Условия, побуждающие детей трех лет к познавательной активности

К числу условий, которые могут обеспечить обозначенные выше требования, можно отнести следующие:
1. Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.
2. Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.
3. Экскурсии по детскому саду и за его пределами.
Прогулки с детьми по окрестностям
Данный вид прогулок является одной из разновидностей обычных, традиционных для детского сада прогулок. Их отличает лишь то, что все возможные детские игры, развлечения и занятия на воздухе переносятся с группового участка в совершенно другое место, обычно расположенное за пределами территории детского сада.
Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять и поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся.
Места первых прогулок педагог определяет сам. В последующем, когда количество прогулок возрастает до трех-четырех и более, место прогулки определяется накануне по желанию большинства детей группы в результате совместного с педагогом обсуждения. Можно установить определенную очередность мест посещения. Например, сегодня мы идем гулять во двор Петиного дома. А в следующий раз - во двор к Марине. Причем в этом случае появляется возможность активизировать речь детей через их рассказы о «достопримечательностях» своих дворов или других предлагаемых им мест.
При выборе места для прогулки педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
- прежде чем вести куда-то детей, обязательно побывайте там предварительно сами. Убедитесь, что это место и путь к нему безопасны для детей. Подумайте, чем дети могут заняться, во что поиграть, что рассмотреть;
- обратите внимание на расстояние от детского сада до места прогулки. Если на нем расположено различное игровое оборудование, то расстояние должно быть таким, чтобы дети успели дойти, наиграться от души и спокойно вернуться обратно. Если это пешая прогулка по ближайшим окрестностям, то, определяя ее длительность и маршрут, учитывайте физические возможности всех ваших малышей. Желательно предусмотреть 1-2 остановки на пути следования, чтобы дети могли расслабиться, посидеть на скамейках, рассмотреть что-то, чем-то заняться (листья, шишки, камешки, снег и т. п.).
ПОМНИТЕ, разочарование от нереализованных желаний (поиграть или др.) и усталость могут привести к отказу детей от прогулок по окрестностям. Это отрицательно скажется на развитии их познавательных потребностей и интересов.
Выбор места для прогулки зависит от особенностей края и местоположения детского учреждения. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, роще, на лугу; пройти по берегу моря, речки или ручья и просто заглянуть на соседние дворы, спортивные площадки.
Прогулки по окрестностям проводятся не реже одного раза в неделю.
Наблюдения детей за окружающим миром
Дети трех лет, так же как и в два года, наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, привлекающими их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире.
Наблюдения могут проходить:
- как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад,: птицы, бабочка на цветке и т. п.);
- как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку - она не тает, а на теплой ладошке - раз и нет ее; потер камешки друг о друга - пахнут, ударил посильнее - искорки блестят и пр.).
Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетних детей сосредоточивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие моменты, удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим, и маленьким. Однако трехлетний малыш не в состоянии выделить их в калейдоскопе событий, и поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо него. Но это не случится, если рядом с детьми находится чуткий, внимательный, тактичный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.
Привлечь внимание трехлетних детей можно следующими способами.
Во-первых, через искренний, эмоциональный отзыв о наблюдаемом, высказанный взрослым в присутствии детей. Например, воспитатель:
- искренне любуется морозными узорами на окнах: «Что за чудо эти бело-прозрачные узоры на стекле! Я могу любоваться ими часами, отгадывая, что здесь нарисовано. Вот эти завитки похожи на гребни морских волн; а вот это, наверное, цветок из сада Снежной королевы. Что же еще нарисовал мороз-художник?»;
- удивляется окраске пробегающей мимо кошки: «Смотрите! Смотрите! Какая необычная шерсть у этой кошки. Никогда раньше такой не видела»;
- смеется, наблюдая, как щенок играет со своей хозяйкой: «Какой забавный малыш! Лохматый, уши висят... Чудо, а не щенок! Как хочется маленькому поиграть. Ага, появилась палочка. Что-то сейчас будет!» И т. п.
Эмоциональное обращение педагога к детям не должно быть многословным. И, конечно, никогда не следует рассчитывать, что оно в одинаковой степени взволнует и заинтересует всех. Но если кто-то из малышей остался рядом с воспитателем, заинтересовался теми же объектами, значит, слова взрослого не оставили ребенка равнодушным, взволновали его и заставили открыть для себя еще одну, пусть крошечную, частичку нашего мира.
Во-вторых, прекрасным способом привлечения внимания детей к различным объектам и явлениям окружающей действительности являются импровизированные взрослым маленькие познавательные сказки о наблюдаемом. Трех-четырехлетние дети очень любят сказки и с удовольствием принимают предложение педагога послушать одну из них. Познавательные сказки рассказываются непосредственно во время наблюдения на прогулках или в группе. В сказочной форме в них передается некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу наблюдаемых объектов, явлений. И дети с большим желанием слушают, легко усваивая новые знания об окружающем, вплетенные в контекст сказок, придуманных воспитателем.
ПОМНИТЕ, что, вызвав у детей интерес, обратив внимание ребенка на что-либо, нужно затем оставить его в покое. Дайте малышам время самостоятельно рассмотреть, разобраться в наблюдаемом явлении или" предмете. Не задавайте детям вопросов после наблюдений. Они унифицируют полученные малышами впечатления. Пусть в душе и сознании каждого отложится что-то свое, личное. Никогда не добивайтесь обязательного присутствия всех детей группы в момент наблюдений.
Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Для Женского журнала www.blackpantera.ru: В. Шишкина
Еще по теме:
![]() |