Острые пневмонии у детей первых 2 лет жизни


Хотя острые пневмонии в этом возрасте многими авторами определяются как первичные острые пневмонии, они все же чаще развиваются как осложнение острого катара дыхательных путей или вирусного гриппа. Клиническая картина их разнообразна. Диагноз иногда представляет затруднение в связи с нарушениями функций других систем, которые отодвигают изменения со стороны легких как бы на второй план.

По характеру анатомических изменений острые пневмонии детей первых 2 лет жизни чаще всего носят характер мелко- или крупноочаговых (фокальных), а иногда сливных. Однако в организме ребенка они вызывают самую различную реакцию. У детей первых месяцев жизни чаще встречается так называемая незрелая (примитивная) форма пневмонии мелкоочагового характера с различным распространением процесса и различной величиной очагов (милиарная, очажковая, абсцедирующая). Ряд авторов относит такие гнездные катаральные пневмонии к пневмониям с примитивной защитной реакцией в отличие от настоящих очаговых (фокальных пневмоний), приближающихся к крупозным и доказывающих интенсивную реактивность организма (зрелые формы пневмоний).

Эти отличия легли в основу классификации различных форм пневмоний, описываемых Вискоттом. По Вискотту, каждой определенной ступени развития легочной ткани соответствует и своя форма воспалительного процесса, т. е. возрастная реактивность в понятии Вискотта является лишь тканевой реактивностью в месте развития очагов.

Само собой разумеется, что локалистический принцип, положенный в основу выделяемых Вискоттом различных форм пневмоний, не может быть принят для определения реакции организма, наступающей при заболевании пневмоний. Попытки прежних авторов связывать ту или иную форму пневмонии с характером возбудителя не имеют под собой почвы, так как один и тот же возбудитель, как уже указывалось выше, может быть выделен при самых разнообразных формах заболевания.

В. Д. Цинзерлинг подчеркивает, что во всякой классификации пневмоний должны быть отражены: 1) этиология, 2) анатомические особенности процесса, 3) клиническая картина, 4) патогенез.

Естественно, что всякая классификация должна основываться главным образом на реакции макроорганизма в целом и на форме патологического процесса в легких.
 
Одно время наиболее распространенной была классификация пневмоний раннего детского возраста, предложенная немецким клиницистом Нассау. В основу были положены степень и характер расстройства функций отдельных систем и общая реакция организма. Он выделил легочные, сердечно-сосудистые, атонические, мозговые, кишечные, токсические и токсико-септические формы пневмоний. Основным недостатком этой классификации является излишнее дробление симптомов, определяющих отдельную форму пневмонии, так как обычно в клинике встречаются не изолированные расстройства, а одновременное поражение ряда систем. Кроме того, классификация Нассау наряду с как будто бы более изолированной симптоматикой (кишечные формы, сердечно-сосудистые) включает формы, определяющие общую реакцию организма (токсико-септические).

Другие авторы, наоборот, всю клиническую картину пневмоний раннего детского возраста ставят в зависимость только от общей реактивности организма, выделяя пневмонии нормергические, гиперергические, гипергические и как разновидность их аллергические. По отношению к раннему детству это не имеет достаточного основания, поскольку вся реактивность ребенка раннего возраста имеет чрезвычайно много особенностей и не может быть строго разграничена указанными формами (нормергия, гиперергия, гипергия).

Классификация, основывающаяся на принципе анатомического распространения процесса и на характере экссудации или на характере возникновения «острой» и «постепенной» формы, предложенная в свое время Д. А. Соколовым, имела некоторое значение лишь постольку, поскольку останавливала внимание врача на разнообразии процессов, сопровождающих пневмонии, и на сложности динамики их развития.

Школа Г. Н. Сперанского выделяет: 1) мелко-гнездную пневмонию, которая встречается у детей со слабой реактивностью организма и может принимать форму рассеянной, сливной или абсцедирующей; 2) переходную пневмонию при неустойчивой реактивности (она может иметь форму мелко-гнездной с присоединением фокальной, а также бифокальной и плюрифокальной); 3) фокальную, или прикорневую, пневмонию, которая встречается обычно при высокой реактивности организма.

По мнению Г. Н. Сперанского, абсцедирующая пневмония свидетельствует о гиперергическом состоянии организма.

Другие представители современной педиатрии характеризуют отдельные формы пневмоний раннего возраста степенью реакции организма в целом, учитывая при этом и характер местного процесса, т., е. реакцию легочной ткани.

В. И. Молчанов и Ю. Ф. Домбровская среди пневмоний раннего возраста выделяют локализованные, токсические, токсико-септические и септические формы.

Условия быта и питания, наличие сопутствующих заболеваний и т. д. могут создавать или гиперергическую реакцию организма, как, например, при повторном заболевании гриппом и пневмонией, или гипергическую - у ребенка с ослабленной сопротивляемостью, например при длительных желудочно-кишечных заболеваниях.

Читать далее - Локализованная пневмония


Еще по теме:




Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: