Первый послевоенный парад легкой атлетики

В августе 1945 г. в Москве на Красной площади в честь празднования Всесоюзного дня физкультурника состоялся грандиозный красочный парад. Этот праздник возрождал удивительный для тех лет дух мирной жизни, трудной, но наполненной всеобщим энтузиазмом свершившейся великой Победы и будущей созидательной деятельности.

Тренировка спортсмена

Одно из событий, сопутствующих празднику, имело непосредственное отношение и к дальнейшему развитию нашего легкоатлетического спорта. Дело в том, что на этот парад были приглашены некоторые деятели международных спортивных организаций. И в их числе тогдашний президент ИААФ маркиз Эксетер лорд Бэргли (Великобритания), который еще в 1932 г. был олимпийским чемпионом в беге на 400 м с барьерами. Тогда-то наши руководители легкой атлетики и завели с ним беседу об участии спортсменов СССР в очередном чемпионате Европы, который должен был состояться в столице Норвегии Осло в 1946 г.

Правда, осуществлению этого замысла мешало одно значительное препятствие: по официальным правилам в первенстве Европы могли принимать участие лишь те страны, чьи представители входили в ИААФ (несмотря на то что еще в 1912 г. Россия входила в число учредителей этой международной организации, советские легкоатлеты в ней представлены не были). Но в данном случае авторитет СССР - страны-победительницы взял верх над официальными правилами! Согласие на выступление в Осло было получено без всяких проволочек. При этом руководители ИААФ, конечно, считались и с таким фактом: участие легкоатлетов СССР в европейском первенстве придавало ему большую значимость и чисто спортивный интерес, поскольку результаты, показанные нашими спортсменами в довоенное время и в первый послевоенный год, вполне соответствовали рангу этих международных состязаний.

Вскоре после упомянутой беседы Секция легкой атлетики СССР (так называлась тогда нынешняя легкоатлетическая федерация страны) получила послание, где говорилось, что советские легкоатлеты еще до официального принятия их в ИААФ приглашаются выступить на чемпионате Европы, который будет проходить в Осло на стадионе «Бишлет» 22-25 августа 1946 г.

Напомним нашим читателям, что в предвоенные годы пресса буржуазных стран нередко ставила под сомнение высокие результаты, показанные нашими спортсменами (это относилось не только к легкой атлетике). И вот теперь настало время, когда советским легкоатлетам предоставлялась отличная возможность опровергнуть скептиков, причем сделать это в соревнованиях самого высокого международного ранга (для сильнейших европейских спортсменов это было уже третье первенство континента: первые два состоялись в 1934 г. в Турине, а в 1938 г. в Париже - мужчины и в Вене - женщины).

Отбор в команду был чрезвычайно строгим. По тогдашним понятиям любое поражение советских спортсменов на международной арене рассматривалось как подрыв престижа страны и каралось суровыми организационными выводами. Это отчасти и объясняет тот факт, что в Осло было направлено всего 19 спортсменов (для сравнения укажем, что по числу участников наша команда уступала делегациям Швеции, Норвегии, Франции, Чехословакии, Польши, Дании, Великобритании и Финляндии).

И все же, несмотря на свою малочисленность, мы добились в Осло весьма крупного успеха, уступив в неофициальном зачете лишь легкоатлетам Швеции, которые, кстати, выставили в Осло самую представительную команду.

Что же касается распределения золотых, серебряных и бронзовых медалей, то по этому вопросу в справочной литературе встречаются разночтения. Поэтому здесь необходимо сказать, что в отличие от принятой сейчас системы награждения призеров состязаний (1-е место - золотая медаль, 2-е - серебряная и 3-е - бронзовая) в Осло, так же как и в 1950 г. в Брюсселе, серебряные награды вручались за 2-е и 3-е места, а бронзовые - за 4-6-е. Поэтому в одних источниках указывается, что наша команда завоевала 6 золотых, 11 серебряных и 2 бронзовые медали (по правилам того времени), а в других - 6 золотых, 7 серебряных и 4 бронзовые (по современной системе награждения). Но как бы то ни было, всему спортивному миру было ясно, что европейский дебют наших легкоатлетов оказался весьма удачным, и победы легкоатлетов СССР получили большой международный резонанс.

При этом следует отметить, что у 18 членов команды из 19 практически вообще не было никакого опыта соревнований за рубежом. Из первой сборной СССР, созданной в 1934 г., в Осло выступил только один спортсмен - прыгун с шестом Николай Озолин, который занял второе место и завоевал серебряную медаль. И все же новое поколение советских легкоатлетов сумело на чемпионате Европы продемонстрировать самое высокое мастерство.