Изменение подхода медиков к лечению инфаркта миокарда и рака

Корреспондент:
- Что конкретно имеется в виду, когда говорится о новом уровне здравоохранения? Не можете ли вы хотя бы кратко остановиться на главных направлениях дальнейшего развития медицинской помощи в нашей стране?
 

Академик Б.В. Петровский:
- Организационные формы здравоохранения сейчас в значительной степени совершенствуются, что обусловлено прежде всего крупными достижениями науки и техники, новым уровнем социального развития страны. Я уже упоминал о том, что после Великой Октябрьской социалистической революции основное внимание уделялось развитию сети здравоохранения, в первую очередь увеличению количества врачей, увеличению числа лечебных учреждений, обеспечению их медицинским оборудованием.

Огромные разрушения, которые принесла нашей стране война против фашизма, коснулась в значительной степени и здравоохранения. После войны пришлось восстанавливать 40 тыс. разрушенных больниц и поликлиник, строить новые, воспитывать новое поколение врачей.

Теперь перед нами остро стоит новая задача - резкое повышение эффективности нашей работы и улучшение ее качества. И здесь магистральный путь, на который мы вступили и по которому быстро продвигаемся, - это путь специализации. Специализация кадров, специализация учреждений, специализация медицинской помощи в целом.

В чем заключается это качественно новое явление? В чем его смысл? Он прост и понятен. Ясно, что специалист-кардиолог лучше разберется в лечении инфаркта миокарда, лучше будет его лечить, чем врач общего профиля, встречающийся с десятками самых разных болезней. Ясно, что, например, специализированный центр по ожогам может быть оборудован техникой гораздо полнее, чем «ожоговые» койки в десятках больниц, и что техника эта будет в специализированном центре использоваться значительно эффективнее и квалифицированнее. Ясно, что диагностика и лечение сахарного диабета будут осуществляться успешнее там, где именно данная болезнь является предметом повседневного изучения и практики всего коллектива. Именно к этому мы и стремимся, над этим работаем.

Однако мы обязаны видеть и тот потенциальный вред узкой специализации, которого нельзя допустить. Известно, что врач должен лечить и болезнь, и больного, должен учитывать не только состояние больного органа, но и состояние целостного организма.

Узкая специализация может толкнуть врача на путь локалистиеского мышления и этим превратить его в ремесленника. Это реальная опасность, возникшая в ходе развития медицины, и с ней необходимо бороться. Каким образом? Какие организационные формы необходимо придать здравоохранению, чтобы пользоваться благами специализации, но избежать одновременно ее слабых мест?

Прежде всего мы готовим врачей широкого профиля, знающих теорию и практику медицины.

Далее, мы создаем в настоящее время многопрофильные крупные лечебные комплексы, которые, с одной стороны, состоят из специализированных центров - кардиологических, гастроэнтерологических, хирургических и т. д., а с другой - являются единым организмом с централизованными диагностическими, лабораторными, реанимационными, рентгеновскими и другими службами, с единым коллективом врачей, вырабатывающим единый и разносторонний подход к больному. С этой целью строятся новые больницы на 1000 коек и больше, новые поликлиники на 800-1000 посещений в смену и более. Проводятся укрупнения и модернизация старых лечебных учреждений, пристройка к ним корпусов. Вводятся новые принципы медицинского районирования, которое далеко не всегда совпадает с районированием административным. Специализация и интеграция медицинской помощи, оснащение крупных комплексов современной техникой, высокая квалификация медицинского персонала - все это приносит хорошие плоды в лечении, обеспечивает его высокую эффективность.

Однако я хотел бы обратить внимание на то, что любые прогрессивные изменения медицинской помощи порождают неминуемо новые моральные проблемы, вызывают необходимость психологической перестройки не только у врача, но и у больного, его родственников. Например, на первый взгляд может показаться, что в некотором смысле старая система дает больному большие удобства, чем новая. Если раньше почти при любом заболевании человека госпитализировали в больницу, расположенную рядом с его домом, где его могли часто навещать родственники, то теперь некоторых больных транспортируют за десятки километров от дома. Конечно, поликлиники мы стараемся приблизить к месту жительства (районные поликлиники) или месту работы (медсанчасти). Но специализированные центры могут быть расположены и на значительном расстоянии от дома или работы. Со всеми этими маленькими неудобствами придется примириться, потому что они многократно перекрываются той огромной пользой для больного, которая обеспечивается специализированной помощью. Ведь и для врача, и для больного, и для общества в целом главное - эффективность лечения, здоровье человека.

Предстоит большая работа по развитию специализированных видов лечения. Прежде всего это нужно сделать в области онкологии. В СССР имеется большая сеть онкологических институтов, диспансеров, кабинетов в поликлиниках, с помощью которой удалось излечить многие тысячи этих тяжело больных. Есть положительный опыт лечения рака груди, рака желудка и даже рака легких. Как сообщала «Литературная газета», в нашей стране свыше 1,5 млн. людей, полностью излеченных от рака. Если мы построим, как это планируется, новые онкологические диспансеры, дадим в их распоряжение еще больше таких прекрасных аппаратов, как советский терапевтический лучевой комбайн «Рокус» или «Луч», оснастим их в еще большей степени гастрофиброскопами, лабораториями и другой техникой, мы в течение непродолжительного времени можем значительно увеличить эту цифру. Этому будет способствовать и строительство на средства Ленинских субботников крупнейшего онкологического центра в Москве.

Министерство здравоохранения СССР придает особое значение работе по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Сейчас перестраивается вся наша кардиоревматологическая служба. Создаются инфарктные центры, где уже сегодня можно успешно лечить самых тяжелых больных с инфарктом миокарда, строится, также на средства субботников, крупный кардиологический комплекс, создана и быстро расширяется сеть учреждений по хирургическому лечению болезней сердца и сосудов. За последнее время появились новые возможности снабжения кровью мышц сердца при остром инфаркте, пластики сосудов при аневризмах и т. д.

Многое нужно сделать и в других областях - лечении глазных болезней, стоматологии, эндокринологии и других разделах медицины. Мы особо тщательно планируем дальнейшие мероприятия по борьбе за здоровье матери и ребенка. Требуется построить много новых родильных домов, а также сеть детских больниц и поликлиник. Наши успехи в борьбе с полиомиелитом и дифтерией, их почти полная ликвидация, дополняются сейчас резким сокращением заболеваемости корью. Вызывают озабоченность высокий уровень воспаления легких и бронхитов у детей, различные болезни опухолевого и другого характера, что требует значительного повышения профилактических и лечебных мер.

Научно-техническая революция открыла перед медициной невиданные возможности. Она же принесла с собой немало новых проблем. Наш долг - решать новые проблемы на основе принципов социалистического гуманизма, умело использовать великие достижения науки в практике советского здравоохранения.