем анурия. Катастрофическое ухудшение состояния больного приводит к смерти в течение 12-48 часов. При посеве остатков консервированной крови и крови реципиента из нее иногда высеивается анаэробная флора.

Профилактика этого осложнения заключается в использовании только доброкачественной крови. В настоящее время все клиники и станции переливания крови готовят безусловно полноценную кровь и поэтому данный вид шока наблюдается лишь при использовании крови из дегерметизированных флаконов или ампул с кровью (повреждение пробки флакона, трещина в стекле ампулы и т. д.), хранившихся при неправильном температурном режиме (выше 6°), или крови, перегретой и загрязненной анаэробной флорой во время трансфузии. Поэтому необходимо строго следить за герметичностью сосудов с кровью. Кровь, хранившаяся после вскрытия сосуда, не может переливаться. Необходимо обеспечить хранение консервированной крови при температуре не выше 6°. При переливании должно быть исключено всякое загрязнение крови.

Посттрансфузионную пирогенную реакцию многие авторы и мы в том числе раньше называли неспецифической протеиновой реакцией. Эта реакция есть наименее опасное и вместе с тем до недавнего времени наиболее частое осложнение. Клиническая картина проявляется прежде всего повышением температуры. В связи с тем, что это повышение температуры, а также озноб, недомогание и головная боль происходят от попадания вместе с переливаемой кровью пирогенных веществ, эта реакция и получила название пирогенной.

Пирогенные вещества представляют собой продукты жизнедеятельности бактерий, часто сапрофитов. Они образуются в дистиллированной воде, растворах и на стенках аппаратуры, если в процессе подготовки и хранения последней не обеспечивается полная асептика. Очень важно знать, что накопление пирогенных веществ в растворах, консервированной крови и на стенках аппаратуры начинается уже через3-4 часа после загрязнения их микробами. Если многие из этих микробов, прежде всего сапрофиты, иногда сами по себе безвредны для организма и обычно погибают при стерилизации растворов и аппаратуры, а в консервированной крови под влиянием бактерицидных свойств ее, то этого нельзя сказать про пирогенные вещества. Последние очень стойки и не разрушаются при стерилизации, действии антисептиков и высушивании.

В настоящее время институты и станции переливания крови имеют полную возможность изготавливать апирогенную консервированную кровь, т. е. кровь, после переливания которой не наблюдаются повышение температуры, ознобы и другие признаки пирогенной реакции. Поэтому появление посттрансфузионных пирогенных реакций можно объяснить только погрешностями при заготовке аппаратуры и в технике переливания крови в данном лечебном учреждении.

Если в больнице или клинике после переливания крови озноб и лихорадка появляются в 3% переливаний и чаще, то это указывает на необходимость найти причину реакций и устранить ее (приготовление растворов, мойка аппаратуры, трубок и т. д.).

Перенос инфекционных заболеваний. Перенос инфекционных заболеваний как осложнение теперь встречается редко. Это достигается правильным обследованием доноров и применением при консервировании крови активных антисептиков. Среди последних 500 000 переливаний крови мы не отмечали ни одного случая заражения больного малярией, сифилисом, туберкулезом и другими инфекциями. Наибольшая опасность теперь кроется в перенесении вирусного гепатита от донора, находящегося в инкубационном периоде этого заболевания, Следует иметь в виду, что после переливания крови, зараженной вирусом гепатита, заболевание реципиента наступает лишь через 2-4 месяца.

Мы полагаем, что консервирование крови на растворах, содержащих трипафлавин и сульфаниламиды, значительно понижает опасность заражения вирусным гепатитом.

Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  М. Тушинский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: