Лечение аутизма у детей
Большое значение мы придаем обучению навыкам повседневного поведения, развитию бытовых умений и самообслуживания. Здесь приходится, опираясь на индивидуальные проявления общих закономерностей детского аутизма, изыскивать для каждого ребенка свои способы, учитывающие также возможности семьи. Одна из сложностей связана с затруднением у многих детей непосредственного воспроизведения. Родители и воспитатели должны быть готовы к тому, что те или иные прививаемые навыки и умения могут реализоваться не сразу, а через недели и даже месяцы. В работе с группой родителей проводится общее обсуждение подобного рода трудностей, родители обмениваются опытом их преодоления.
Решение вопроса о школьном обучении нередко осложняется необычным рисунком поведения. Основанием для отказа в обучении должны быть только несовместимые с обучением степени психического недоразвития и поведенческие нарушения. Иногда дети, казавшиеся лишенными каких-либо перспектив развития, могут прогрессировать до возможности среднего общего и специального образования. Обучение во вспомогательной школе не всегда решает проблему, так как многие дети по интеллектуальным возможностям превышают уровень вспомогательной школы, но не умеют правильно построить поведение, плохо овладевают трудовыми навыками. Для их обучения представляется уместной организация специальных классов с небольшим количеством детей и специально подготовленным персоналом.
Общая динамика лечения. Медикаментозное лечение, работа с семьей, психотерапевтическая работа с ребенком и специальное обучение являются составными частями терапевтического комплекса, основанного на реабилитационном подходе. Как правило, первые 5-6 месяцев работы с семьей и ребенком дают основания для предварительного прогноза эффективности. Динамику состояния в ходе лечения покажем на следующем примере.
Марина 3,5 года. Мать и отец - троюродные брат и сестра. К рождению девочки им было по 24 года. Мать - филолог, мягкая, терпеливая, спокойная во внешнем поведении, добрая, застенчивая, страдает компенсированным митральным пороком, гипертонией, сахарным диабетом. Отец - физик, в детстве перенес ревматизм, застенчив, сдержан, несколько медлителен. Отец матери страдал болезнью Паркинсона, дядя - обсессивным неврозом.
Беременность 1-я, с резким токсикозом, гипертонией. Мать госпитализировалась для сохранения беременности. Беременность протекала на фоне значительных бытовых волнений. Роды срочные, физиологические.
Первые месяцы была беспокойна после кормлений, часто срыгивала. С 4 месяцев в связи с гипогалактией переведена на искусственное вскармливание. Быстро прибавляла в массе тела, «была толстой и спокойной», много раскачивалась в кровати. По ретроспективной оценке матери - на окружающее реагировала недостаточно.
В 4 месяца проявился экссудативный диатез, в 4,5 месяца перенесла легкую диспепсию, в 8 месяцев - пневмонию, в 10 месяцев - тяжелый ложный круп, после которого перестала спать одна, кричала, плакала. В возрасте 1,5 лет - грипп, осложнившийся циститом с гипертермией, рвотой, болевым синдромом. На 2-м году несколько раз перенесла респираторные заболевания, осложнявшиеся ложным крупом. В 3 года по недосмотру в течение 3 дней получала димедрол в удвоенной дозировке для взрослых, после чего стала возбудимой и раздражительной. Сохраняются проявления диатеза, отмечается аллергия к некоторым запахам.
Ходить и говорить начала до года. Произнеся тогда слово «мама», не говорила до 2 лет 3 месяцев, после чего сразу воспроизвела слышанную ею до года сказку. К возрасту начала речи знала и показывала буквы. С 9 до 15 месяцев боялась ходить. Навыки самообслуживания развивались с задержкой. После цистита перестала проситься и до 3 лет мочилась по ночам, после 3 лет - иногда и днем.
Жила с родственниками, отдельно от матери с 9 до 13 и с 18 до 25 месяцев (в связи с работой матери). С 1,5 до 2,5 лет много времени проводила с бабушкой, у которой быстро прогрессировал атеросклероз.
Первые подозрения о неблагополучном развитии возникли к концу 1-го года жизни, когда после ложного крупа стала бояться врачей и плохо спать.
