Лечение аутизма у детей
5 лет - 5 лет 2 месяца. Мать отмечает: «Она становится с каждым днем все интереснее. Приходит время, и она воспринимает давно слышанное, переносит на себя, как будто до нее это долго не доходило просто». Если мать огорчена или рассержена, девочка несет ей что-нибудь вкусное. Рисует красками. Начала обращать внимание на младших детей, опекает их, стала лучше играть с сестрой. Свободно пишет и читает про себя, но не вслух. Появились элементы ролевых игр и соревнования в игре. Постоянно поправляет неправильности в речи окружающих. Но мать смущена налетом штампованности, излишней грамматичностью ее речи: «Говорит, как с иностранного переводит». Хочет в школу, похвастала обследованием у психолога: «Я как в школе была». В этот период перенесла респираторное заболевание, во время которого была спокойнее обычного в поведении.
5 лет 6-8 месяцев. За лето стали значительно реже эхолалические элементы в речи. Больше и лучше играет с детьми, но со старшими и младшими, а не ровесниками. В детский сад пойти не захотела: «Я детей боюсь, мне с ними плохо и неинтересно. Пусть мама ходит на работу, когда я в школу пойду» - (мать не работала, стремясь уделять больше внимания развитию дочери). Будучи вдвоем с матерью, девочка особенно «спокойна и хороша», ходят вместе в музеи, где она «ведет себя неожиданно прилично». Осенью мать возобновила работу. Девочка день проводит у бабушки, где резка и негативистична, дает массу протестных реакций. Дома же с матерью ровна и спокойна. Очень много рисует, делает зарядку «под телевизор». Во всем ее облике и поведении «больше инициативы и меньше патефонности». Устанавливает ассоциации по сходству, складывает и вычитает в пределах десятка, но предметный счет дается ей заметно хуже, чем абстрактный. «Вдруг сделала открытие - у нее 10 пальцев». Появились сюжетные рисунки. Много лепит.
5 лет 10 месяцев. Мать работает. У девочки сохраняются, хотя в более мягком виде, негативные реакции по симбиотическому типу. Меньше речевых штампов и больше творчества в речи. Появились игры с участием фантазии, переносит в игры увиденное в жизни. Начала отвечать на попытки знакомства с ней. Проецирует на кукол свои переживания. Так, не желая ожидать приема и сердясь на врача, заявила: «Аня (кукла) побьет окна в кабинете». Ее представления о мире отражаются в сочиняемых ею историях: «Джонни поссорился с Пэгги, закопал ее в землю и поливал. Выросло дерево. И на нем - много маленьких Пэгги. Он потряс дерево - они упали и ушиблись».. Не дает остричь ногти, а остриженные пытается приставить обратно. Много рисует.
5 лет 11 месяцев - 6 лет. Стала спокойнее реагировать на расставание с матерью. Возражает, правда, когда ее оставляют с отцом, но ведет себя с ним спокойно. Проводимый по нашему совету десенсибилизирующий тренинг и опережающее внушение помогли снять ряд протестно-негативистических реакций; так, в 6 лет - согласно внушению, проводившемуся 1-2 раза в неделю за 2 месяца до дня рождения. «Все дети, которым исполнилось 6 лет, стригут ногти» - начала легко стричь ногти. Попросилась в подготовительную» группу детского сада: «Там в школу готовят».
Снижение дозы триптизола не изменило состояния. В этот период демонстрировалась на заседании детской секции общества невропатологов и психиатров, где вела себя вполне адекватно, беседовала с врачами, рисовала, затеяла игру с пытавшимся обследовать ее доктором, ушла, вежливо и чинно попрощавшись.
6 лет 4 месяца. Охотно пошла в детский сад. Выделяется из среды сверстников недостаточной ориентированностью в практической жизни, беззащитностью. Посещает детский сад охотно, расширяет набор игр, осваивает новые навыки. Бегло читает, самостоятельно пишет, никогда не повторяя ошибок, если они ей разъяснены. Легко и быстро запоминает английские слова. В рисунках все больше звучит тема общения и чаще изображаются дети, люди. Сочиняет рассказы, сама иллюстрирует их. Приводим один из них (сохранены особенности оригинала): «На опушке одного леса стаял домик и в домике жила семья ослов мама папа и бабушка и сыночек ослек мама ослица возилась накухне готовила обед завтрок нужен папа возил фрукты и овощи на тележке а маленький ослек еще ничего не делал он поливал цветы потом начал играть с песком пока ослек играл в садик прилетела бабочка талубинькая и в красненьких пятнышках ослек начал с ней разгаваривать сказал ей бабочка как ты хорошо порхаешь обесни мне какже мне стать бабочкой бабочка, засмеялась хи хи хи хи хи хи какой ты маленький и глупенький потом она попрощалась сказала до сведания малекий ослик а ослик остался думать в это время мама ослица вышла на крыльцо и закричала сыночик осличек скорей биги домой обед готов пора кушать».
6 лет 6 месяцев - 7 лет. В начале этого периода устает от детского сада: «У меня насморк, не пойду в детский сад. Хочу отдохнуть от этих глупых детей, которые меня дразнят». Однако, постепенно вживаясь, начала принимать участие в общих занятиях, защищать себя и даже выступила на утреннике. Впервые повела себя как старшая по отношению к двоюродной сестре, многое у нее перенимает, но та идет вперед, у нее меняются интересы и привычки, а Марина застревает на них надолго. Начала пробовать шить, играет в обычные для девочек игры. Стала лучше и шире использовать в повседневной жизни имеющиеся знания. «Рада, когда с ней играют дети, - рассказывает мать,- но в коллективе все еще выпадает из ряда, отстает на полфазы». Долго требовала брата или сестру, потом заявила: «Вырасту-куплю мальчика и девочку и буду рассказывать им, как я была маленькая», а несколько позже: «Вырасту и буду рожать много-много детей». Незадолго до ее 7-летия умер любимый ею дед. Она стала плаксива, астенична, несколько раз отмечены приступы астмы. Получает амитриптилин в дозе 35 мг/сутки.
7 лет 6 месяцев. В 7 лет 1 месяц через месяц после отмены амитриптилина
(в течение месяца стойко сохранялся астенический синдром при нормальных
данных соматического обследования) развился затяжной судорожный припадок с тяжелой задержкой дыхания. По описанию это был длительный припадок с доминированием клонических судорог, пеной изо рта, прикусом языка, регулярным периодическим отведением глазных яблок влево. Последовательно введено: седуксен - 7,5 мг внутривенно - без эффекта, ГАМК-1000 мг - без эффекта, гексеяал - 90 мл - припадок прерван, заснула, через час проснулась и вела себя «как обычно». В итоге припадок продолжался 40-50 мин. В течение 4 сут наблюдения в стационаре припадки не повторялись, определенных отклонений не выявлено. На ЭЭГ через 2 недели грубо дезорганизованная картина с почти постоянными пароксизмами генерализованных медленных высокоамплитудных волн. Введен прием 0,025 г фенобарбитала, на фоне которого первые 2-3 месяца была очень расторможенной, возбудимой, конфликтной.
В школу пошла охотно. Справляется с учебной программой, ищет общения. Первое время привлекала внимание учительницы своей несхожестью со всеми. Ее отношение к школе мать характеризует как «ригидный энтузиазм» - даже болея, она «рвется в школу». Перенесла подряд несколько респираторных заболеваний и ангину, на фоне чего был тяжелый приступ ложного крупа с последующим длительным тиком респираторного типа.
7 лет 6 месяцев - 8 лет. Хорошо учится. Стала ласкова с матерью. «Влюбилась» в соседа по парте, много говорит о нем с матерью. Уроки делает самостоятельно и легко. Иногда отмечаются в спонтанной речи рудименты эхолалии.
8 - 9 лет. 1-й класс окончила с похвальной грамотой. Учится, ходит
в школу самостоятельно. Начала заниматься музыкой. Общается больше
с мальчиками. Высказывает желание в будущем стать учительницей и родить
много детей, 2-й класс, несмотря на длительное соматическое заболевание,
закончила с единственной «4» по математике, остальные «5». Начала рисовать с натуры. Продолжает занятия музыкой и неплохо играет на фортепьяно. К отцу, ранее не пользовавшемуся ее благосклонностью, стала относиться добрее и ласковее. Играя с родителями в «Эрудит», обыгрывает их. На приемах ровна и адекватна. Ретестирование по ABM-WISC свидетельствует о прогрессе в психическом развитии. Продолжает получать фенобарбитал. Пишет рассказы с диалогами: «Жили были друзья: Крокодил, Слон и Веник. Жили они дружно. Работали. И у каждого была своя работа. Крокодил: «Я принес утенка да цыпленка для супа».- Слон: «А я принес целое ведро воды. Пейте, сколько хотите».- Веник: «А я вымел весь мусор и в огне сжег».- Так они работали, а к вечеру сядут за столом, едят крокодилов суп, любуются на убранную Веником квартиру и похваливают дела.- Крокодил: «Ай, да Веник! Как ты хорошо убрал квартиру! Дышать легче стало. А раньше мы просто задыхались».- Слон: «Какой ты, Крокодил, вкусный суп сварил! Я просто пальчики облизал».- Веник: «Молодец, Слон! Много ты воды принес. И как же это ты смог донести столько?» - Так они жили, хвалили друг друга, пока не поссорились. Крокодил однажды говорит: «Чего это мы всегда делаем одно и то же? Может, на время поменяемся работами?» - Слон и Веник (хором): «Согласны! Согласны! Это ты хорошо придумал. А то нам уже надоело все одно делать.» - Так они поменялись работами.- Крокодил: «Я дом приберу».- Слон: «А я пойду ловить утенка да цыпленка».- Веник: «А я пойду за водой».- Пошел Веник за водой, а Слон и Крокодил дома хозяйничают. Идет Веник по дороге, а навстречу ему Медведь.- Медведь: «Ты куда, Веник?» - Веник: «Я за водой».- Медведь хватает Веника за прутик.- Веник: «Пусти меня!» - Медведь грубо бросает Веника на землю так, что у Веника отрывается прутик, Веник хромает домой с оторванным прутиком. А что дома делается! - Крокодил (плачет): «Плохи мои дела. Стал я мусор собирать - неудобно. Ну, собрал я его, стал сжигать. Ах, я лапу обжег! Что мне делать?» - Слон (плачет): «Поймал я утенка и цыпленка - щиплются, проклятые. Небось, Крокодила они боялись!» - Приходит Веник без одного прутика" Увидели его Крокодил и Слон...» - все кончается миром и каждый делает свое дело.
В ходе продолжающегося наблюдения. Учится в 4-м классе. Легко справляется с программой, лучше даются и больше нравятся гуманитарные предметы. Самостоятельна, общительна, хорошо понимает тон и эмоциональность собеседника, юмор. Охотно и много читает, пишет, рисует. Основные ее друзья - бойкие мальчики. Может играть с ними в войну, но и проявить нежность к ним - обнять, поцеловать. В связи с развитием психомоторных пароксизмов в 10 лет начато лечение этосуксимидом.
Динамика улучшения в ходе комплексной терапии еще раз подчеркивает, что основной круг симптоматики связан с механизмами гипоактивации правого полушария. Приведенная выписка иллюстрирует не самый тяжелый случай детского аутизма. У ряда больных улучшения не удается добиться вообще, у других - степень его относительно невелика. Среди курируемых нами больных той или иной выраженности положительную динамику мы наблюдали в 70-75 %, в том числе выраженную и умеренно выраженную - примерно у 35-40 % больных. Цифровые данные характеризуют проводимое лечение лишь с одной стороны. Другую мы видим в том, что любая степень улучшения столь тяжелого расстройства помогает больным адаптироваться на уровне большей свободы поведения. Представленный комплекс не претендует на окончательность и полноту. Он является попыткой построения системы терапии детского аутизма, которая продолжает составлять нелегкую и требующую значительных дальнейших усилий задачу.
Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец