Тики

Одним из наиболее распространенных в наши дни психоневрологических расстройств у школьников являются тики, т. е. непроизвольные подергивания различных мышц, особенно лица (в частности, наиболее распространено непроизвольное учащенное моргание). Многие факторы (некоторые не до конца еще изучены) способствуют возникновению тиков. Известный советский физиолог академик М. М. Хананашвили предполагает, что важнейшую роль в появлении тиков играет гиподинамия.

Картина тиков изучена хорошо: ребенок - особенно к концу дня, при переутомлении - начинает учащенно моргать, у него раздуваются крылья носа, дергаются губы, щеки и т. д. Тики, как и заикание, бывают невротическими и неврозоподобными. Первые возникают вследствие психической травмы и полностью соответствуют тем критериям, которые мы описывали при рассмотрении невротического недержания мочи и заикания. Неврозоподобные же тики по своим механизмам соответствуют неврозоподобным видам недержания мочи и заикания.

Что должны делать родители и воспитатели, если заметили, что у ребенка появились тики?

Делать то, что делают при подозрении на любое другое психоневрологическое расстройство. Показать его детскому психиатру - это первое. Второе - педантично исполнять все рекомендации специалистов, т. е. следить за тем, чтобы ребенок принимал лекарства, днем обязательно спал, не ушибался головой, меньше употреблял жидкости, занимался дозированно (позанимался - отдохнул - опять позанимался). Тики бесследно проходят, если их лечить. А без помощи взрослых ребенку не поможешь.

Девочке четыре года. Воспитательница детского сада заметила, что стоит девочке прийти в детский сад, как у нее начинает моргать правый глаз. Дома же ничего подобного не было. Наблюдательная воспитательница заметила и другое: в детском саду девочка становилась какой-то нервозной, боязливой, напряженной. Дома же все было в порядке.

Однажды во время прогулки девочка заплакала, сильнее стала моргать, рукой она показывала на мужчин, которые устроились возле забора и пили водку. Выяснилось, что все указанные нарушения связаны были с тем, что недавно она видела, как двое пьяниц дрались возле детского сада. Так появился невроз. Девочку проконсультировали у психиатра, он назначил лечение, невротические расстройства прошли.

Но ведь они могли и не пройти, если бы воспитательница была менее наблюдательной и не настояла на консультации у специалиста.

Одни тики ликвидируются очень быстро, другие требуют длительного лечения. Некоторые тики сочетаются с самыми различными расстройствами. В частности, есть одна болезнь, при которой соседствуют неврозоподобное заикание и непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, конечностей (по-латыни - гиперкинезы). Такие пациенты выкрикивают отдельные звуки - мяукают, стонут, хрюкают, произносят помимо своей воли бранные слова.

Девятилетнюю, спокойную, беззащитную, "домашнюю" девочку избили одноклассницы, били жестоко, больно, унизительно. Девочка плакала, просила помощи, но отклика ни у кого не встретила. Били ее просто так, как потом выяснилось, от  "нечего делать". Через некоторое время у девочки нарушился сон и аппетит, появились непроизвольные подергивания мышц лица, а затем шеи и плечевого пояса. Одновременно с этим она стала как бы помимо воли постанывать, хмыкать, произносить и другие непонятные звуки. Вскоре помимо звуков появились и слова, и что более всего поразило мать, так это то, что слова были нецензурные. Мать ругала дочь, стыдила ее, однажды в сердцах даже избила, но все было без толку: девочка дергалась, лицо ходило ходуном, из нее извергались звуки и бранные слова. Девочка не переживала это (что более всего удручало мать) и зачастую вела себя так, словно она специально это делает. А это выводило мать из терпения - она ведь не знала, что дочь больна и что не ругать ее надо, а лечить.

Вскоре мать догадалась привести дочь к врачу, но тот заявил, что если каждую хулиганку и матерщинницу будут водить по врачам, то врачи перестанут лечить своих пациентов и переключатся на перевоспитание разболтанных неучей. В конечном итоге девочка оказалась в моем кабинете.

Ей было назначено длительное лечение, матери разъяснено, как себя вести, та исполняла все советы; примерно через полгода девочка была полностью здорова, хотя какое-то время и после исчезновения признаков болезни продолжала получать лечение. Важную роль в ее выздоровлении играла и школа: учителя не подтрунивали над девочкой, из которой извергались нечленораздельные звуки, а иногда и ругательства, а деликатно, щадяще, но по-прежнему требовательно и ровно относились к ней. Одноклассницы давно извинились перед подругой, но мать все-таки настояла на том, чтобы дочь перевели в другой класс. Иными словами, союз медиков, родителей, педагогов и сверстников излечил девочку.

Надо сказать, что та форма болезни, которая была у героини нашего рассказа, встречается очень редко, чаще бывают иные ее формы. Подробнее о них было рассказано в "Беседах о детской психиатрии" (1985), поэтому сейчас остановимся только на отдельных исторических моментах.

Эта болезнь получила название синдрома Жиля де ля Туретта, который в 1884-1885 годах опубликовал серию работ об этом расстройстве. Но первое медицинское описание было сделано еще в 1825 году Жаном Итаром.