Подход стоматолога к ребенку при лечении кариеса зубов


Лечение детей требует не только высокой квалификации и практического опыта, но в первую очередь большого терпения и умения учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети до 6 лет относятся к младшей группе, от 6 до 12 лет - к старшей. Детей в возрасте 3-5 лет особенно трудно лечить. Если удалось завоевать доверие ребенка, то лечение его не будет слишком трудным. Но пока мы этого не достигнем, приходится тратить много времени. Ответственным моментом является первая встреча с ребенком. Педиатр-стоматолог уже при первой встрече должен определить характер ребенка. Имеет значение первое впечатление, которое врач производит на ребенка, а также обстановка в поликлинике. От этого часто зависит дальнейшее поведение ребенка во время лечения. Большое значение имеет правильное оформление комнаты ожидания. Она должна быть оборудована так, чтобы вызвать интерес ребенка, чтобы он вспоминал о ней. На стенах не должно быть никаких медицинских устрашающих таблиц, плакатов, муляжей (например, черепов и пр.). Хорошо, если комната оформлена изображением зверей, птиц, аквариумами, террариумами, обставлена цветами, образцами минералов. Хорошее впечатление на ребенка производят юмористические картинки, иллюстрирующие веселые сказки и пр. Надо стремиться подружиться с ребенком. Бывают дети спокойные, тихие и, наоборот, нервные, боязливые, напуганные. Наиболее трудны для лечения вздорные, недисциплинированные дети, которым родители во всем потворствуют.
 
Первое посещение маленьких детей должно быть по возможности коротким и не обязательно сопровождаться эффективным лечебным вмешательством, особенно если нет болевого симптома, который необходимо устранить. Первое посещение ребенка целесообразно посвятить ознакомлению его с обстановкой кабинета. Полезно показать ребенку инструменты и объяснить их назначение (бормашина, шприц, зеркало, экскаватор). Хорошо привлечь ребенка к активной помощи, дать поддержать зеркало или другой инструмент. Пугливым детям полезно дать в руки каждый инструмент, который они хотели бы осмотреть. Если ребенок боязлив и склонен к плачу, то при первом посещении его не нужно подвергать каким-либо процедурам, если в этом нет острой необходимости, а следует познакомить с непривычной для него обстановкой. Его поднимают на кресле, дают набрать воду в шприц и т. д. Такое обращение с ребенком делает иногда чудеса. Если ребенок настолько уже приучен, что садится в кресло, то ему не следует причинять боль. Смазывание десны или зуба слабым раствором йода или каким-либо нейтральным раствором внушает ребенку уверенность в том, что врач не может причинить боль. Не следует разговаривать с ребенком покровительственным тоном. Правильнее найти с ним общий язык, завязать разговор об интересующих его вещах в лечебном отделении (кабинете). Не следует заставлять ребенка молчать, пусть он разговаривает, спрашивает. Полезно похвалить ребенка. Это средство сильно действует на всех детей. Более старшим детям надо подчеркивать их «взрослость». Особенно бережного отношения к себе требует робкий, боязливый ребенок, склонный к плачу. Такой ребенок крепко держится за сопровождающих его лиц (мать и пр.), не хочет садиться в кресло, осматривается по сторонам со страхом, с большим волнением ожидает процедуры. Он наблюдает за руками врача, за всеми его движениями. Такому ребенку следует обязательно показать каждый инструмент, которым врач будет пользоваться, объяснить назначение его.

Замкнутые дети смотрят на врача исподлобья. Они не обращают внимания на окружающие их предметы, не отвечают на приветствие. С такими детьми следует обращаться особенно тактично. Они весьма чувствительны к добродушному к ним отношению, постепенно начинают реагировать на шутку. Следует вызвать у них интерес к окружающей обстановке и показать «уважение» к ним.

Особый подход необходим к истеричным детям. Здесь приходится прибегать иногда даже к приказу. Поскольку при правильной работе врача страхи ребенка безосновательны, то через несколько минут после того, как он узнает, что ему не причиняют боли и обращаются с ним строго, но дружески, ребенок становится другим. Похлопывание по плечу, ласковая беседа всегда располагает такого ребенка к врачу.

При лечении маленьких напуганных детей можно согласиться с тем, чтобы мать находилась в кабинете или села на кресло с ребенком. Многие дети, хотя не испытывают боли, все же, чтобы избегнуть лечения, прибегают к слезам как к самозащите. Врач должен стремиться к тому, чтобы ребенок не плакал, если ему не больно. Очень полезно когда производится осмотр или лечение одновременно нескольких детей. Это весьма важный воспитательный прием. Дети очень подражательны. Если капризный ребенок видит, что на соседних креслах дети ведут себя спокойно, то и он тоже позволяет произвести необходимые манипуляции. При первом посещении кабинета маленьким ребенком, как было указано выше, следует произвести только осмотр, исследование ротовой полости и запись в истории болезни. Нужно расспросить ребенка, чистил ли он зубы, предложить ему показать, как он их чистит. При первом посещении необходимо произвести возможно более точное обследование ротовой полости в минимальное время. Вместо с тем надо проявить решительность, если ребенок отклоняется от обследования. После того как врач завоюет доверие ребенка, можно приступить к лечению. В тех же случаях, когда ребенок испытывает острую боль и необходимо при первом же посещении устранить ее, врач должен принять все меры к тому, чтобы его вмешательство было максимально безболезненным и в то же время эффективным. Ребенок должен убедиться в том, что боль действительно устранена. Это обеспечит его доверчивое отношение к лечению при следующих посещениях.

В зависимости от характера ребенка можно рекомендовать разные методы лечения. Пугливых детей можно успокоить ласковым обращением. По отношению к избалованным детям следует всегда действовать энергично, особенно тогда, когда необходимо ликвидировать боль. Применение боров нужно по возможности ограничить. При первом посещении для препарирования кариозной полости следует в основном пользоваться экскаваторами, а для диагностики - зондами. При глубоком кариесе и необходимости вскрыть полость зуба следует также при первом посещении по возможности ограничиться экскаваторами. Когда доверие ребенка завоевано, можно приступить к лечению с использованием всех необходимых инструментов. В тех же случаях, когда вмешательство врача, направленное на устранение боли, не может быть проведено безболезненно, надо обязательно предупредить ребенка о возможности возникновения боли. Было бы неправильно удалить больной зуб у неподготовленного к этому ребенка, уверяя его, что операция эта не будет болезненной, а в действительности причинить ребенку жестокую боль. Нельзя обманывать ребенка, говоря ему, что будет произведен лишь осмотр полости рта зеркалом, а затем спрятанными в руке щипцами удалить зуб и причинить ребенку, хотя и непродолжительную, но мучительную боль. Подобные методы могут вызвать только отрицательное отношение ребенка к лечению. Недоверие к врачу останется у ребенка на многие годы. Не следует прибегать к обману даже в том случае, если удаление будет сделано безболезненно. Ребенок никогда не простит врачу неправды. Он и при следующем посещении будет ждать обмана и поэтому уклонится от повторных посещений кабинета. Если, наоборот, предупредить ребенка, что расшатанный молочный зуб должен быть удален и удаление будет произведено безболезненно, то обычно ребенок соглашается на это вмешательство, убеждается в правдивости врача. Он уже не будет испытывать страха, если еще раз потребуется лечение.

Для успешного лечения небезралично, кто приходит с ребенком для лечения - отец, мать или воспитательница из детского сада. Во многих случаях последней скорее удается благоприятно воздействовать на ребенка, чем родителям. Нередко родители, вместо того чтобы помочь врачу, только препятствуют спокойному поведению ребенка. Однако опытный врач оказывает наилучшее влияние на ребенка, когда остается с ребенком наедине, отослав родителей или других сопровождающих лиц в комнату ожидания. Это особенно относится к старшим детям, которые хотят казаться самостоятельными и храбрыми. Все же мы должны подчеркнуть, что для обращения с детьми, подхода к ним нельзя установить стандарта, каких-либо абсолютных правил. Все зависит от индивидуальности ребенка и от умения врача подойти к каждому ребенку.

Ни в коем случае нельзя применять к ребенку силу или воздействовать на него чрезмерной строгостью, даже если этого просят родители.

Преимуществом обслуживания детей в поликлинике, где работают одновременно несколько врачей, является то, что сама обстановка кабинета дисциплинирует ребенка. Спокойное поведение детей на соседних креслах вселяет «мужество» в самого боязливого ребенка.


Еще по теме:


Гость, 19.07.2012 08:06:50
надо заставить нашего стоматолога прочитать эту статью!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: