Основные психические процессы трехлетнего ребенка


Основные психические процессы трехлетнего ребенка Восприятие. При восприятии предметов и явлений продолжает развиваться и совершенствуется взаимодействие в работе разных органов чувств. Продолжают увеличиваться острота зрения и цветоразличение. Предметы и явления воспринимаются еще в основном целостно, однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают уже выделяться как отдельные свойства. Процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и становятся более направленными.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Направление их внимания на объект путем словесного указания продолжает представлять трудности. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Объем внимания, измеряемый стандартизированными способами, не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном для них занятии дети могут сосредоточиваться до 50 мин. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, ребенок может сосредоточиваться до 25—30 мин с перерывами.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен.

Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность, на которую мы хотим обратить ваше внимание. Занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Воспитатели во избежание шума склонны пресекать подобные «разговоры». Мы категорически возражаем против таких запретов. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности. «Поехали,— говорит он, сидя на стульчике, — теперь приехали». Стул стоит, как и стоял, но действие названо, обозначено и тем самым как бы совершено.

Не забывайте также, что часть этих «разговоров» составляют беседы с игрушками, выполняющими ту или иную роль в индивидуальных играх детей.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: