Роль музыки и красоты в эстетическом развитии ребенка
Музыка является источником различных эмоций. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального или радостного. Как важно, чтобы в подростковом возрасте у человека в руках оказался золотой ключик в волшебный мир Красоты, несущий душе светлые, благородные, животворные чувства!
В древности прекрасно понимали, что с помощью музыки можно настроить душу человека и на добро, и на агрессию, разжечь страсти и умиротворить. В VI в. до н. э. в Древней Греции пифагорейцы использовали музыку как мощное средство психического, нравственного и педагогического воздействия. Пифагорейцам приписывают применение музыки и для врачевания болезней.
Наверное, в музыке есть необъяснимая тайна, которая овладевает нашими сердцами, а может быть, музыка с самого рождения живет в наших душах?! Только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относиться к маленьким детям, ведь они так ранимы и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков.
Таким же волшебством обладает окружающая ребенка красота, которую он может наблюдать в окружающей природе. Общеизвестно, что свои первые детские впечатления ребенок проносит через всю свою жизнь.
Радостные, светлые воспоминания, полученные от встреч с природой, сохраняются в памяти особенно долго. Многие взрослые люди всю жизнь помнят, какая в их детстве была на дачном участке трава, какие там росли цветы и деревья. Надолго остаются в памяти пейзажные «картины» живой природы.
Достаточно сильное влияние на развитие эстетического восприятия могут оказать на детей и окружающие их красивые предметы. Изящество линий, гармония цветовых сочетаний, утонченность узора даже на утилитарных предметах способны воспитать вкус.
Значительное место в эстетическом развитии ребенка принадлежит изобразительному искусству.
Очевидно, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть воспринято ребенком четвертого года жизни. Но отдельные его виды (народная игрушка, книжная иллюстрация, произведения живописи) способны вызывать у детей эмоциональный отклик и определенные эстетические чувства.
Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостные ощущения и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.
Яркие осенние листья, красивые цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей восторг. А понравившегося героя книжной иллюстрации они могут с нежностью погладить и даже... поцеловать. Природа и искусство способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира.
Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.
В решении этой сложной задачи очень велика роль родителей. И если ребенок на каком-то этапе своей жизни был лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то только от вас, - его родителей, будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни и искусстве. Не лишайте детей этой возможности и не оставляйте слепыми к прекрасному!
В работе с детьми перед родителями стоит следующая задача: вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведениям народного и декоративно-прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации. В будущем эта отзывчивость ребенка к окружающей его красоте поможет формированию полноценной и эмоционально-развитой личности.
Для Женского журнала www.blackpantera.ru: Е. Царькова
В древности прекрасно понимали, что с помощью музыки можно настроить душу человека и на добро, и на агрессию, разжечь страсти и умиротворить. В VI в. до н. э. в Древней Греции пифагорейцы использовали музыку как мощное средство психического, нравственного и педагогического воздействия. Пифагорейцам приписывают применение музыки и для врачевания болезней.
Наверное, в музыке есть необъяснимая тайна, которая овладевает нашими сердцами, а может быть, музыка с самого рождения живет в наших душах?! Только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относиться к маленьким детям, ведь они так ранимы и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков.
Таким же волшебством обладает окружающая ребенка красота, которую он может наблюдать в окружающей природе. Общеизвестно, что свои первые детские впечатления ребенок проносит через всю свою жизнь.
Радостные, светлые воспоминания, полученные от встреч с природой, сохраняются в памяти особенно долго. Многие взрослые люди всю жизнь помнят, какая в их детстве была на дачном участке трава, какие там росли цветы и деревья. Надолго остаются в памяти пейзажные «картины» живой природы.
Достаточно сильное влияние на развитие эстетического восприятия могут оказать на детей и окружающие их красивые предметы. Изящество линий, гармония цветовых сочетаний, утонченность узора даже на утилитарных предметах способны воспитать вкус.
Значительное место в эстетическом развитии ребенка принадлежит изобразительному искусству.
Очевидно, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть воспринято ребенком четвертого года жизни. Но отдельные его виды (народная игрушка, книжная иллюстрация, произведения живописи) способны вызывать у детей эмоциональный отклик и определенные эстетические чувства.
Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостные ощущения и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.
Яркие осенние листья, красивые цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей восторг. А понравившегося героя книжной иллюстрации они могут с нежностью погладить и даже... поцеловать. Природа и искусство способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира.
Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.
В решении этой сложной задачи очень велика роль родителей. И если ребенок на каком-то этапе своей жизни был лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то только от вас, - его родителей, будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни и искусстве. Не лишайте детей этой возможности и не оставляйте слепыми к прекрасному!
В работе с детьми перед родителями стоит следующая задача: вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведениям народного и декоративно-прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации. В будущем эта отзывчивость ребенка к окружающей его красоте поможет формированию полноценной и эмоционально-развитой личности.
Для Женского журнала www.blackpantera.ru: Е. Царькова