К началу наблюдения: совершенно не умеет общаться со сверстниками и младшими детьми. Несколько лучше поддерживает контакт со взрослыми и старшими детьми. На улице не дает матери взять себя за руку и, не оглядываясь, уходит от нее. Незнакомые люди в доме, кофемолка, музыкальные игрушки, пылесос вызывают у нее резкий страх. Несмотря на то, что многое не умеет делать, не принимает постороннюю помощь. В присутствии людей становится импульсивной и возбужденной, но контакт с ними отсутствует. К природе и животным равнодушна. Сострадания к кому-либо не проявляет. Обычно избегает ласки и сама неласкова. Если ей кто-то или что-то мешает, требует убрать это: «Убрать человека..., убить вещь». С куклами не играет, а подаренную ей большую куклу боится и не дает доставать ее. Любит игрушечных мягких медведей, играет ими - купает, кормит и говорит, что хочет «быть Мишенькой». Называет все буквы. Пытается рисовать, но получаются каракули. Карандаш держит в горсти. Разбрасывает игрушки и дает бурные протестные реакции при попытке убрать их. Чрезвычайно трудно приспосабливается к любым изменениям в обстановке и привычных стереотипах. Себя называет в третьем лице или ласковым прозвищем, которым ее называют взрослые. Глаголы использует в инфинитиве. Часто «как заведенная» повторяет услышанные фразы. Может часами кружиться под музыку или повторять одно и то же действие. На улице месяцами в определенном месте повторяет когда-то сказанную матерью именно здесь фразу. Неуклюжа и неловка.
Соматоневрологически: полная и диспластичная по диэнцефальному типу. Очаговых симптомов не выявляет. Пространственные и ритмические пробы выполняет с грубыми ошибками.
ЭЭГ: значительная неустойчивость ритмов несколько сниженной амплитуды. При длительной записи выявляется неустойчивая альфа-активность, но в то же время в задних отделах сохраняется доминирование соответствующего возрасту медленноволнового ритма. В моторно-теменных зонах регистрируется дизритмическая активность с выбросами заостренных волн, что характеризует незрелость этих зон. Реакции на функциональные пробы бурные, но диффузные и однотипные. При повторном применении одной пробы отмечается реакция в виде общего возбуждения. При этом регистрируется снижение амплитуды ритмов и увеличение представительства быстрых волн, что позволяет думать о выравнивании на высоком уровне возбуждения. Выраженная неравномерность сформированности ритмики по отдельным зонам мозга.
При первом осмотре: с трудом и со слезами приведена в кабинет. Говорит, отвернувшись от собеседника. Называет себя в третьем лице и лишь иногда при напоминаниях матери автоматически заявляет: «Надо сказать - я хочу», продолжая называть себя в третьем лице. Сразу взяла со стола надевающуюся на руку куклу - игрушечного медведя: ставила, сажала его, вкладывала в него мелкие куклы: «Им там хорошо». Держа карандаш в горсти, рисует каракули. Получив конфету, приседает, плотно сжав ноги и прячась таким образом за стол, через 30-50 с встает: бедра плотно сжаты, конфету прижимает к груди, на лице - выражение удовольствия, лицо гиперемировано, девочка мелко дрожит всем телом и урчит (это постоянный и неизменный ритуал удовольствия). Множество эхолалии. Вопросов, кроме «Как это называется?» и «Что мама делает?», не задает. Эти вопросы часто выглядят эхолалическими. Диалог с ней не удается ни матери, ни врачу. По сведениям от матери: сохраняется ночной энурез.
Осмотрена консилиумом врачей, заключивших, что необходим дифференциальный диагноз между шизофренией (дефектным состоянием со снижением интеллекта) и общим психическим недоразвитием с выраженной неравномерностью.
В 3,5 года начато лечение триптизолом. Первое время мать использовала его эпизодически как симптоматическое средство. На этом фоне отмечена некоторая расторможенность и значительное ослабление энуреза. Затем до 6 лет получает триптизол регулярно с перерывами в лечении на 3-4 месяца весной - летом. Дозировки - до 15-35 мг/сутки, периодически в сочетании с галоперидолом (0,2-0,5 мг/сутки), меллерилом (до 15 мг/сутки) и приведенной выше прописью без фенобарбитала. В 5,5-6 лет проведен курс лечения аминалоном (400 таблеток). В дальнейшем акцент все более переносится на психотерапию и коррекционную работу, а дозы триптизола уменьшаются и отменяются.
4 года 1 месяц. Стала чаще привлекать к играм мать и бабушку. С приехавшей двоюродной сестрой 2 лет не играет. Требует чтения одних и тех же книг, которые «в тысячный раз в одних и тех же местах комментирует одними и теми же словами». По многу раз повторяет фразы. Боится подаренного велосипеда и требует отдать его. Детей игнорирует, в общение с ними не вступает. Стала больше строить из кубиков. Моет игрушечных медведей, но себе вымыть голову не дает. Увеличила внимание к окружающему, чаще задает вопросы о том, что видит. Расширила ассортимент используемых игрушек. Обнаруживает привязанность к матери. Начала смотреть телевизор - раньше вообще не давала включать его. Иногда в спонтанной речи начала использовать «я»: «Я берет... я держит». Перед этим впервые сказала об одном из предметов «он». Энурез сохраняется, но мать обратила внимание на его «странный» характер: девочка может проснуться ночью и, заявив о своем желании «писать на подушку», не успокоиться до его удовлетворения. Как сказала мать: «С упорством психически больного, клеящего коробки, обдирает кору со свежих прутиков».
4 года 6-8 месяц. Лето провела на даче. Чаще употребляет слово «я» и временные формы глаголов. Начала задавать адекватные вопросы «что», «почему», «как». Перешла к играм с куклами, которых кормит, одевает и проч. Пишет буквы и цифры. Пытается давать мотивированные оценки: «Гадюка плохая, она кусается». Перестала бояться ванны, моется, но не дает постричь ногти. Играет только в той песочнице, где есть дети, но требует, чтобы они на нее не смотрели. Очень привязалась к матери,- «все лето держала меня за руку и не отпускала от себя, боялась, что я уйду». Научилась ездить на велосипеде. По возвращении в город долго была раздражительна и возбудима, около месяца при ходьбе останавливалась и потирала нога об ногу. Ее стал пугать вид спящей матери. Заинтересовалась разницей между живым и неживым, была очень испугана чрезвычайно деликатным объяснением. Появилась диалогическая речь, и девочка, неожиданно для матери, стала отвечать на вопросы. На приемах радостно заявляет: «Я пытаюсь открыть дверь...; я пытаюсь порисовать мелом...; мне дали конфету». Может проспрягать глагол по просьбе, считает до 10. Энуреза нет. Сохраняются оргастические ритуалы удовольствия. Попытка отмены триптизола сопровождалась ухудшением поведения, и прием его был возобновлен.
4 года 9 месяцев. Семья переехала в новую квартиру. Девочка несколько дней ходила по комнатам, перебирала вещи и успокоилась, только убедившись в том, что все взято. Ранее «устроила скандал», когда заметила исчезновение в книжном шкафу ряда книг, хотя до этого «в упор не замечала ни этого шкафа, ни книг». Охотно играет со старшими. Речь стала свободнее, уменьшилась монотонность. Начала подхватывать беседу, уверенно пользуется первым лицом местоимений. Впервые за свою жизнь сама согласилась на осмотр педиатром и ЛОР-врачом - «Раньше ее лечили издали». Появилась возможность иногда убедить и переубедить ее. Начала есть новые блюда - ранее ни под каким давлением не выходила за пределы однообразного и ограниченного меню. Появился интерес к книгам, улавливает и может передать содержание. Смогла оставаться без матери: «Я не плакала, когда проснулась без тебя». Играет в основном с двоюродной сестрой, но ревнует к ней мать и бабушку. Быстро устает от общения. Начала изредка проявлять сочувствие. Много рисует - небрежно, быстро, довольно выразительно, чаще - на одну и ту же тему. Появляются изображения людей и сюжетные рисунки. Стала требовать у матери братика.
Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец