Лечение аутизма у детей

Улучшение состояния может проявляться по-разному. Облегчение общения, увеличение внимания к миру могут принимать утомительные для вас формы. Ранее ко всему безразличный ребенок вдруг становится назойливым, ходит за вами по пятам, постоянно теребит вас, без конца подметает пол или поливает цветы, пытается мыть и так чистую посуду и т. д. Это увеличивает трудности его поведения. Но это хороший признак увеличения разумной активности и внимания к миру, снижения отгороженности. Относясь к этому положительно и помогая ребенку, вы ускорите развитие его и построение желательного поведения. Пресекая хлопотное для вас такое поведение, вы рискуете задержать процессы развития.
Только занятия с ребенком едва ли смогут сами по себе решить проблему помощи вашим детям. Но изменить состояние без такой помощи практически невозможно. Улучшение поведения и развития вашего ребенка в немалой степени зависит от той поддержки, которую вы ему сможете оказать, от того семейного климата, в котором он находится, от обоснованного уровня ваших ожиданий. Ожидая от него слишком многого, вы можете быть постоянно недовольны им и собой, а недооценивая его успехи и возможности - уменьшаете степень вашей поддержки и помощи. Максимально помочь ребенку - это значит принять его таким, каков он есть, и всемерно способствовать его развитию. Каждый приобретенный им навык помогает в приобретении других более сложных навыков, в более успешном приспособлении к жизни.
В ходе такой работы с ребенком родители переживают периоды надежд и разочарований, неизбежные при любом длительном лечении, тем более столь тяжелых и своеобразных нарушений. Они нуждаются в постоянной и гибкой поддержке, нередко в течение многих лет.
Рассмотренные этапы носят структурный, а не последовательный характер. При существенных изменениях в состоянии ребенка возникает необходимость более или менее полного повторения цикла уже на уровне новых задач.
Психотерапевтическая работа с ребенком зависит от его возраста и состояния, диапазона возможностей терапевта. В одних случаях она начинается сразу по обращении, в других - лишь на фоне лекарственного лечения, в третьих - после начала работы с семьей.
С детьми младшего возраста психотерапия строится на игровой основе. Значительный опыт такой работы накоплен в клиническом секторе Института дефектологии. С небольшой группой детей (4-5) занятия проводят врачи и психологи, на каждого ребенка приходится один взрослый. Частота занятий - 3-5 раз в неделю. На начальных этапах осуществляется тактика выжидания и отказа от речевого контакта. Общение не форсируется. Наблюдение постепенно уступает место все более активному вовлечению детей в действия с яркими игрушками, песком и т. д. Взаимодействия детей на этом этапе еще нет, но активизируется деятельность рядом друг с другом. Далее следует расширение диапазона игр и игрушек,, усиление элементов взаимодействия и переход ко все более завершенным его формам с речевым контактом. Естественно, содержание подобных программ зависит от состояния входящих в группу больных.
У более старших детей применимы практически все методики психотерапии, используемые в детской практике, если их проведению не препятствует состояние ребенка. При проведении групповой работы с детьми этого возраста более уместны диагностически полиморфные группы, в которые вводится ребенок, страдающий аутизмом. Аналогичная возможность создается в дневных стационарах для детей, речевых детских садах и школах. Трудна переоценить терапевтическое значение контролируемого пребывания в небольших группах здоровых детей, где аутичному ребенку уделяется достаточное и квалифицированное внимание и осуществляется направленный контроль отношений в группе. Это возможно при отсутствии грубых и несовместимых с пребыванием в группе нарушений поведения. Отличия же от массы здоровых детей сами по себе не должны быть основанием для вывода ребенка из группы и в силу положительного терапевтического влияния группы, и потому, что здоровые дети должны учиться и уметь, в конечном итоге, правильно отнестись к слабому и странному, помочь ему при необходимости.
Некоторые зарубежные врачи описывают случаи полного излечения в процессе психоаналитической терапии. Не касаясь трактовки состояния больных и не обсуждая вопрос о психоанализе как теории и методе терапии, отметим лишь существенно важное и положительное значение длительного непосредственного психотерапевтического контакта с больным ребенком. Лишь в процессе глубокого и тесного контакта создаются необходимые и достаточные условия для проведения психотерапии.
Методы обучения. С целью обучения аутичных детей познавательным навыкам и навыкам социального поведения используются различные подходы - от понуждающего обучения и условно-рефлекторных техник до стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и поведения. При существующем состоянии практики помощи аутичным детям, по-видимому, следует отдать предпочтение гибкому комбинированному подходу, реализующему потенциальную эффективность различных методов.
Основные препятствия в обучении связаны с неконтактностью, языковыми трудностями, неуправляемым поведением. Началу обучения предшествует установление достаточного контроля за поведением. Обучения повседневным навыкам мы уже касались. Важно обучение не только языковым навыкам и адекватному их использованию, но и неязыковым средствам общения - пластике, жестовому языку. Для этого могут быть использованы управляемые модификации «ритуальных» танцев под музыку, занятия в группах лечебной физкультуры, обучение плаванию, ходьбе на лыжах и проч. Преимущественное развитие вербального интеллекта позволяет использовать импринтинг на вербальном уровне, облегчающий ряд сторон невербального функционирования. На первых порах аутичный ребенок должен получить хотя бы и не полностью осмысляемые, но необходимые для социального поведения языковые шаблоны, например приветствия и прощания, обращения, умения попросить и др.
Для детей с выраженными задержками и отставанием в развитии может быть рекомендован ряд ниже описываемых обучающих игр.
«Надень кольцо». Используется пирамидка с разноцветными кольцами либо сходная игрушка. Ребенок надевает любое кольцо на стержень. Взрослый смотрит и на своем наборе делает то же. Когда таким образом надеты все кольца, стержни сравниваются, чтобы ребенок мог видеть их идентичность. При повторных играх могут быть использованы другие наборы цветных колец.
Если взрослый надевает кольцо первым - это уже другой вариант игры, требующий от ребенка внимания, понимания и соответствующих действий! Если ребенок трудно контактен, взрослый может со своим набором расположиться поодаль.
В описании игры не случайно опущены словесные инструкции. В этой и в последующих играх разъясняющие инструкции не используются. Ребенку предоставляется игровой материал, и он должен сам найти, что с ним делать. Иногда на такой поиск уходят многие дни, но необходимо ждать этого момента. В противном случае возникает иллюзия выполнения задачи за счет механической памяти и механического воспроизведения.
«Цветное лото». Требуется набор картонных карт, на каждой из которых изображены два квадрата разного либо одинакового цвета, и набор кубиков таких же цветов. Перед ребенком в случайном порядке выкладываются кубики, и взрослый молча (!) кладет перед ним одну карту. Ребенок должен кубики соответствующего цвета поместить на квадраты карты. Ошибки он должен исправлять сам. Можно дать ребенку кубики и карты сразу. Не следует показывать, что надо делать, и выражать неодобрение. Неодобрение усложняет задачу, так как ребенок должен при нем сначала вспомнить, как выполняется это задание, а потом забыть это для выполнения следующего.
«Разложи по форме, разложи по цвету». Требуются три цветных подноса н 9 цветных предметов: 3 кубика, 3 цилиндра, 3 шара (или кубики, конусы, шары) тех же трех цветов в пределах каждой формы. Ребенок должен сам разложить предметы по подносам. На следующем этапе задача усложняется: 6 предметов двух цветов надо разложить в два подноса. Возможны многие варианты формы, цвета, количества предметов и подносов. Важно не показывать ребенку способа действий, а добиваться самостоятельного усвоения мм категорий формы и цвета.
Игры, требующие усвоения правил. Они используются, начиная с более простых. И в них не надо объяснять ребенку правила игры. Надо напоминать в процессе игры: «Сейчас твой ход», или «Сейчас мой ход» до тех пор, пока ребенок поймет и запомнит. Хорошо завершать такие игры поощрением (конфетой или тем, что ребенок любит). Это могут быть игры типа лото, в которых ребенок имеет возможность добиться поощрения, определяя - подходит ли предмет к изображению на карте, или игры типа эстафеты. По мере достижения успеха используются и более сложные игры: подбор фигур по предъявляемым образцам, сочетающим признаки цвета и формы или цвета и предмета; подбор карты со схемой, соответствующей предъявляемому предмету; подбор фигур или изображений. В этих играх взрослый также не дает инструкций и не выражает неодобрения, но пользуется поощрением.
Для работы с не говорящими детьми используются игры, создающие зрительные аналогии языка. Приведем пример. В игре используются 4 игрушечных животных (овца, свинья, курица, корова) и 5 маленьких параллелепипедов (палочек): красный, желтый, зеленый, розовый и коричневый. На стол перед ребенком ставятся овца и свинья и кладутся 2 палочки: красная - горизонтально и коричневая - справа вертикально. Ребенка просят что-нибудь сделать с красной палочкой, и он кладет ее, например, к овце. Тогда коричневую палочку взрослый медленно, как бы шагами, передвигает вправо. Взрослый показывает на ребенка, потом на овцу, отмечая, что ребенок что-то сделал, но не объясняя, что именно. Коричневая палочка опять двигается, давая ребенку понять, что то же самое он сделал с овцой. Как только ребенок начинает двигать овцу, коричневая палочка возвращается на место и ставится вертикально справа от красной, а ребенок получает поощрение.
Снова на стол выкладываются палочки - зеленая горизонтально и коричневая справа вертикально. Ребенок должен понять, что теперь должна идти свинья, и подвинуть ее. Если он дотрагивается до коричневой палочки, ему говорят, что его - свинья, а палочка принадлежит взрослому.
В серии такого рода последовательных упражнений формируется «словарь» из 4 существительных (красная палочка - «овца», зеленая - «свинья», желтая - «курица» и розовая - «корова») и 3 глаголов (стоящая коричневая палочка - «ходить», она же, лежащая вертикально, - «падать» и горизонтально - «бежать»).
После составления таким образом «словаря» возможны разные варианты игры: 1) «чтение» - взрослый соответствующим образом раскладывает палочки, а ребенок «читает» сообщение и двигает соответственно животных; 2) «письмо по заданию» - взрослый двигает животных, а ребенок соответственно раскладывает палочки; 3) «напиши что-нибудь» - ребенок раскладывает палочки, а взрослый «читает» и двигает животных; 4) «сделай что-нибудь» - ребенок двигает животных, а взрослый «записывает» это палочками.
Как можно видеть, эта игра достаточно сложна. Ребенок должен образовать ассоциации в наборе предметов и вывести новые ассоциации, но в более широком наборе. Он классифицирует «существительные» - справа, «глаголы» - слева. Эта методика не обучает языку, но подготавливает к такому обучению.
Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Еще по теме:
![]() |