Лекарственная аллергия, симптомы и лечение



Имеются многочисленные данные о перекрестных реакциях между препаратами, содержащими хиноидную группу. Так, сенсибилизированные по отношению к хиноиду больные могут давать перекрестные реакции со стрептомицином и хлормицетином, с сахарином, метиленовым синим, салицилом, нафтиламином, атебрином, квотином, а также с антигистаминами.

Все сказанное о перекрестных аллергических реакциях дает возможность предположить, что для их возникновения необходимо структурное сходство детерминантных групп разрешающего и сенсибилизирующего агентов или наличие общего для них метаболита, который в соединении с белком приобретает высокую реакционную способность по отношению к иммунокомпетентной системе организма.

Практически любое лекарственное средство может оказаться этиологическим фактором лекарственной аллергии, и чем шире применяется средство, тем больше частота аллергии к нему.
 
Лекарственные аллергии чаще протекают системно, но возможно изолированное течение в одной локализации; последняя во многом определяется путем поступления препарата. Конечно, при ингаляционном поступлении аэрозолей какого-либо препарата прежде всего страдают дыхательные пути, но в принципе лекарственные аллергии - процесс эндогенный, поскольку основной путь поступления лекарственных средств - оральный и парентеральный.

Лекарственные аллергии могут проявляться разнообразными нозологическими формами: анафилактический шок, лекарственная сывороточная болезнь, острая гемолитическая анемия, агранулоцитоз, тромбоцитопения, панцитопения, системный васкулит, лимфоаденопатия, артрит; отек Квинке, феномен Артюса, крапивница, экзематозный дерматит, экзантематозный дерматит, фиксированный дерматит, эксфолиативный дерматит, острый эпидермолиз (синдром Лайла), экссудативная многоформная эритема, синдром Стивенса-Джонсона; аллергический ринит, синусит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиальная астма, пневмония, аллергический плеврит; аллергический перикардит, миокардит, эндокардит; аллергический стоматит, гастрит, энтерит, колит, холецистит, гепатит; аллергический пиелонефрит, гломерулонефрит, поражение половых органов, нервной системы и многие другие. В связи с аллергическим процессом могут возникать определенные синдромы: стенокардия, гипертония большого или малого круга, язвы на почве гиперергических некрозов (в желудке), некрозы внутренних органов (в миокарде), в легких - с образованием полостей и проч. Е. М. Тареев объединяет эти лекарственные аллергии под общим названием "большая лекарственная болезнь" и разделяет их на четыре группы: 1) анафилаксия; 2) сывороточная болезнь; 3) стимулирование лекарственным антигеном стертого течения основного заболевания и 4) ошибочная интерпретация лекарственной аллергии как коллагеноза. Каждая из этих групп имеет характерную для нее эволюцию.

Имеет ли диагностика лекарственных аллергий какие-либо особенности по сравнению с другими аллергическими заболеваниями? Прежде всего для установления аллергической предрасположенности перед назначением лекарственных средств необходимо акцентировать особое внимание на следующих моментах: 1) как больной переносит различные лекарственные средства; не было ли ухудшения состояния здоровья после приема лекарственных средств и каких, через какое время после начала приема; 2) нет ли среди перенесенных в прошлом заболеваний больным или членами его семьи аллергических реакций; 3) не наступают ли какие-либо неприятные ощущения или ухудшение состояния больного при контакте с различными пищевыми продуктами (овощами, фруктами, медом, орехами, крабами, рыбой, яйцами, мясом и др.), химическими веществами (смолами, маслами, красками, пестицидами, духами, бензином и др.), животными (лошадьми, кошками, кроликами и др.); как больной чувствует себя в период цветения растений; как переносит укусы насекомых (пчел, ос, комаров, блох и др.). Другими словами, собирая анамнез, врач должен помнить о необходимости фармакологического анамнеза.

Кроме данных анамнеза, существуют и другие методы выявления аллергической предрасположенности. Среди них до последнего времени наибольшее значение придавали гистаминовой пробе Парро. Метод основан на способности сыворотки крови здорового человека связывать до 30% фармакологического гистамина. Сыворотка больного аллергическим заболеванием или совсем не связывает, или связывает не более 10% гистамина. Г. В. Гургенидзе взамен пробы Парро использует кожную пробу с гистамином. Исследуемому внутрикожно вводится раствор гистамин-хлорида, предварительно смешанного с сывороткой. В качестве контроля внутрикожно вводится смесь гистаминхлорида с физиологическим раствором натрия хлорида. Кожная проба положительная (эритема, папула) при различных аллергических заболеваниях и достаточно достоверно отражает аллергическую реактивность организма, в частности гистаминопектическую способность сыворотки крови.
 
Могут быть использованы кожные пробы с различными биоактивными аминами: гистамином, ацетилхолином, серотонином и др.

Все эти методы имеют весьма ограниченное значение, поскольку не дают представления о повышенной чувствительности к определенному лекарственному средству и самое главное - они не являются специфичными только для аллергии. Гораздо большее значение в предупреждении аллергических осложнений имеет выявление сенсибилизации у данного больного к назначенному препарату. Это играет особо важную роль при наличии анамнестических данных о непереносимости того или иного лекарственного средства или представителей общей с ним группы.

Для специфической диагностики лекарственной сенсибилизации применяется огромный арсенал методов: различные виды кожных проб (прямые и непрямые), клеточные и серологические иммунологические реакции, провокационные аллергические тесты. Своевременное выявление "скрытой" сенсибилизации позволяет предотвратить иногда тяжелейшие осложнения лекарственной терапии.

Кожные (особенно внутрикожные) пробы с лекарственными аллергенами небезопасны, возможна анафилаксия (следовательно, их можно проводить лишь будучи готовым к борьбе с возможными осложнениями). Кроме того, кожные пробы имеют значение лишь тогда, когда они положительны (при этом не следует применять данный препарат). Отрицательный ответ не гарантирует от реакций к данному аллергену.

В тех случаях, когда лекарственной реакции не удалось избежать, задача состоит прежде всего в диагностике аллергического состояния как такового, что сводится, в основном, к констатации соответствующей клинической картины: анафилактического шока, приступов удушья, зуда, высыпаний на коже, различных гематологических и коллагенозоподобных синдромов, аллергических поражений внутренних органов, которые порой трактуются как обострение основного заболевания.

Следующим этапом диагностики развившихся аллергических осложнений, как вытекает из разбора нашего больного, является идентификация лекарственного средства, их вызвавшего. Для этого применяются перечисленные выше методы выявления специфической сенсибилизации к препаратам, предположительно являющимся причиной развития данного синдрома.

В случаях, когда лекарственная аллергия протекает по аутоиммунному типу (аллергический висцерит, гемолитическая анемия, агранулоцитоз и др.), выявление сенсибилизации к препарату, как правило, не удается. Первостепенное диагностическое значение при этом имеет установление связи между развитием определенного клинического синдрома и приемом какого-либо лекарственного средства, а также определение в крови соответствующих антител.

Еще раз следует отметить, что отрицательные результаты аллергологических и иммунологических тестов не являются абсолютным доказательством отсутствия повышенной чувствительности к тому или иному препарату. Причиной этого могут быть: перекрестная аллергия, недостаточный диапазон применяемых аллергенов, неправильный выбор метода (например, пассивный перенос гиперчувствительности с сывороткой при аллергии замедленного типа, наличие рефрактерной фазы, влияние проводимого лечения, особенно стероидами) и др. Поэтому окончательная оценка результатов исследования должна производиться с всесторонним учетом данных аллергологического анамнеза, клинического наблюдения и специального исследования больного.

Лечение лекарственной аллергии

Лечение лекарственных аллергий имеет свои особенности, главная из которых - это отмена препарата, обусловившего аллергию. К сожалению, вследствие того, что при большинстве заболеваний медикаментозное лечение осуществляется группой лекарственных средств, а в состав каждого из них порой входит несколько компонентов, выявление препарата, оказавшегося гаптеном,- дело весьма сложное, но я предпочитаю смело идти на полную отмену всех лекарственных назначений. Это себя много раз оправдало.

Разумеется, могут возникать обстоятельства, когда для отмены некоторых препаратов возникают жизненные противопоказания - например, инсулина при тяжелом сахарном диабете, антибиотиков при тотальной острой пневмонии и проч. В таких случаях приходится продолжать лечение, но под прикрытием десенсибилизирующих средств (кортикостероидные, антигистаминные средства).

Выбор системы патогенетической терапии зависит от быстроты развития аллергического осложнения, которое может возникать остро, внезапно, бурно и исподволь, постепенно нарастая, приобретая хроническое течение. Лечение анафилактического шока и других острых аллергозов дано в соответствующих лекциях.

Пример нашего больного и наш опыт свидетельствуют о том, что если лечение начато сразу после появления первых признаков заболевания, то, несомненно, целесообразно одноразово ввести адреналин и одновременно начать кортикостероидную терапию совместно с гепарином, альбумином, иммунодепрессантами и симптоматическую терапию в зависимости от характера проявлений заболевания.

При медленно развивающихся и хронически текущих лекарственных аллергий в тех случаях, когда отмена препарата не приводит к полной ликвидации проявлений аллергии и где нет признаков аутоиммунизации, как свидетельствует наш опыт, возможно как метод выбора применение специфической иммунотерапии, оказывающейся порой достаточно эффективной.

Для профилактики лекарственной аллергии (лекарственного шока) применяют метод скептофилаксии, разработанный французским аллергологом Пастер-Валери-Радо в 1925 г. За час до приема обычной дозы лекарственного средства дают в 100 раз меньшую дозу при пероральном приеме средств-гаптенов. При парентеральном введении препаратов-гаптенов (пенициллин) первоначальная доза должна быть в 10-20 тыс. раз меньше первоначальной терапевтической дозы и ее следует наращивать только в арифметической прогрессии.

В последнее время предполагают введение для лиц, перенесших лекарственные аллергические реакции, специального паспорта (по аналогии с больными сахарным диабетом, находящимися на инсулинотерапии). Паспорт следует всегда носить при себе и фиксировать в нем все лекарственные аллергические реакции, которые возникали у больного. Высказываются пожелания, чтобы при оформлении истории болезни лицам с наличием у них в настоящем или прошлом аллергических реакций на лекарственные средства они были бы отмечены красным карандашом на титульном листе (наряду с группой крови и т. д.).

Рекомендуем статью о лечении лекарственной аллергии
Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Гость, 07.10.2011 23:46:18
Иммунодефициты, обусловленные приемом лекарств

В первую очередь это касается иммуносупрессивной терапии. Некоторые препараты нежелательно интерферируют с иммунным ответом. Лечение эпилепсии дифенином приводит в 5% случаев к развитию дефицита IgA с концентрацией 0,1-0,2 г/л, реже - к проявлению гипогаммаглобулинемии с низким уровнем В-клеток в периферической крови. Значительная роль принадлежит активации клеток-супрессоров. После отмены препарата в течение нескольких недель происходит восстановление иммунологических показателей. Клинические симптомы иммунодефицита развиваются лишь в редких случаях.
Гость, 15.10.2011 20:09:55
Что же теперь, лекарства не пить?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: