Педагогическая работа по формированию ролевой игры


Педагогическая работа по формированию ролевой игры
Подготовка детей к ролевому взаимодействию

Ролевое поведение ребенка в игре нельзя считать полноценным, если оно не будет отражать еще одну сторону взрослой действительности - социальные отношения между людьми. В играх детей эта сторона жизни взрослых выражается в форме ролевого взаимодействия. В основе такого взаимодействия лежит ролевой диалог, т. е. специфическое ролевое общение, которое развертывается, когда дети играют вдвоем, приняв разные, но взаимосвязанные роли.

Давайте проследим за специфическим разговором детей в следующей игровой ситуации.

Мальчик сидит в машине и рулит. К нему подходит девочка и спрашивает: «Стасик, ты шофер?» - «Нет, я таксист». - «А я мама, мне ну ясно в магазин. Отвези меня, пожалуйста, в магазин». - «Садись. Тебе в какой магазин надо?» - «Где продают хлеб и молоко. Я буду из молока своим детям кашу варить». - «Поехали, я знаю, где такой магазин».

Вот такое общение мамы и шофера можно назвать настоящим ролевым взаимодействием, потому что в нем ярко выражен отношенческий аспект игровых ролей. Однако подобная развитая форма ролевого взаимодействия возникает не сразу. Первые попытки детей взаимодействовать в игре в связи с принятыми ролями вы обнаружите к концу четвертого года жизни.

Какая педагогическая работа должна способствовать появлению ролевого взаимодействия? Вспомним то, что уже было предпринято.

Во-первых, методика формирования ролевого поведения специально строилась таким образом, чтобы широко обогатить детскую игру игровыми целями и предметно-игровыми действиями, связанными с разыгрыванием конкретных ролей. Мы считаем, что чем лучше ребенок будет знать, какие цели он может поставить в связи с той или иной ролью и с помощью каких игровых действий их может решить, тем содержательнее будет его ролевое взаимодействие с другими детьми. К тому же эксперимент показал, что в начале четвертого года жизни ребенку достаточно сложно одновременно улавливать такие многогранные связи, как: словесное обозначение роли, ее внешний знак, набор относящихся к ней игровых действий и ролевой диалог, если даже его демонстрирует взрослый. Поэтому основным направлением работы на первом этапе становления ролевого поведения было обучение детей игровым способам действия в контексте определенной и называемой ребенком роли.

Во-вторых, формируя ролевое поведение ребенка, мы уже тогда включали его во взаимодействие с носителем другой роли. Для этого использовались роли, которые в принципе не могут существовать изолированно, без другой роли, обеспечивающей взаимодействие. Например, какая мать может существовать без ребенка или врач без пациента? Эти роли не просто дополняют друг друга, они тесно взаимосвязаны.

Поэтому, когда дети осваивали начальные формы ролевого поведения, они уже тогда были включены в ролевое взаимодействие. Только носителями подразумеваемых взаимосвязанных ролей были куклы, мышки, зайцы и другие игрушки, которых малыши лечили, как врачи, и укладывали спать, как мамы.

Такой простейший вид упражнения в безречевом ролевом взаимодействии очень устраивал ребенка, потому что кукла позволяла малышу реализовать те формы взаимодействия, которые ему по душе, понятны и доступны. Ведь когда ребенок, играя, говорит за куклу, она выслушивает все его претензии, говорит словами малыша то, что он хочет услышать, на что он готов дать ответ. Таким образом, это есть та оптимальная ситуация взаимодействия, которая  устраивает младшего    дошкольника  на начальном этапе развития его ролевого поведения. Однако в период становления   ролевого    взаимодействия принципиально важно, кто является носителем другой взаимосвязанной роли - кукла, сверстник или взрослый.

Итак, кукла уже сыграла свою роль.

Сверстник в качестве партнера по ролевой игре пока еще тоже не устроит ребенка, поскольку сам не владеет ролевым взаимодействием, а потому не сможет учитывать возможности своего игрового   партнера, улавливать его желания, игровые интересы.

Остается взрослый. Именно ему на первых порах становления ролевого взаимодействия надлежит быть таким партнером ребенка по игре, который не только учтет его возможности, интересы и желания, но и сумеет отобрать для ролевого взаимодействия с ним типы существующих в реальной жизни отношений, не только доступные пониманию малыша, но и способные вызвать у него активный интерес, побудить к воспроизведению их в игре и еще доста-вить удовольствие от общения со взрослым.

Основные задачи:
1. Познакомить детей с простейшими формами ролевого взаимодействия; демонстрировать образцы содержательных ролевых диалогов.

2. Обеспечивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение.

Основной путь решения: совместная с детьми игра взрослого.

В таких играх взрослый играет не с одним ребенком, а со всеми желающими. Основная цель взрослого - удерживать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить их вообще. Чтобы обеспечить речевую активность ребенка в связи с принятой им ролью, воспитатель в таких играх выступает как бы в роли «консультанта» - врача, продавца, мастера по починке разных вещей и др., который сам практически не выполняет никаких игровых действий, но зато много говорит.

В диалоге с ребенком взрослый выясняет причины, побудившие малыша прийти в магазин, на прием к врачу, в мастерскую. Затем дает указания, касающиеся того, что нужно предпринять, чтобы решить проблемы, с которыми ребенок обратился к нему в совместной игре.
После ролевого диалога ребенок идет выполнять рекомендованные ему игровые действия. При такой организации игры удается не отвлекать внимание ребенка игровыми действия и полностью освобождать ее для ролевого диалога.

В ходе эксперимента было замечено, что данная методика позволяет ребенку значительно легче усваивать образцы ролевого диалога, так как последний происходит в понятной для ребенка ситуации. Как только взрослый подключает развернутое игровое действие, оно полностью поглощает внимание ребенка и ролевой диалог «проскальзывает».

Таким образом, в период подготовки детей к ролевому взаимодействию не следует искать других способов демонстрации образцов содержательных ролевых диалогов. Пока ребенок может усвоить простейшие формы ролевого взаимодействия только в доступной его пониманию ситуации - в игре и в рамках мотивированного общения со взрослым. Важно постараться сделать это общение приятным и интересным. Поэтому больше внимания следует уделить отбору игр, которые позволили бы осуществлять простейшие формы ролевого взаимодействия, «уходить» от игровых действий и предоставляли бы широкие возможности для речевой активности детей. Этим требованиям явно не отвечают игры в «маму и дочек», в «шофера и пассажиров».

Итак, с детьми четвертого года жизни ролевое взаимодействие организует взрослый. Основной способ работы - совместные игры взрослого с детьми. В основе ролевого взаимодействия лежит ролевой диалог, отражающий социальные отношения взрослых людей.

Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: