В последнее время, главным образом с помощью электромиографии, было установлено, что участие антагонистов в качестве регуляторов или скорее модуляторов нормальных волевых движений гораздо больше, чем это раньше считалось. Это особенно относится к точным и тонким выполнениям движений руки. В данном случае почти всегда устанавливается одна или другая степень ЭМГ активности у антагонистов. Все более утверждается тенденция считать этот феномен правилом, а не исключением, хотя на первый взгляд он находится в некотором противоречии с закономерностью реципрокной иннервации. Следует согласиться, что последняя редко существует в чистом виде при сложных и тонких движениях, необходимых в ежедневной практике. Включение антагонистов с меняющейся, дозированной и приспособляющейся к конкретным требованиям движения активностью можно рассматривать как ее диалектическое дополнение. Исходя из этого, может быть, правильнее в таких случаях говорить не о мышцах-антагонистах, а о мышцах-модуляторах.
Физиологическое включение антагонистов в качестве модуляторов при движениях также объясняет случаи дискоординации двигательных актов, наблюдаемых при различных заболеваниях. Патологические моменты (болевые раздражения, нарушения проприорецептивной регуляции движения и т. д.) могут привести к расстройству физиологических координационных взаимоотношений агонистов-антагонистов, причем активность последних при данном движении неадекватно усиливается. Это может существенно изменить характер движения и сделать его совсем нецелесообразным. Так, например, во многих случаях акушерского или травматического паралича в области плечевого сустава при попытке совершить абдукцию плеча активно напрягается большая грудная мышца. Закрепление этого патологического двигательного стереотипа может сопровождаться длительным повышением тонуса большой грудной мышцы, блокированием абдукции и в результате этого - аддукторной контрактурой.
В кинезиологической литературе часто встречается также термин мышцы-синергисты. Сразу же следует отметить, что различные авторы вкладывают в это понятие иногда совершенно противоречивое содержание. Одни авторы называют синергистами вспомогательные двигатели, другие - стабилизаторы, а третьи - нейтрализаторы. То определение, согласно которому синергистами являются мышцы, которые помогают движению или действуют сообща при данном движении, не выдерживает серьезной критики. Сами по себе все мышцы, вовлеченные в данное движение, одним или другим способом помогают ему, способствуют его осуществлению. Это относится в некоторых случаях даже к антагонистам. Для кинезиологического анализа важно, однако, знать конкретный вклад каждой из мышц в движении, точную роль, которую она выполняет в нем. А именно этого нельзя определить с помощью термина «синергисты». Поэтому желательно избегать этого термина, заменяя его более точными определениями: двигатели, фиксаторы, нейтрализаторы и антагонисты.
Особенности при действии многосуставных мышц. Мышцы, которые охватывают два или более суставов, имеют некоторые особенности при двигательной деятельности. Движения, совершаемые в одном из суставов, отражаются определенным способом через эти мышцы и на другие суставы, над которыми они проходят.
При сокращении обычно мышцы укорачиваются приблизительно на 50% своей длины в спокойном расслабленном состоянии. Для односуставных мышц это достаточно для совершения полного объема движения сустава, над которым они перекинуты. При многосуставных же мышцах соотношения различны. Когда многосуставная мышца при сокращении закончит полный объем движения в одном из суставов, над которым она перекинута, сократительная способность, соответственно ее сила, недостаточна для окончания движения и в остальных суставах. Места прикрепления мышцы оказываются слишком близки одно к другому, мышца сравнительно расслаблена и при таком положении она не может развить достаточной силы. В таких случаях говорят об активной недостаточности многосуставных мышц. Так, например, флексоры пальцев руки проходят над лучезапястным суставом, пястно-фаланговыми суставами и межфаланговыми суставами пальцев. При полной флексии лучезапястного сустава (приблизительно 90°) эти мышцы не имеют уже достаточной силы для осуществления полного объема движения в пястно-фаланговых и межфаланговых суставах, т. е. при полной флексии кисти пальцы руки не могут сжаться в кулак.
Феномен активной мышечной недостаточности находит применение для изолирования действия односуставных мышц от действия многосуставных, например, при мануальном мышечном тестировании. Если над данным суставом перекинуты одно- и многосуставные мышцы, то эффект последних можно элиминировать в большей степени, поставив их в положение активной недостаточности.
Основы кинезитерапии и кинезиологии, часть 1
Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Часть 9 | Часть 10 | Часть 11