Влияние врожденной гипотрофии на дальнейшее развитие детей
Врожденная гипотрофия отрицательно влияет на адаптацию ребенка в период новорожденности, предрасполагает к возникновению асфиксии, внутричерепных родовых травм, повышению заболеваемости новорожденных, а также оказывает отрицательное влияние на последующее развитие ребенка. Наблюдениями некоторых авторов доказано снижение у детей с врожденной гипотрофией ряда функциональных показателей (сосание, дыхание, артериальное давление).
Сотрудником нашей кафедры Ю. П. Мясоедом углублена и дополнена характеристика функциональных нарушений у этого контингента больных. Автор установил, что наряду с мышечной гипотонией, меньшей силой крика, сосания, недостаточностью врожденных рефлексов врожденная гипотрофия сопровождается и значительными сдвигами в обмене веществ и нарушениями терморегуляции.
Л. М. Цвинтарная наблюдала за развитием детей, больных гипотрофией (130), сопоставляя их показатели с показателями здоровых детей (159) в основные возрастные периоды 1-го года жизни (в 3, 6, 12 месяцев).
Результаты сопоставления показали прежде всего большую разницу между средней величиной первоначальной массы новорожденных с гипотрофией и здоровых новорожденных, которая сопоставила 870 г. Отставание в массе у детей, родившихся в состоянии гипотрофии, было отчетливо выражено на протяжении всего 1-го года жизни.
Дефицит средней массы у детей с врожденной гипотрофией с возрастом (от 3 месяцев до 1 года) нарастает в основные учитываемые периоды. Выявлено, также, что число детей, не достигших к году нижней границы нормальной массы - 9,5 кг, среди детей с врожденной гипотрофией было в 4,5 раза больше (26,9%), чем среди родившихся здоровыми (5,6%).
Нарушение физического развития при гипотрофии сказывается на показателях не только массы, но и роста.
У детей с врожденной гипотрофией при рождении отставание в массе было более выраженным, чем в росте. На протяжении 1-го года жизни разница в росте между здоровыми и больными гипотрофией становится более заметной.
Известно, что правильное физическое развитие всегда сочетается с соответствующим возрасту ребенка психическим и моторно-статическим развитием. Первые приобретаемые двигательные функции, т. е. переход из горизонтального положения в вертикальное, связаны прежде всего с созреванием и дифференцированием нервной ткани - миелинизацией нервных волокон проводящих путей. Дефицит соответствующих питательных веществ при гипотрофии, а главное, нервно-трофические нарушения у детей с врожденной гипотрофией не могут не оказывать задерживающего влияния на развитие ряда функций, связанных с деятельностью нервно-мышечного аппарата.
Оценивая моторно-статическое развитие ребенка по наиболее выраженным признакам - умению сидеть самостоятельно к концу первого полугодия, самостоятельно ходить к году, мы определили заметные различия в основной и контрольной группах детей. В то время как из числа родившихся с гипотрофией к году умели самостоятельно ходить только 50%, в группе здоровых функцией ходьбы овладели 67,2% детей.
Кроме физического развития и двигательных умений показателями гармонического развития могут служить формирование речи и соответствующий словарный запас. В обеих группах количество слов в лексиконе было 6-10, т. е. соответствовало норме. Однако у детей, родившихся здоровыми, произношение слов было более четким и правильным.
Таким образом, у детей с врожденной гипотрофией отмечается выраженное отставание не только в физическом, но и моторно-статическом развитии на протяжении всего 1-го года жизни. Это несколько противоречит выводам некоторых зарубежных авторов, которые (на меньшем числе наблюдений) установили, что развитие детей, родившихся в состоянии гипотрофии, в течение первых лет жизни не страдает. Вместе с тем данные ряда других отечественных и зарубежных исследователей согласуются с нашими данными.
Читать далее о Лечении гипотрофии
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Лидия Тимошкина
Сотрудником нашей кафедры Ю. П. Мясоедом углублена и дополнена характеристика функциональных нарушений у этого контингента больных. Автор установил, что наряду с мышечной гипотонией, меньшей силой крика, сосания, недостаточностью врожденных рефлексов врожденная гипотрофия сопровождается и значительными сдвигами в обмене веществ и нарушениями терморегуляции.
Л. М. Цвинтарная наблюдала за развитием детей, больных гипотрофией (130), сопоставляя их показатели с показателями здоровых детей (159) в основные возрастные периоды 1-го года жизни (в 3, 6, 12 месяцев).
Результаты сопоставления показали прежде всего большую разницу между средней величиной первоначальной массы новорожденных с гипотрофией и здоровых новорожденных, которая сопоставила 870 г. Отставание в массе у детей, родившихся в состоянии гипотрофии, было отчетливо выражено на протяжении всего 1-го года жизни.
Дефицит средней массы у детей с врожденной гипотрофией с возрастом (от 3 месяцев до 1 года) нарастает в основные учитываемые периоды. Выявлено, также, что число детей, не достигших к году нижней границы нормальной массы - 9,5 кг, среди детей с врожденной гипотрофией было в 4,5 раза больше (26,9%), чем среди родившихся здоровыми (5,6%).
Нарушение физического развития при гипотрофии сказывается на показателях не только массы, но и роста.
У детей с врожденной гипотрофией при рождении отставание в массе было более выраженным, чем в росте. На протяжении 1-го года жизни разница в росте между здоровыми и больными гипотрофией становится более заметной.
Известно, что правильное физическое развитие всегда сочетается с соответствующим возрасту ребенка психическим и моторно-статическим развитием. Первые приобретаемые двигательные функции, т. е. переход из горизонтального положения в вертикальное, связаны прежде всего с созреванием и дифференцированием нервной ткани - миелинизацией нервных волокон проводящих путей. Дефицит соответствующих питательных веществ при гипотрофии, а главное, нервно-трофические нарушения у детей с врожденной гипотрофией не могут не оказывать задерживающего влияния на развитие ряда функций, связанных с деятельностью нервно-мышечного аппарата.
Оценивая моторно-статическое развитие ребенка по наиболее выраженным признакам - умению сидеть самостоятельно к концу первого полугодия, самостоятельно ходить к году, мы определили заметные различия в основной и контрольной группах детей. В то время как из числа родившихся с гипотрофией к году умели самостоятельно ходить только 50%, в группе здоровых функцией ходьбы овладели 67,2% детей.
Кроме физического развития и двигательных умений показателями гармонического развития могут служить формирование речи и соответствующий словарный запас. В обеих группах количество слов в лексиконе было 6-10, т. е. соответствовало норме. Однако у детей, родившихся здоровыми, произношение слов было более четким и правильным.
Таким образом, у детей с врожденной гипотрофией отмечается выраженное отставание не только в физическом, но и моторно-статическом развитии на протяжении всего 1-го года жизни. Это несколько противоречит выводам некоторых зарубежных авторов, которые (на меньшем числе наблюдений) установили, что развитие детей, родившихся в состоянии гипотрофии, в течение первых лет жизни не страдает. Вместе с тем данные ряда других отечественных и зарубежных исследователей согласуются с нашими данными.
Читать далее о Лечении гипотрофии
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Лидия Тимошкина
Еще по теме:
![]() |